Игра - викторина "Умники и умницы"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Оюн Алимаа Кызыл-ооловна

Интеллектуальная игра по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-_viktorina_umniki_i_umnitsy.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интеллектуальной игры – викторины  «Умники и умницы»

для детей старшей группы (5 – 6 лет)

Цель: создать игровую мотивацию детей дошкольного возраста  для повышения уровня знаний по финансовой грамотности;

Задачи: учить детей применять полученные ранее знания и умения по экономическому воспитанию, закрепить первичный экономический и финансовый опыт в условиях игры - соревнования, развивать экономическое мышление, познавательную активность, активизировать словарь, коммуникативные качества, воспитывать бережливость к финансам - денежным средствам, прививать интерес к интеллектуальным играм и творческим заданиям, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Пособия и материалы: мультимедийная установка, эмблемы и название команд «Денежки» и «Монетки»; копии денежных единиц этих стран (рубли, копейки, доллары, центы, евро); магнитофон, аудиозапись «Денежная песенка» автор Ю. Гальцев.

Предварительная работа: беседы по экономическому воспитанию, игровые образовательные ситуации экономического характера, дидактические игры и чтение детской художественной литературы по формированию финансовой грамотности,  знакомство с загадками и пословицами об экономике, сюжетная игра «Супермаркет», просмотр мультфильмов «Смешарики» - «Финансовая грамотность», «Как мужик корову продавал», «Уроки тётушки Совы» - «Азбука финансовой грамотности»; продуктивная деятельность: оригами «Кошелёк», изготовление кассовых чеков, карточек «Список продуктов» для игры «Магазин»; семейные домашние виртуальные экскурсии к банкомату, в «Аптеку», «Почта», игры – путешествия по странам мира, знакомство с денежными единицами этих стран.

Ход игры:

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий:    

- Ребята, сегодня у нас особенный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

- Здравствуйте!

                       День необычный сегодня у нас,
                       Мы искренне рады приветствовать вас!
                       Для умной игры собралась детвора.
                       Её начинать нам настала пора.

(Крик Совы и на экране появляется Тетушка Сова)

Вед:  – Ребята посмотрите,  кто это?

Дети: Тетушка Сова! К нам прилетела т Сова, посмотрите конверт лежит давайте его откроем и посмотрим, что там написано.

 

«Здравствуйте дорогие ребята, я ваша любимая тетушка Сова, вы уже знакомы с финансовой грамотой я хочу проверить ваши знания. Сегодня есть возможность показать свои знания и умения в интеллектуальной игре-викторине «Умники и умницы» за каждое правильно отгаданное задание вы будете получать монеты, вам понадобится смекалка, внимание и сообразительность».   Ваша тетушка сова»

Вед: Согласны играть в интеллектуальную игру- викторину

Дети: Да!

Итак, делимся на 2 команды.

Вед: Начинаем интеллектуальную игру- викторину «Умники и умницы».

Но в начале хотим поближе познакомиться с участниками игры. Капитаны представьте свои команды.

Приветствие команды 

Наша команда : «Денежки»

«Один, два, три, четыре, пять

Будем денежки считать.

Один и два – оплатим дом.

Дом, в котором мы живём.

На три одежду может купим.

На четыре будем жить.

Ну, а пятую пока спрячем на дне кошелька.»

Приветствие команды 

Наша команда: «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А весёлые монетки.

Звонко катимся по кругу,

Жмёмся спинками друг к другу.

Дружно скачем скок, да скок,

И обратно в кошелёк»

У обоих команд есть копилки для монет

Ведущий:

Разминка:

Отгадайте загадки

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

    У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

                              (Парикмахер)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?

                                (Космонавт)

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - …

                      (ветеринар)

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

                                               (Лесник)

Итак, начинаем игру!

1 конкурс Будем говорить о профессиях людей, Профессия – это труд, которому люди посвящают свою жизнь.

Давайте посмотрим на карточки закрепленные на доске и ответим на вопрос. Кем трудятся изображенные на них люди?

(Например спросим про врача): Кто этот человек, кем и где работает, какую пользу приносят людям, продукт работы врача- здоровый человек.

Строитель- дом, повар- вкусный суп, парикмахер- ухоженная красивая прическа , бухгалтер- правильно посчитанные деньги, учитель- умный образованный ученик, дворник- чистый двор, прачка- чистое белье, пожарный- потушенный пожар.

2 конкурс:  Ребята, Тетушка Сова приготовила для вас следующее задание 

Дидактическая игра «Наоборот» (Словесная игра)

Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Покупатель - продавец

Покупка - продажа

Много - мало

Дорого - дешево

Доход - расход

Ленивый - трудолюбивый

Тратить - копить

Экспорт - импорт

Наличные - безналичные

Высокие (цены) - низкие (цены) 

Воспитатель: - Молодцы ребята, уже заработали деньги.

3 конкурс: «Конкурс капитанов». 

Блиц – турнир «Экономические вопросы» для капитанов команд.

Правила блиц - турнира: капитан должен быстро ответить на три вопроса в течение короткого времени. За правильный ответ - монета

Вопросы для капитана команды «Денежки»:

1.Какой сказочный герой положил деньги в ямку с надеждой на безбедное будущее? (Буратино)

2.Продолжи пословицу «Не хвались серебром, а …… (хвались умом).

3.Какой герой сказки выполнил все желания старухи

   (сказка о рыбаке и рыбке).

