Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Швецова Евгения Леонидовна

Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений

качеств и основ финансовой грамотности.

Паспорт проекта

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный

Тип проекта по продолжительности - краткосрочный (3 недели) с 11.01 по 29.01.2023г

Срок реализации – январь 2023 года

Тип проекта по количеству участников – групповой

Участники проекта: дети группы «Почемучки» , воспитатели, родители.

Место проведения: Детский сад «Теремок»

Возраст: 6-7 лет

Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Идея проекта

Цель проектасодействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

         Задачи:

  • 1Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников по средством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;

творческо-технической и исследовательской деятельности;

              Модель реализации проекта:        

•презентации, стихи, раскраски

•подборка художественной литературы

•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

•цикл схем.

Основная цель:

        Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
  •         Основные методы и приемы образовательной деятельности: Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк»,  «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • Игровые упражнения для развития математических способностей.

              Модель реализации проекта:        

•презентации, стихи, раскраски

•подборка художественной литературы

•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

•цикл схем.

        Ресурсное обеспечение проекта:

1. Музей по теме

2. Наглядный материал:

- схемы;

- презентации;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски. :   ИКТ, магнитофон, фотоаппарат видеофильмов и мультфильмов, картотека  речевых, пальчиковых ,  дидактических и дыхательных игр сборник загадок, стихов, сказок и рассказов

3Энциклопедия  А.Д Шатова « Деньги.»

«История о Рублике и его друзьях.».Е.Блискавка «Дети и деньги»

Основная цель:

Продукт проекта: Выставка детских поделок и рисунков,  коллективных композиций по теме.:участие  группы  в методической работе   ДОУ – создание лепбука,.                      

Этапы реализации проекта:                                                                         подготовительный                                                                                                      основной                                                                                                                   заключительный

Перечень базовых финансово-экономических понятий

 №

Понятие

Описание

11

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

22

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

33

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

44

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

55

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка»

66

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

71

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

82

Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

93

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

14

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

15

Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

План реализации проекта

Форма работы

книги

Подготовительный этап

Подбор методической литературы. Подбор настольно-печатных игр, иллюстраций, репродукций картин Электронный   кейс презентаций  и  аудио записей  

Приготовление    материалов   для  художественного  творчества  (цветная   бумага,  картон,  клей,  карандаши,  гуашь,  акварель,  восковые мелки,   приспособления   для  рисования    нетрадиционными техниками).

Специально  подобранная   литература по теме .Энциклопедии по теме .  (стихи,  рассказы,  сказки,  пословицы  и поговорки,  загадки).

Создание картотек и схем

Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Основной этап

 Понедельник   11.01,18.01.25.01.22

Модуль 1. «Труд»Товар. Результаты труда человека

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

  1. расширить представления детей о труде взрослых;
  2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
  3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление

11.01.22Утренний круг   игра-соревнование Труд – основа жизни.

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

18.01.22Утренний круг  Игра-соревнование «Мои домашние обязанности

 Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо

25.01.22Утренний круг  Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка,

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

«Расскажи-ка» составлять рассказ о труде взрослых

Игры « Все работы хороши, выбирай на вкус»«Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», Загадки«Все профессии важны, все профессии нужны»

Мини-спектакль по сказке «Колосок»

«Презентация семейный бюджет»

Д\и «Что быстрее купят?»[см. приложение № 2]

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (сКнига «Азбука Денег Раздел «Труд и профессии»

тоимостью) и спросом на него.

 Игра «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена».

Экономическая  игра «Супермаркет» Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности посредствам игры «Супермаркет»

Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий,  

цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности..

Чтение худ  литературы  Д.Родари  "Чем пахнут ремесла?" Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка»

Индив.работа Раскраска  «Подбери к каждой профессии орудие труда.»Работа в тетради  раздел. «Труд и профессии»-с подгруппой детей П./и  ,Метание шишек в дерево  развитие глазомера,.с Вероникой,Софией

 Повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные с Артемом,Ильей

. Дид игра «Назови профессию» закреплять знания детей о профессии-с подгруппой детей

Мультсериал «Сказка про лень» Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей). Союзмультфильм «Так сойдёт». Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки». Союзмультфильм «Сказка про лень». Мультсериал «Навигатум»: - Профессия «Ветеринар» - «Детский стоматолог»

Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог» Просмотр мультфильма Про богатого бобра. фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия),

