Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений
качеств и основ финансовой грамотности.
Паспорт проекта
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный
Тип проекта по продолжительности - краткосрочный (3 недели) с 11.01 по 29.01.2023г
Срок реализации – январь 2023 года
Тип проекта по количеству участников – групповой
Участники проекта: дети группы «Почемучки» , воспитатели, родители.
Место проведения: Детский сад «Теремок»
Возраст: 6-7 лет
Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Идея проекта:
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- 1Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников по средством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;
творческо-технической и исследовательской деятельности;
Модель реализации проекта:
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл схем.
Основная цель:
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
- Основные методы и приемы образовательной деятельности: Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
- Чтение художественной литературы.
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- Игровые упражнения для развития математических способностей.
Модель реализации проекта:
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл схем.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Музей по теме
2. Наглядный материал:
- схемы;
- презентации;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски. : ИКТ, магнитофон, фотоаппарат видеофильмов и мультфильмов, картотека речевых, пальчиковых , дидактических и дыхательных игр сборник загадок, стихов, сказок и рассказов
3Энциклопедия А.Д Шатова « Деньги.»
«История о Рублике и его друзьях.».Е.Блискавка «Дети и деньги»
Основная цель:
Продукт проекта: Выставка детских поделок и рисунков, коллективных композиций по теме.:участие группы в методической работе ДОУ – создание лепбука,.
Этапы реализации проекта: подготовительный основной заключительный
Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ | Понятие | Описание | |
11 | Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. | |
22 | Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). | |
33 | Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. | |
44 | Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. | |
55 | Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка» | |
66 | Долг, должник, займ | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | |
71 | План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | |
82 | Потребность, капризы, желание, возможность | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | |
93 | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. | |
14 | Подарок, реклама | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. | |
15 | Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. | |
План реализации проекта
Форма работы | книги |
Подготовительный этап | |
Подбор методической литературы. Подбор настольно-печатных игр, иллюстраций, репродукций картин Электронный кейс презентаций и аудио записей Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками). Специально подобранная литература по теме .Энциклопедии по теме . (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки). Создание картотек и схем Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. | |
Основной этап | |
Понедельник 11.01,18.01.25.01.22 Модуль 1. «Труд»Товар. Результаты труда человека Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление 11.01.22Утренний круг игра-соревнование Труд – основа жизни. Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. 18.01.22Утренний круг Игра-соревнование «Мои домашние обязанности Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо 25.01.22Утренний круг Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). «Расскажи-ка» составлять рассказ о труде взрослых Игры « Все работы хороши, выбирай на вкус»«Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», Загадки«Все профессии важны, все профессии нужны» Мини-спектакль по сказке «Колосок» «Презентация семейный бюджет» Д\и «Что быстрее купят?»[см. приложение № 2] Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (сКнига «Азбука Денег Раздел «Труд и профессии» тоимостью) и спросом на него. Игра «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена». Экономическая игра «Супермаркет» Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности посредствам игры «Супермаркет» Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.. Чтение худ литературы Д.Родари "Чем пахнут ремесла?" Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка» Индив.работа Раскраска «Подбери к каждой профессии орудие труда.»Работа в тетради раздел. «Труд и профессии»-с подгруппой детей П./и ,Метание шишек в дерево развитие глазомера,.с Вероникой,Софией Повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные с Артемом,Ильей . Дид игра «Назови профессию» закреплять знания детей о профессии-с подгруппой детей Мультсериал «Сказка про лень» Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей). Союзмультфильм «Так сойдёт». Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки». Союзмультфильм «Сказка про лень». Мультсериал «Навигатум»: - Профессия «Ветеринар» - «Детский стоматолог» Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог» Просмотр мультфильма Про богатого бобра. фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия), Предметно- развивающая средаКомпьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи сизображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. 9.00-9.30ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФЭМП №20 Игра «Вот так заработали» Вводим в активный словарь слово заработать ,формируем умение строить версии .Развивать логическое мышление ( Сборник методических материалов стр 34) 9.00-9.30ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФЭМП №22 Игры на решение логических задач «Деньги любят счет.» Учить различать и считать денежные купюры ( Сборник методических материалов стр 42) 9.00-9.30ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать .9.40-10.10Худ.эстет.разв(музыка) 10.25-10.55Художественно-эстетическое развитие (рис) «Кем я хочу быть» закреплять умение детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами 10.25-10.55Художественно-эстетическое развитие (рис) «Народные промыслы. Гжель»Как люди зарабатывали деньги Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
10.25-10.55Художественно-эстетическое развитие "Нарисуй свою мечты» вызвать у детей интерес друг к другу; - развивать воображение, творческие способности; - повышать у детей уверенность в себе, своих силах; развивать у детей способность чувствовать других, поддерживать и сопереживать; | Сборник методических материалов Экономическое воспитание дошкольников 11.01.23 18.01.23 25.01.23 11.01.23 18.01.23 25.01.23 |
Вторник 12.01.23, 19.01.23, 26.01.23 Модуль 2. «Деньги» Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление 12.01.23. Утренний круг Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» 19.01.23 Утренний круг «Деньги и их роль в жизни». Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. 26.01.23 Утренний круг «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. Беседа «Труд — деньги», Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.чтение, разгадываем загадки, рассказ Ра «Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара« ДеДеньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятедеятельности.
