Методическая разработка по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Малько Ольга Юрьевна

Методическая разработка по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 105

Номинация

«Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»

C:\Users\Admin\Pictures\money_005.png

Информационно – практико – ориентированный проект

по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

«Азбука юного финансиста»

Составили:

Лещенко Н.П.,

воспитатель группы №12

компенсирующей направленности

(с нарушением речи)

Малько О.Ю.,

воспитатель группы №9

комбинированной направленности

Илюшина Н.В.,

воспитатель группы №12

компенсирующей направленности

(с нарушением речи)

Ангарск, 2022 г.

Проект «Азбука юного финансиста»

Современное поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов: обсуждают с родителями ситуации в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или, когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Исследования ученых подтверждают важность и необходимость знакомства детей с деньгами. Особенно обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему А.С. Макаренко [7]. Он прямо говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф. Аменд и др. Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей [1]. В исследованиях А. Д. Шатовой показано, что результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания [9].

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем аккуратно вести свой бюджет, грамотно обращаться с деньгами.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Нравственные представления дошкольников, в основном, формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными.

Вывод: представления о нормах финансового поведения у детей старшего дошкольного возраста формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Определение проблемы:

У детей старшего дошкольного возраста не сформированы понятия по финансовой грамотности, нет представлений об экономике, финансовых отношениях.

В процессе осмысления выбора темы «Азбука юного финансиста», за основу взяли технологию проектирования.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются представления детей об окружающем мире, экономические, в том числе. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Проект «Азбука юного финансиста» поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Целью проекта «Азбука юного финансиста» являлось содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности воспитанников и родителей.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей представления о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, услуга, потребители. Труд и продукт труда, бюджет, реклама;
  • Расширять представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • Содействовать формированию умений выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
  • Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Развивающие:

  • Развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления;
  • Развивать познавательный интерес, ответственность, предприимчивость, самостоятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности, положительные взаимоотношения детей.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год – дети старшей группы, 2 год – подготовительной группы).

Участники проекта: воспитанники групп общеразвивающей и компенсирующей направленности (с нарушением речи), воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 - 7 лет.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Проект обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Формы организации деятельности:

  • совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • взаимодействие с родителями.

В основу проекта по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую, изобразительную.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

В ходе подготовительного этапа, для выявления начального уровня представлений детей  об экономических понятиях, ориентированности воспитанников в финансовой сфере, провели предварительную педагогическую диагностику. Диагностический материал составили, опираясь на методические рекомендации к программе А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику», который определял следующие уровни развития представлений:

Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

Выявление уровня представлений воспитанников осуществлялось в формах: беседы с детьми, постановка вопросов проблемного характера. Использование кейс – технологии (иллюстрации, фото – кейс): ситуации «покупки», «мамина зарплата». Отношение к людям различных профессий посредством дидактических игр, просмотра специальных фильмов.

Результаты диагностики на начало учебного года показали низкий уровень представлений детей старшего дошкольного возраста об экономических понятиях, ориентированности воспитанников в финансовой сфере. У воспитанников сформированы слабые представления о трудовой деятельности взрослых, дети не осознают товар, как продукт труда, имеющий цену. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Не выражают сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей в группе и дома. У детей не сформированы понятия «бережливость», «аккуратность». Данные представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

На подготовительном этапе, осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, с родителями провели анкетирование по теме: «Нужно ли Вашему ребёнку знание основ финансовой грамотности?». Организовали встречу с родителями в формате «Вечер вопросов и ответов». В рамках данного мероприятия выяснили: у семей воспитанников присутствует мотивация по организации работы с детьми в направлении «Финансовая грамотность», однако, представления о способах реализации данного направления у родителей не сформированы, отсутствуют теоретические и практические методы формирования у детей экономических понятий.

В реализации задач по формированию у воспитанников основ финансовой грамотности с семьями воспитанников разработали перспективный план работы.

Перспективный план работы с семьями воспитанников

на 2019 – 2021 учебный год

Формы работы

Ответственные

Анкетирование «Нужно ли Вашему ребёнку знание основ финансовой грамотности?».

Воспитатели творческих групп проекта

Консультация «Экономика в семье» на начальном этапе работы

Воспитатели творческих групп проекта

Изготовление папок – передвижек по разделам проекта

Воспитатели творческих групп проекта

Литературная гостиная «Сказка как средство экономического воспитания детей»

Воспитатели творческих групп проекта, семьи воспитанников

Творческое задание по изготовлению познавательных альбомов для Центра «Юный финансист»

Творческая группа родителей

Помощь в пополнении Центра «Юный финансист» атрибутами к играм, приобретение настольно – печатных, дидактических игр

Семьи воспитанников

Консультации по теме: «Основы экономического воспитания», «Ребёнок и семейный бюджет», «Экономический словарь»

В течение периода работы над проектом.

Воспитатели творческих групп проекта

Семейная игра – онлайн «Путешествие Рублика»

Платформа zoom.

Воспитатели творческих групп проекта, семьи воспитанников

Помощь в изготовлении лэпбука «В мире финансов»

Воспитатели творческих групп проекта, семьи воспитанников

Детско – родительская конференция «Защита проекта «Семейный бюджет»

Воспитатели творческих групп проекта, семьи воспитанников

Итоги работы (май 2021г.) Круглый стол «А все ли нам удалось? – размышления, анализ, перспектива»

Воспитатели творческих групп проекта, семьи воспитанников

Родители приняли активное участие в обогащении развивающей предметно – пространственной среды группы: совместными усилиями организовали Центр «Юный финансист», наполнили его методическим содержанием: родителями изготовлены материалы и предметы к сюжетно – ролевым играм «Банк», «Супермаркет», «Рекламное агентство». Приобрели на группу наборы дидактических и настольно – печатных игр экономического содержания. Изготовлены познавательные альбомы по темам: «История денег в картинках», «Купюры разных стран и времен».