Предметно- развивающая средаКомпьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи сизображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

9.00-9.30ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

ФЭМП  №20 Игра «Вот  так заработали» Вводим в активный словарь слово заработать ,формируем умение строить версии .Развивать логическое мышление ( Сборник методических   материалов  стр 34)

9.00-9.30ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

ФЭМП №22 Игры на решение логических задач «Деньги любят счет.» Учить различать и считать денежные купюры ( Сборник методических   материалов  стр 42)

9.00-9.30ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

 «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать

.9.40-10.10Худ.эстет.разв(музыка)

10.25-10.55Художественно-эстетическое развитие (рис)

 «Кем я хочу быть» закреплять умение детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами

10.25-10.55Художественно-эстетическое развитие (рис)

«Народные промыслы. Гжель»Как люди зарабатывали деньги

Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

  • формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

10.25-10.55Художественно-эстетическое развитие "Нарисуй свою мечты»

  вызвать у детей интерес друг к другу;  - развивать воображение, творческие способности;

 - повышать у детей уверенность в себе, своих силах; развивать у детей способность чувствовать других, поддерживать и сопереживать;

Сборник методических материалов

Экономическое воспитание дошкольников

11.01.23

18.01.23

25.01.23

11.01.23

18.01.23

25.01.23

Вторник  12.01.23, 19.01.23,  26.01.23

Модуль 2. «Деньги» Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
  2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой ибанкнотой, между банкнотами разного достоинства;
  4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  7. формировать разумное отношение к расходованию денег;

формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление

12.01.23. Утренний круг  Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет»

19.01.23 Утренний круг  «Деньги и их роль в жизни».

Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

26.01.23 Утренний круг  «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег,

 денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

Беседа «Труд — деньги», Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.чтение, разгадываем загадки, рассказ

Ра  «Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара«

ДеДеньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятедеятельности.

  1. Дид.игры «Магазин»Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  2. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Дид. игра «Дом, где живут деньги «

. накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор» Книга «Азбука Денег Раздел «Деньги .Цена»

Дид.игра «Третий лишний» Книга «Азбука Денег

Игра «Назови монетку» Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.

Дид. игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин

Игра «Купи другу подарок»[см. приложение № 2]

научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Дид игра «Сберкасса»: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.

Чтение худ  литературы  . Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Демонстрация презентации «История денег»Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

 «Как Миша и его семья денежки считали» Романов А. «Чудеса в кошельке» Пословицы и поговорки о лени • Труд кормит, а лень портит • У лодыря что ни день, то лень • Кто не работает, тот не ест • У плохого мастера и пила плохая • Под лежачий камень вода не течет

Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману,

Творческое занятие «Наша мастерская» Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома

Разные здания. (настольный конструктор)

Учить детей составлять конструкцию по плоскостной схеме с учётом того,

Индив.работа  Д/и «Найди, о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечислены  Игра «Посчитай»: Согласование числительных с существительными. Упражнять  Киру,Глеба

Мультсериал Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». «Умный Бобренок»,».»Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - .Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - .-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги

Предметно- развивающая среда: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев. деньги различного достоинства

9.00-9.30 Речевое

развитие(обучение грамоте)«Путешествие в страну денег»

Буква «Ю»   формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

.9.00-9.30 Речевое

развитие(обучение грамоте).  «Деньги. Монета.Банкнота. Пластиковая карта»Буква «Е»Воспитывать уважительное отношение к людям труда, воспитывать разумное поведение в жизненных ситуацияхразвивать умение экономить, формировать разумные потребности.познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия(.см приложение)

9.00-9.30 Речевоеразвитие(обучение грамоте)«Юныефинансисты» «Буква «Е»Повторитьпонятие«потребностичеловека».Закреплятьназванияосновныхпотребностейичтокнимотносится; Уточнитьотчегозависятпотребностичеловека;Продолжатьучитьрешатьпроблемныеситуации(см приложение)

10.20-10.50. Физическое развитие№13 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Л.И.Пензулаева стр 49

10.20-10.50. Физическое развитие№16 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Л.И.Пензулаева стр 51

10.20-10.50. Физическое развитие№19Упражнять в колонне по одному .бег между предметами  Л.И.Пензулаева стр 54

Маленькая энциклопедия для дошкольников

А.Д .Шаталова

Деньги

«История о Рублике и его

Друзьях»

Е.Б.Блискавка

«Дети и деньги»

 Книга «Азбука Денег

История о Рублике и его

Друзьях»

Е.Б.Блискавка

«Дети и деньги»

12.01.23

 Книга «Азбука Денег

19.01.23

26.01.23

Л.И.Пензулаева

Среда  13.01.23,20.01.23,27.01.23

Модуль 3. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
  2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

13.01.23  Утренний круг Беседы:«Заветные желания» Раскрыть значимость жизненно важных потребностей человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь. Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы все люди работали портными (строителями, врачами, поварами)?»