Дид. игра «Дом, где живут деньги « . накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор» Книга «Азбука Денег Раздел «Деньги .Цена» Дид.игра «Третий лишний» Книга «Азбука Денег Игра «Назови монетку» Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь. Дид. игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин Игра «Купи другу подарок»[см. приложение № 2] научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Дид игра «Сберкасса»: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать. Чтение худ литературы . Ш.Галиева «Три копейки на покупку» Демонстрация презентации «История денег»Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» «Как Миша и его семья денежки считали» Романов А. «Чудеса в кошельке» Пословицы и поговорки о лени • Труд кормит, а лень портит • У лодыря что ни день, то лень • Кто не работает, тот не ест • У плохого мастера и пила плохая • Под лежачий камень вода не течет Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, Творческое занятие «Наша мастерская» Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома Разные здания. (настольный конструктор) Учить детей составлять конструкцию по плоскостной схеме с учётом того, Индив.работа Д/и «Найди, о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечислены Игра «Посчитай»: Согласование числительных с существительными. Упражнять Киру,Глеба Мультсериал Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». «Умный Бобренок»,».»Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - .Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - .-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги Предметно- развивающая среда: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев. деньги различного достоинства 9.00-9.30 Речевое развитие(обучение грамоте)«Путешествие в страну денег» Буква «Ю» формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. .9.00-9.30 Речевое развитие(обучение грамоте). «Деньги. Монета.Банкнота. Пластиковая карта»Буква «Е»Воспитывать уважительное отношение к людям труда, воспитывать разумное поведение в жизненных ситуацияхразвивать умение экономить, формировать разумные потребности.познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия(.см приложение) 9.00-9.30 Речевоеразвитие(обучение грамоте)«Юныефинансисты» «Буква «Е»Повторитьпонятие«потребностичеловека».Закреплятьназванияосновныхпотребностейичтокнимотносится; Уточнитьотчегозависятпотребностичеловека;Продолжатьучитьрешатьпроблемныеситуации(см приложение) 10.20-10.50. Физическое развитие№13 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Л.И.Пензулаева стр 49 10.20-10.50. Физическое развитие№16 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Л.И.Пензулаева стр 51 10.20-10.50. Физическое развитие№19Упражнять в колонне по одному .бег между предметами Л.И.Пензулаева стр 54 | Маленькая энциклопедия для дошкольников А.Д .Шаталова Деньги «История о Рублике и его Друзьях» Е.Б.Блискавка «Дети и деньги» Книга «Азбука Денег История о Рублике и его Друзьях» Е.Б.Блискавка «Дети и деньги» 12.01.23 Книга «Азбука Денег 19.01.23 26.01.23 Л.И.Пензулаева |
Среда 13.01.23,20.01.23,27.01.23 Модуль 3. «Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи:
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность. 13.01.23 Утренний круг Беседы:«Заветные желания» Раскрыть значимость жизненно важных потребностей человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь. Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы все люди работали портными (строителями, врачами, поварами)?» 20.01.23 Утренний круг«Бережное отношение к вещам» формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; учить детей приводить в порядок испорченные вещи. Дид.игры. «Как Миша из покупателя превратился в продавца» Чтение художественной литературы «Как Миша из покупателя превратился в продавца» Беседа о прочитанном по вопросам Что случилось с Мишей после прогулки? Где можно купить продукты питания? 27.01.23 Утренний круг «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена». Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Физминутка: «Будем денежки считать») Игры на решение логических задач «Сказка Колобок на экономический лад» дать знания о семейных доходах, свойствах и функциях денег Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» : поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость. Дид .игра Раздел «Семейный бюджет»-раскрась свои потребности и обьясни,выбери основные потребности твоей семьи с Книга «Азбука Денег Игра «Размен»Научить считать деньги. Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» – сформировать представление о расходах семьи. Дид. игра «Что продается в магазине?» – формирование у детей представления о товаре. Познакомить детей с понятием «товар» Дид .Игра «Бюджет моей семьи»Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; Книга «Азбука Денег Игра «Какие бывают доходы?» Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; Книга «Азбука Денег Игры по решению проблемных ситуаций «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров с Книга «Азбука Денег, Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор». Чтение худ литературы Экономика в сказках «Лесной бизнес». Цель: формирование представления о разнообразии природных ресурсов; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиться успеха в любом деле.;К.И. Чуковский «Муха-цокотуха» 10. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Сказка С. Михалкова «Как старик корову продавал» формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Творческое занятие «Наша мастерская» Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и «Старичок-лесовичок» Учить детей мастерить забавные поделки, используя шишки, плоды и семена различных растений, пластилин. Атрибуты к сюж.