Создание развивающей предметно – пространственной среды позволило перейти к основному этапу проекта.

Целью основного этапа являлось разработка конспектов основной образовательной деятельности (комплексно – тематическое планирование) с воспитанниками по возрастам (старший и подготовительный возраст), приложение 1.

Образовательная деятельность осуществлялась в разных формах, через различные виды детской деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходила в игровой деятельности посредством организации сюжетно – ролевых и режиссёрских игр: «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка», «Поликлиника», «Банк», «Рекламное агентство».

Использование дидактических игр, дидактического пособия «лэпбук», способствовало закреплению полученных представлений об экономических понятиях, расширяло область знаний о людях труда. В трудовой и продуктивной деятельности, воспитанники усваивали ценность продукта труда людей разных профессий.

Интеллектуальные игры-викторины, квест - игры являлись итоговыми мероприятиями по темам: «Труд и продукты труда (товар)», «Что такое деньги», «Семейный бюджет и дети», «Реклама вокруг нас», способствовали обобщению и систематизации знаний,  анализу насколько хорошо дети усвоили материал.

Нами подобрана картотека дидактических, логических и математических игр по экономическому просвещению детей старшего дошкольного возраста, приложение 2. Совместными усилиями составили картотеку сказок по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет, приложение 3.

Используя интернет – ресурсы, создали копилку интерактивных игр, презентационного материала по теме проекта, приложение 4. Осуществляя виртуальные экскурсии, игры – путешествия, с ребятами знакомились с работой банка и рекламного агентства, развивали интерес к экономике, мотивировали детей на сохранение семейного бюджета в рамках «хочу купить – возможность купить».

Эффективным методом по экономическому воспитанию детей стал метод проблемного обучения. Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создавало условия для познавательной активности дошкольников, стимулировало детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем мире.

Реализация задач по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в части основного этапа проектной деятельности показала следующие результаты, диаграмма 2.

   

Диаграмма 2

Воспитанники с высоким уровнем представлений об основах финансовой грамотности проявляют эмоциональное отношение, интерес к заданиям экономического содержания. Проявляет любознательность, задают вопросы экономического характера. В играх используют в речи экономические термины. Выражают отношение к жадности,  лени. Проявляют самостоятельность в организации сюжетно – ролевых, режиссёрских, дидактических игр.

Дети со средним уровнем выполняют задания с незначительной помощью воспитателя. При организации самостоятельной игровой деятельности, взрослый направляет, подсказывает возможные варианты игр, выбор материалов и оборудования. Воспитанники проявляют интерес к большинству заданий. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

 Проведённый мониторинг позволил перейти к заключительному этапу проекта «Азбука юного финансиста».

Целью заключительного этапа являлось обобщение знаний, умений и навыков детей по теме проекта, формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.

Посредством использования в совместной деятельности нетрадиционных форм взаимодействия с воспитанниками: развлечения «Незнайка в стране Рублик», игры – путешествия «Колесо времени», квест – игры «Найди сокровища пиратов», интеллектуальной викторины «Что? Сколько?», викторины «Все профессии важны!» с детьми закрепляли полученные ранее умения и навыки.

Осуществляя рефлексию по итогам проведённых мероприятий, дети заполняли «экран настроения» смайликами-монетками позитивного характера.

Продуктом проекта стало организация детско – родительской конференции «Проект «Семейный бюджет».

Результаты работы над проектом «Азбука юного финансиста»: 

• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;

• Родители владеют способами, методами по воспитанию финансовой грамотности детей;

• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Итогом работы над проектом стала  разработка и внедрение Программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по направлению «Познавательное развитие» «Азбука юного финансиста».

Программа разработана, утверждена на Совете педагогических работников Учреждения (Протокол № 1, от 30 августа 2021 года). Программа дополнительного образования детей 5 – 7 лет по направлению «Познавательное развитие» «Азбука юного финансиста» успешно реализуется в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 105, приложение 5.

Основные понятия и термины по экономике:

  • Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
  • Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
  • Банкир - управляющий или владелец банка.
  • Доход        -        деньги,        которые        получает        отдельный        человек,        предприятие        или государство в результате какой-либо деятельности.
  • Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
  • Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
  • Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
  • Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку
  • Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
  • Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.
  • Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
  • Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
  • Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.
  • Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
  • Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников:

  1. Рассказывайте детям о своей работе:

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают , кем работают их родители, каким трудом зарабатываются деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение:

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?»

  1. Не приучайте детей к излишествам:

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучать анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «а зачем тебе это?» не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.

  1. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимости вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, ион будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

  1. Дети должны знать цену деньгам:

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважать труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все – продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами. Которые родители зарабатывают своим трудом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для освоения детьми 5-7 лет основ Финансовой грамотности.

МАОУ ,,СОШ  № 1 им.Н.А.Некрасова,, Дошкольное отделение ,,Солнышко,, Выполнила воспитатель  1 категории. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих...

«Лучшая дидактическая игра по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки»Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самост...

Банкомат - дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности

Дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности...

Дидактическая игра по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности «КАК УСТРОЕН МАГАЗИН» ИЛИ «УЧИМСЯ ПРОДАВАТЬ И ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ»

Данная дидактическая игра предусмотрена для детей средней группы.Цель: формирование элементарных экономических представлений и основ финансовой грамотности. Задачи: развивать умение осуществлять ...

Лучшее дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности, выполненное своими руками

Лучшее дидактическое пособие по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности, выполненное своими руками...

«Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.  В игровой занимательной форме закрепить у...

Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности.

Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инве...