20.01.23 Утренний круг«Бережное отношение к вещам» формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным;  учить детей приводить в порядок испорченные вещи.

Дид.игры.

«Как Миша из покупателя превратился в продавца» Чтение художественной литературы «Как Миша из покупателя превратился в продавца»

Беседа о прочитанном по вопросам

Что случилось с  Мишей после прогулки?

Где можно купить продукты питания?

27.01.23  Утренний круг «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена». Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Физминутка: «Будем денежки считать»)

Игры на решение логических задач «Сказка Колобок на экономический лад» дать знания о семейных доходах, свойствах и функциях денег

Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» : поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость.

Дид .игра Раздел «Семейный бюджет»-раскрась свои потребности и обьясни,выбери основные потребности твоей семьи с Книга «Азбука Денег

Игра «Размен»Научить считать деньги.

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» – сформировать представление о расходах семьи.

Дид. игра  «Что продается в магазине?»  – формирование у детей представления о товаре. Познакомить детей с понятием «товар»

Дид .Игра «Бюджет моей семьи»Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия;  Книга «Азбука Денег

Игра «Какие бывают доходы?» Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах;  Книга «Азбука Денег

Игры по решению проблемных ситуаций «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров с Книга «Азбука Денег,

Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор».

Чтение худ  литературы Экономика в сказках  «Лесной бизнес». Цель: формирование представления о разнообразии природных ресурсов; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиться успеха в любом деле.;К.И. Чуковский «Муха-цокотуха» 10. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Сказка С. Михалкова «Как старик корову продавал» формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Творческое занятие «Наша мастерская»

Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и

 «Старичок-лесовичок»

Учить детей мастерить забавные поделки, используя шишки, плоды и семена различных растений, пластилин.

 Атрибуты к сюж.рол игре «Супермаркет»«Ремонт испорченных вещей» (Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям.

  Индив.работаРабота в в тетрадях по финн.грамотности

«Отметь расходы твоей семьи.»,«Отметь доходы твоей семьи»-работа

С Ильей,Богданом ,Алисой,Викой

«Придумай и нарисуй вывеску для пекарни Винн-Пуха»с Алисой,Сережей,Викой,

Мультсериал «Фиксики» серия «Все про деньги», «Уроки тетушки Совы», серия «Деньги», презентации «Откуда пришли деньги», «Идем в магазин» , «Как правильно делать покупки», Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности. - Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы. Фиксики - Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.

 Предметно- развивающая среда Материал. Купюры и монеты разного достоинства. Игровые деньги

9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП № 21 Игры на решение логических задач Игра «Размен» научить детей считать деньги  Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка              каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем   суммы выигрышей.

9.00-9.30     Познавательное развитие ФЭМП № 23

9.00-9.30    Познавательное развитие ФЭМП №25

9.40-10.10  Экология«Монетный двор»  Познакомить детей с заводом по изготовлению денег дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и  монет);

 закрепить знания детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; продолжать знакомить детей с основами экономической культуры, содействовать развитию логического мышления; развивать самостоятельность в высказываниях;

9.40-10.10   Экология Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях. Расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы;

9.40-10.10   Экология Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» – научить дошкольников и младших школьников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых

10.25-10.55     Физическое развитие (на улице)№14 Закреплять навыки ходьбы и бега между предметами; упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре Л.И. Пензулаева стр 51

,10.25-10.55Физическое развитие (на улице)№18 Игровое упражнение «Снежная королева»  Л.И. Пензулаева стр 54

10.25-10.55Физическое развитие (на улице) №21Упражнять детей в ходьбе между снежками Л.И.Пензулаева стр 56

Книга «Азбука Денег

Е.Б.Блискавка

«Дети и деньги»

13.01.23

20.01.23

27.01.23

13.01.23

20.01.23

27.01.23

Четверг  14.01.23 .21.01.23 ,28.01.23

 Модуль 4 «Покупаем, продаем и обмениваем»    «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
  2. продолжать знакомить детей  с профессиями продавца, кассира;
  3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
  4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
  5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание

14.01.23 Утренний круг  Беседы«В каком магазине будет больше покупателей? «Беседа о Гринписе, рассматривание эмблемы данной организации Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать

Обсуждение  смы   сла пословицы: «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»  

«Что продается, а что – нет?»  