Вопросы для капитана команды «Монетки»:

1. В какой сказке использовался коллективный труд (Репка).

2.Продолжи пословицу «Денежка без ног, а …… (весь мир обойдёт).

3.Отгадай из какого мультфильма эти слова: «Я дарю тебе этот подарок безвозмездно, то есть даром». (Мультфильм «Винни-Пух»)

4 конкурс: Следующее задание от Тетушки Совы

Экономические загадки: «Доскажи словечко» (презентация на экране)

5  конкурс:

Подвижная игра по финансовой грамотности «Заработай»

Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Суть игры: Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. За каждую перенесенную игрушку ведущий выдает по монете. Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, положить на совок и быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку- монеты.

6 конкурс Воспитатель: Ребята посмотрите тут нам тётушка Сова приготовила игру «Доход и расход» (2 мольберта одна команда - расход, другая команда -доход)

Ребята скажите, а что такое доход?.......правильно это когда все члены семьи приносят в дом деньги, это еще как можно назвать – семейный бюджет. А расход что это. (когда расходуем деньги, когда мы тратим)

  Д/ игра «Доход, расход».

- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход.

(дети отвечают и расставляют карточки в доход или расход).

1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

3. Выиграли в лотерею …(доход).

4. Потеряли кошелёк… (расход).

5. Продали часть урожая картофеля…(доход).

6. Нашли клад…(доход).

7. Купили новую игрушку…(расход).

8. Заплатили за воду… (расход).

9. Получили вознаграждение…(доход).

10. Отправились в путешествие …(расход)

Молодцы все правильно.  

Вед: - Молодцы, ребята! 

7 конкурс  Вед: Ребята, Т Сова приготовила еще одно задание!

Наши привычки, наше поведение могут приносить пользу нам и окружающим людям или быть бесполезными для других. Сейчас мы посмотрим каких привычек у вас больше. Становитесь в 2 колонны. Каждый из вас по очереди будет подбегать к дереву. Я буду зачитывать привычку, если вы считаете, что это хорошая привычка поставьте магнит в половину хорошо- зеленого цвета, если считаете, что это плохая привычка поставьте магнит в красное поле.

Победит команда, которая правильно разместит привычки на поле.

Итак, начинаем!

- Экономить воду

- Каждый раз просить родителей в магазине купить игрушку

- Закрывать кран после мытья рук

- Выключать свет в комнате, когда выходишь

- Жадничать не делиться с друзьями игрушками

- После игры за собой собирать игрушки

- Аккуратно складывать одежду в шкаф

- Разбрасывать на улице мусор

- Экономить деньги

- Вырывать страницы из книг

- Выбрасывать чужие вещи

-

А теперь давайте посмотрим сколько ответов «плохо» и сколько «хорошо» у вас получилось.

Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете какие привычки полезные, а какие вредные.

Ребята, давайте посчитаем сколько заработали денег? С заработанными деньгами что будете делать?

Копить? Делиться? или потратите в магазине?

С/р игра «Магазин»

- Ребята, в какую игру играли?

- Какие задания понравились, где были трудности?

- Понравилась ли вам зарабатывать деньги своим трудом и умом?

Ведущий: Тетушка Сова благодарит вас за отличную командную игру, сплочённость, проявленные знания и умения по финансовой грамотности она очень рада! И вам отправила сюрприз - шоколадные монеты.

Дети: Спасибо!

Ведущий:- Друзья, наша интеллектуальная игра -викторина  «Умники и умницы» подошла к концу. Будьте бережливыми, экономными  и финансово грамотными.

задание «Финансовые загадки» (каждой команде по очереди задается вопрос, за правильный ответ команды получают монетку.

  1. Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся:
  2. И крупа, и самовар называются … (Товар)
  3. И врачу, и акробату выдают за труд … (Зарплату).
  4. Учреждение, в котором можно хранить деньги, это… (Банк)
  5. Сколько купили мы колбасы, стрелкой покажут нам точно…(Весы)
  6. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет…(Кассир)
  7. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…(Вклад)
  8. Коль трудился целый год, будет кругленький …(Доход)
  9. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? …(Банкомат)
  10. На товаре быть должна, обязательно …(Цена)
  11. Это крупный магазин, у него не счесть витрин.
  12. Всё найдётся на прилавке - от одежды до булавки. (Супермаркет)
  13. Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (Продавцы)
  14. В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет.
  15. И считать ему не лень все налоги целый день. (Бухгалтер)
  16. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)

задание «Угадай профессию по трем названным предметам»

Для команды «Финансисты»

1. Весы, прилавок, товар (продавец)

2. Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар)

3. Краска, кисти, побелка (маляр)

4. Небо, самолет, аэродром (летчик)

Для команды «Экономисты»

5. Банк, кредит, счет в банке (банкир)

6. Экономия, доход, расход (экономист)

7. Мел, доска, учебник (учитель)

8. Градусник, белый халат, лекарства (врач).

За правильный ответ команды получают монетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети  - будущее России"...

Математическая игра "Умники и умницы"

В математической игре непринуждённо осуществляется формирования математический представлений у детей....

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе

Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...

игра "Умники и умницы"

Выявить у детей знания о диких животных....

"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Способствует развитию логического мышления способом моделирования...

игра "Умники и умниц"

материал для игры "Умник и умницы" в подготовительной к школе группе...