Сообщение из опыта работы по теме: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
На современном этапе развития экономических отношений в России вопрос об экономическом воспитании старших дошкольников остаётся весьма актуальным. При этом экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Буратино»
Сообщение из опыта работы по теме:
«Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности»
Арнаутова Татьяна Александровна, воспитатель
г. Радужный, 2025
Сообщение из опыта работы по теме:
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
На современном этапе развития экономических отношений в России вопрос об экономическом воспитании старших дошкольников остаётся весьма актуальным. При этом экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.
Исследования некоторых ученых подтверждают важность и
необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном
возрасте.
И.Б. Бичева обращает внимание на то, что для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создание системы финансового образования граждан, становление которой должно начинаться еще в период их дошкольного детства и протекать в семье, как наиболее сенситивного этапа развития и социализации личности.
Т.И. Горная рассматривает семью как реальную экономическую академию, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на личном жизненном опыте. И чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо показать ему это на конкретных примерах. Поэтому, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения различных видов деятельности финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Целью формирования у детей основ финансовой грамотности является: Помочь детям пяти–восьми лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Работа по формированию финансовой грамотности состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
Занятия по экономическому воспитанию проводятся 2 раза в месяц (2 и 4 неделя) Различные виды деятельности, с детьми, по финансовой грамотности включают разные формы и методы работы (непосредственно образовательную, игровую, индивидуальную и совместную деятельность).
Моя работа по данной теме началась с создания условий для формирования элементарных экономических представлений у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения: «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников» А.Д.Шатова, «Что такое бизнес. Истории для детей» А.Гесин, «Откуда берутся деньги» Е.Ульева, «Путешествие в мир финансов. Сборник ребусов и задач для дошкольников», «Волшебный банкомат» Т.Попова, «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом» Т.Попова, «Как сорока карту потеряла» книжка- раскраска для детей, «История о рублике и его друзьях», картотеки игр по финансовой грамотности дошкольников, картотека арифметических задач по финансовой грамотности, лэпбук «Финансовая грамотность».
С целью вовлечения детей в мир финансовой культуры, знакомство с товаром в группе имеются настольно-печатные игры: лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», теневое лото «Купюры» «Что можно и нельзя купить за деньги», «Доходы и расходы семьи», «Положи монеты в банк, кошелек, копилку».
Так как у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, для закрепления полученных знаний организовывали просмотр познавательных мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Азбука денег Тетушки Совы», «Фиксики. Деньги», советские мультфильмы «Как старик корову продавал», «Пятачок», «Простоквашино. Клад». После чего осуществлялось обсуждение поступков героев, из чего дети могли сделать конкретные выводы.
Все полученные знания и умения применяли на занятиях и в ходе бесед, на которых делились своими высказываниями и рассуждениями на разные темы. Например, «Что такое деньги и для чего они нужны?», «Как появились деньги», «Куда тратят деньги», «Деньги раньше и сейчас», «Что такое фальшивые деньги», «Расходы и доходы семьи», «Мой вклад в семейный бюджет» и т.д.
С целью повышения интереса детей к теме «Почему взрослые работают?» была проведена беседа, в ходе которой был создан коллективный коллаж «Финансовая грамотность дошкольников»
Встретили осень в форме осенней ярмарки, на которой инсценировали стихотворение Сергея Михалкова «Как старик корову продавал». С помощью инсценировки дети показали, как с помощью хорошей рекламы можно продать любой товар.
Ребята показали инсценировку сказки «Под грибом» для детей старшей группы. С целью формирования основ финансовой грамотности перед посещением театра ребятам необходимо было посетить кассу театра, и купить там билет на представление, после этого можно было занимать места согласно, купленных билетов.
Как показывает практика дети дошкольного возраста по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Чтобы поддержать стремление детей к экспериментированию, организовала опытно-исследовательскую деятельность «рассматривание денежной купюры и металлической монеты под увеличительным стеклом». Данный вид деятельности детям очень запомнился. В ходе исследования познакомились с понятием «денежный номер», «водяной знак», сумели отличить настоящие купюры от фальшивых, сделали вывод о последствиях использования фальшивых купюр и монет.
Для развития творческих способностей, фантазии, а также коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста организовали сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Книжный магазин», «Банк» и д.р. Ведь именно игра выступает основным средством социализации ребенка. Через игру ребенок учится правилам и нормам поведения в обществе, учится выстраивать взаимоотношения, происходит накопления опыта в различных жизненных ситуациях.
Ребята приняли активное участие в акции #НедатьНевзять, в которой призывали взрослых отказаться от коррупции, быть честными и справедливыми.
Работа велась во взаимодействии с родителями воспитанников. Из семьи ребенок получает поддержку, психологическую защищенность, формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе и окружающим.
С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок.
Подводя итог своей работы, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, помогли детям освоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию
доклад на конференции ДОУ. Былины как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Сообщение из опыта работы на тему:"Экологическое воспитание в повседневной жизни детей в 1-й младшей группе"
СООБЩЕНИЕ«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» МБДОУ Д/САД №22ВО...

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"
Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...
Сообщение из опыта работы инструктора по физическому воспитанию «Взаимодействие с семьей»
В настоящее время родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка вли...

Сообщение из опыта работы "музыка и патриотическое воспитание"
Патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, а «Музыка-необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил еще Аристотель....

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...

План работы по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
План работы по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»...