Игра «Товары нашего города» (рассматривание с детьми промышленных товаров и товаров народного потребления, производимых предприятиями  нашего города)

«Угадай товар»

Игра «Трик – трак, это не так» (закрепить связь между названием производителя и продукцией, которую он выпускает)

Рассматривание рекламных газет, журналов

«Мир рекламы»

Игра «Придумай рекламу»

Дид.игры. Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама

Русская ярмарка  Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

Практика «Совместные покупки»: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

 Дид. игра «Супермаркет». познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар самостоятельность

Игра «Чья реклама лучше»: учить детей создавать рекламу для любого продукта; подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Сюжетно ролевая играСоздаем рекламу (работа в подгруппах).

Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Дид игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе

Дид игра: «Что на витрине магазина»

 Дид игра: «В супермаркете»

Дид игра: «Что в каком магазине куплено»

« Ввести в речь слова (работать, зарабатывать, получать за работу,

Мини-спектакль «Копилка»Интерактивный мини-спектакль

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Чтение худ  литературы: Н.Кнушевицкая «Продавец» ,Чтение В. Маяковский «Кем быть» «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» . В. Сухомлинский «Жадный мальчик» 5. Сказка «Хранители бюджета»

Цель: Совершенствовать умение выразительно читать по ролям

Творческое занятие Тема: "Кондитерские изделия"

 Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки

Раздел «Реклама»-книга «Азбука денег»

Лепка из соленого теста  Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки

Индив.работа  Игра «Груша-яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы.с Машей ,Викой,

Богданом Д. игра «Так бывает или нет?» - развиватьу Алисы ,Сережы наблюдательность

Мультсериал». «Умный Бобренок»,».»Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - .Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - .-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги

Предметно- развивающая среда    

9.00-9.30 Художественно- эстетическое развитие (Музыка.)

9.40-10.10   Речевое развитие«Как мышата Круть и Верть хотели научится трудится» Знакомство с экономическими категориями  труд, качество ,продукт. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях

(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 46)

. 9.40-10.10   Речевое развитии Дидактическая игра по сказке «Бобовое зернышко»Ввести в речь новые слова –бартер,доход,расход,Развивать мыслительные операции внимание,речь,творческие способности(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 77)

9.40-10.10   Речевое развитие «Рекламное Агентство» Игра «Что быстрее купят», ,»Чья реклама лучше» Расширять знания об окружающей действительности. Дать знания о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах. Познакомить с разнообразными видами рекламы, что такое реклама, назначение рекламы, виды рекламы, кто производит рекламу.(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 4,.см  приложение , Раб.тетрадь «Азбука денег .раздел «Реклама»)

10.25-10.55  Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.)«Нужные профессии»

закрепить и расширить представления о профессиях, труде людей;

воспитывать уважение к людям труда; закреплять умение составлять небольшой рассказ о вещи, сделанной руками человека; побуждать лепить предметы, используя знакомые

10.25-10.55  Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.)Реклама твоего любимого товара «Витрина магазина игрушек».

Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество. Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения.(см  приложение)
10.25-10.55  Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.)«Копилка с монетками»Инициировать творческую активность детей при создании поделок на основе готовых бытовых форм.. Вызвать интерес к экспериментированию с формой.. Показать  возможность создания копилки путём дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. Активизировать разные приёмы лепки. Развивать воображение, чувство формы.

,

Книга «Азбука Денег

Е.Б.Блискавка

«Дети и деньги»

Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет»

Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет»

Пятница  15.01.23, 22.01.23 ,29.01.23

Модуль 5. Страна «Экономград»

Цель:  содействие  финансовому  просвещению  и  воспитанию  детей  дошкольного  возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;  

Задачи:    

  1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
  2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются  не только в реальной жизни, но и в сказках.
  3. развивать у детей  умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;  
  4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку   поступкам героев;  
  5.  развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел  с замыслами сверстников;  
  6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в  процессе познавательно-игровой деятельности;    

воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями  бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе

15.01.23.  Утренний круг  Решение проблемной ситуации «Почему предметы бытовой техники называют волшебными помощниками?»