рол игре «Супермаркет»«Ремонт испорченных вещей» (Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Индив.работаРабота в в тетрадях по финн.грамотности «Отметь расходы твоей семьи.»,«Отметь доходы твоей семьи»-работа С Ильей,Богданом ,Алисой,Викой «Придумай и нарисуй вывеску для пекарни Винн-Пуха»с Алисой,Сережей,Викой, Мультсериал «Фиксики» серия «Все про деньги», «Уроки тетушки Совы», серия «Деньги», презентации «Откуда пришли деньги», «Идем в магазин» , «Как правильно делать покупки», Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности. - Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы. Фиксики - Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977. Предметно- развивающая среда Материал. Купюры и монеты разного достоинства. Игровые деньги 9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП № 21 Игры на решение логических задач Игра «Размен» научить детей считать деньги Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. 9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП № 23 9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП №25 9.40-10.10 Экология«Монетный двор» Познакомить детей с заводом по изготовлению денег дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и монет); закрепить знания детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; продолжать знакомить детей с основами экономической культуры, содействовать развитию логического мышления; развивать самостоятельность в высказываниях; 9.40-10.10 Экология Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях. Расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы; 9.40-10.10 Экология Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» – научить дошкольников и младших школьников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых 10.25-10.55 Физическое развитие (на улице)№14 Закреплять навыки ходьбы и бега между предметами; упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре Л.И. Пензулаева стр 51 ,10.25-10.55Физическое развитие (на улице)№18 Игровое упражнение «Снежная королева» Л.И. Пензулаева стр 54 10.25-10.55Физическое развитие (на улице) №21Упражнять детей в ходьбе между снежками Л.И.Пензулаева стр 56 | |
Книга «Азбука Денег Е.Б.Блискавка «Дети и деньги» 13.01.23 20.01.23 27.01.23 13.01.23 20.01.23 27.01.23 | |
Четверг 14.01.23 .21.01.23 ,28.01.23 Модуль 4 «Покупаем, продаем и обмениваем» «Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание 14.01.23 Утренний круг Беседы«В каком магазине будет больше покупателей? «Беседа о Гринписе, рассматривание эмблемы данной организации Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать Обсуждение смы сла пословицы: «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» «Что продается, а что – нет?» Игра «Товары нашего города» (рассматривание с детьми промышленных товаров и товаров народного потребления, производимых предприятиями нашего города) «Угадай товар» Игра «Трик – трак, это не так» (закрепить связь между названием производителя и продукцией, которую он выпускает) Рассматривание рекламных газет, журналов «Мир рекламы» Игра «Придумай рекламу» Дид.игры. Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама Русская ярмарка Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». Практика «Совместные покупки»: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. Дид. игра «Супермаркет». познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар самостоятельность Игра «Чья реклама лучше»: учить детей создавать рекламу для любого продукта; подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера. Сюжетно ролевая играСоздаем рекламу (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Дид игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе Дид игра: «Что на витрине магазина» Дид игра: «В супермаркете» Дид игра: «Что в каком магазине куплено» « Ввести в речь слова (работать, зарабатывать, получать за работу, Мини-спектакль «Копилка»Интерактивный мини-спектакль Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами Чтение худ литературы: Н.Кнушевицкая «Продавец» ,Чтение В. Маяковский «Кем быть» «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» . В. Сухомлинский «Жадный мальчик» 5. Сказка «Хранители бюджета» Цель: Совершенствовать умение выразительно читать по ролям Творческое занятие Тема: "Кондитерские изделия" Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки Раздел «Реклама»-книга «Азбука денег» Лепка из соленого теста Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки Индив.работа Игра «Груша-яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы.с Машей ,Викой, Богданом Д. игра «Так бывает или нет?» - развиватьу Алисы ,Сережы наблюдательность Мультсериал». «Умный Бобренок»,».»Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - .Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - .-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги Предметно- развивающая среда 9.00-9.30 Художественно- эстетическое развитие (Музыка.) 9.40-10.10 Речевое развитие«Как мышата Круть и Верть хотели научится трудится» Знакомство с экономическими категориями труд, качество ,продукт. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях (Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 46) . 9.40-10.10 Речевое развитии Дидактическая игра по сказке «Бобовое зернышко»Ввести в речь новые слова –бартер,доход,расход,Развивать мыслительные операции внимание,речь,творческие способности(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 77) 9.40-10.10 Речевое развитие «Рекламное Агентство» Игра «Что быстрее купят», ,»Чья реклама лучше» Расширять знания об окружающей действительности. Дать знания о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах. Познакомить с разнообразными видами рекламы, что такое реклама, назначение рекламы, виды рекламы, кто производит рекламу.(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 4,.см приложение , Раб.тетрадь «Азбука денег .раздел «Реклама») 10.25-10.55 Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.)«Нужные профессии» закрепить и расширить представления о профессиях, труде людей; воспитывать уважение к людям труда; закреплять умение составлять небольшой рассказ о вещи, сделанной руками человека; побуждать лепить предметы, используя знакомые 10.25-10.55 Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.)Реклама твоего любимого товара «Витрина магазина игрушек». Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество. Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения.(см приложение) | , Книга «Азбука Денег Е.Б.Блискавка «Дети и деньги» Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» |