«Какие чудо – машины  могут жить в доме Золушки?»

22.01.23   Утренний круг  Решение проблемной ситуации «Что может попросить старик у золотой рыбки, чтобы облегчить труд старухе?»

29.01 .23. Утренний круг  ситуационные задачи, «Что нельзя купить?»

,» Бережливость»- Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.-

 Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Дид.игры  «Сколько это стоит?», «Как складывается стоимость товара», обсуждение

Дид.игра «Планируем свои расходы» Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки

Социо-игровая технология (работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», Викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

 Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Игра «Путаница» Цель: закрепление понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара».

Игра «Я хочу»: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

Игра «Отгадай сказку» Цель: закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.)

Игра «Какие бывают доходы?» Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные)

Игра «Аукцион»: Закреплять знания детей о таких формах продажи товара, как магазин, рынок, ярмарка. Продолжать знакомить с особенностями продажи товара на аукционе.

. Чтение худ  литературы Книга «Азбука Денег

-Читаем рассуждаем читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская. «Сами виноваты» По С. Михалкову

 Мини-спектакль «Бережливые друзья»

 Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того,

Творческое занятие Лепка из соленого теста  Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки. Изготовление ,детьми кошелечка используя схему.

Индив.работа    Книга «Азбука Денег»Раздел «Полезные экономические навыки»-сказочная экономика с Викой, Алисой, Сережей .

,Игра«Неоконченный рисунок». развитие творческого воображения. С Алисой ,Ильей, Имамом Конструирование из бумаги. Цель: закреплять умения складывать бумагу и делать простые поделки из бумаги Коля,Маша Ц,Аня,Артем«Пройди лабиринт»

«Впиши пропущенные цифры» Игра «Изобретатели» (построить из разного материала (строительный материал, игрушки, бросовый материал) свою чудо - машину)

С Данилом,Вероникой,Машей,Ильей

9.00-9.30   Познавательное развитие  «Азбука денег « Расширить знания детей о возникновение денег,о том служило деньгами  для древних людей,развивать память .внимание,речь ,стимулировать активность детей(Сборник методических разработ  стр 22 , книга «История  ру блика» стр   6 Энциклопедия стр 3)

9.00-9.30  Познавательное развитие)Экономическая игра «Супермаркет»Расширить представление детей о том  ,что такое «супермаркет» дать новое понятие «товар»( Сборник методических разработ  стр 15)

9.00-9.30Познавательное развитие  «Юные финансисты» Повторитьпонятие«потребностичеловека»; Закреплятьназванияосновныхпотребностейичтокнимотносится; (см.приложение)

9.40-10.10 Художественно- эстетическое развитие (рис) Рисование иллюстраций к сказке «Колосок» формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности Знакомство с экономическими категориями ,труд,качество,продукт

9.40-10.10   Художественно- эстетическое развитие (рис)

9.40-10.    Художественно-эстетическое развитие(рис). Создаем  рекламу Развивать у детей творчество ,фантазию ,воображение


10.25-10.55  Физическое развитие №15 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Закреплять навыки ходьбы и бега между предметами; упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре и прыжках; развивать ловкость в упражнении с мячом . Л.И.Пензулаева стр 51

10.25-10.55    Физическое развитие №21

Упражнять детей в ходьбе между снежками Л.И.Пензулаева стр 56

10.25-10.55Физическое развитие №18 Л.И.Пензулаева стр 54

Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет»

15.01.23

22.01.23

29.01.23

15.01.23

22.01.23

29.01.23

15.01.23

22.01.23

29.01.23

Заключительный этап

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки

Кто и как зарабатывает деньги в семье.

Как формируется семейный бюджет.

Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.

Как научиться экономить деньги.

.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии,

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном процессе»

Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, де...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6-7 лет. Основы финансовой грамотности. Тема: « О, Финансы! Сказочное слово!»

АннотацияАктуальность опытаНевозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа с родителями по формированию безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста...

Лэпбук «Юные экономисты» как средство формирования экономической культуры и развития финансовой грамотности старших дошкольников

Экономическое образование включает в себя две части:экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:...

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"...

Методическая разработка по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности

Методическая разработка по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности...

«Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.  В игровой занимательной форме закрепить у...