Пятница 15.01.23, 22.01.23 ,29.01.23 Модуль 5. Страна «Экономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи:
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе 15.01.23. Утренний круг Решение проблемной ситуации «Почему предметы бытовой техники называют волшебными помощниками?» «Какие чудо – машины могут жить в доме Золушки?» 22.01.23 Утренний круг Решение проблемной ситуации «Что может попросить старик у золотой рыбки, чтобы облегчить труд старухе?» 29.01 .23. Утренний круг ситуационные задачи, «Что нельзя купить?» ,» Бережливость»- Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело.- Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Дид.игры «Сколько это стоит?», «Как складывается стоимость товара», обсуждение Дид.игра «Планируем свои расходы» Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», Викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» Игра «Путаница» Цель: закрепление понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара». Игра «Я хочу»: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека. Игра «Отгадай сказку» Цель: закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.) Игра «Какие бывают доходы?» Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные) Игра «Аукцион»: Закреплять знания детей о таких формах продажи товара, как магазин, рынок, ярмарка. Продолжать знакомить с особенностями продажи товара на аукционе. . Чтение худ литературы Книга «Азбука Денег -Читаем рассуждаем читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская. «Сами виноваты» По С. Михалкову Мини-спектакль «Бережливые друзья» Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, Творческое занятие Лепка из соленого теста Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки. Изготовление ,детьми кошелечка используя схему. Индив.работа Книга «Азбука Денег»Раздел «Полезные экономические навыки»-сказочная экономика с Викой, Алисой, Сережей . ,Игра«Неоконченный рисунок». развитие творческого воображения. С Алисой ,Ильей, Имамом Конструирование из бумаги. Цель: закреплять умения складывать бумагу и делать простые поделки из бумаги Коля,Маша Ц,Аня,Артем«Пройди лабиринт» «Впиши пропущенные цифры» Игра «Изобретатели» (построить из разного материала (строительный материал, игрушки, бросовый материал) свою чудо - машину) С Данилом,Вероникой,Машей,Ильей 9.00-9.30 Познавательное развитие «Азбука денег « Расширить знания детей о возникновение денег,о том служило деньгами для древних людей,развивать память .внимание,речь ,стимулировать активность детей(Сборник методических разработ стр 22 , книга «История ру блика» стр 6 Энциклопедия стр 3) 9.00-9.30 Познавательное развитие)Экономическая игра «Супермаркет»Расширить представление детей о том ,что такое «супермаркет» дать новое понятие «товар»( Сборник методических разработ стр 15) 9.00-9.30Познавательное развитие «Юные финансисты» Повторитьпонятие«потребностичеловека»; Закреплятьназванияосновныхпотребностейичтокнимотносится; (см.приложение) 9.40-10.10 Художественно- эстетическое развитие (рис) Рисование иллюстраций к сказке «Колосок» формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности Знакомство с экономическими категориями ,труд,качество,продукт 9.40-10.10 Художественно- эстетическое развитие (рис) 9.40-10. Художественно-эстетическое развитие(рис). Создаем рекламу Развивать у детей творчество ,фантазию ,воображение
10.25-10.55 Физическое развитие №21 Упражнять детей в ходьбе между снежками Л.И.Пензулаева стр 56 10.25-10.55Физическое развитие №18 Л.И.Пензулаева стр 54 | Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» 15.01.23 22.01.23 29.01.23 15.01.23 22.01.23 29.01.23 15.01.23 22.01.23 29.01.23 |
Заключительный этап | |
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. . |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, |
Аналитическое | Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном процессе»
Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, де...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6-7 лет. Основы финансовой грамотности. Тема: « О, Финансы! Сказочное слово!»
АннотацияАктуальность опытаНевозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа с родителями по формированию безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста...
Лэпбук «Юные экономисты» как средство формирования экономической культуры и развития финансовой грамотности старших дошкольников
Экономическое образование включает в себя две части:экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:...

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"
Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"...

Методическая разработка по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности
Методическая разработка по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности...

«Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. В игровой занимательной форме закрепить у...
