Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Найди клад» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мангутова Фирюза Гумаровна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представления детей об экономических понятиях: деньги, доход и расход; купюра и монета;
  • познакомить с деньгами своей страны и деньгами разных стран;
  • закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда человека, что можно и что нельзя купить за деньги;
  •  способствовать формированию коммуникативных отношений;

Развивающие:

  • развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера, уважение к людям труда;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.


Создание развивающей среды для организации и проведения занятия: телевизор, ноутбук, кукла Буратино, мяч, карточки с изображением купюр разных стран, карта-схема; карты с заданиями; иллюстрации сказок; д\и «Профессии»; монетки золотые для игры на половину детей; шкатулка для клада; монетки – шоколадки по количеству детей.

Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Двигательная.
  • Восприятие художественной литературы.

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.

 

2. Основная часть:

Беседа «Как появились первые деньги?»

Игровая ситуация «Найди российские деньги»

Словесная игра «Для чего нам нужны деньги?»

Игровая ситуация «Ответь на вопрос по сказке»

Разминка  «Покупка»

Отгадай загадку.

Двигательная игра «Покупки».

Чтение стихотворения «Чего нельзя купить?»

Развивающая игра «Профессии - результат труда».

Обсуждение пословиц о деньгах.

Малоподвижная игра «Мы монетки»

Беседа «Дом, в котором живут деньги»

 

3.Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • оценка деятельности детей, самооценка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию основ

финансовой грамотности «Найди клад»

для детей группы общеразвивающей направленности

 от 5 до 6 лет.

Составила воспитатель

высшей квалификационной

 категории

Ф.Г.Мангутова

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представления детей об экономических понятиях: деньги, доход и расход; купюра и монета;
  • познакомить с деньгами своей страны и деньгами разных стран;
  • закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда человека, что можно и что нельзя купить за деньги;
  •  способствовать формированию коммуникативных отношений;

Развивающие:

  • развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера, уважение к людям труда;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.


Создание развивающей среды для организации и проведения занятия: телевизор, ноутбук, кукла Буратино, мяч, карточки с изображением купюр разных стран, карта-схема; карты с заданиями; иллюстрации сказок; д\и «Профессии»; монетки золотые для игры на половину детей; шкатулка для клада; монетки – шоколадки по количеству детей.

Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Двигательная.
  • Восприятие художественной литературы.

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.

2. Основная часть:

Беседа «Как появились первые деньги?»

Игровая ситуация «Найди российские деньги»

Словесная игра «Для чего нам нужны деньги?»

Игровая ситуация «Ответь на вопрос по сказке»

Разминка  «Покупка»

Отгадай загадку.

Двигательная игра «Покупки».

Чтение стихотворения «Чего нельзя купить?»

Развивающая игра «Профессии - результат труда».

Обсуждение пословиц о деньгах.

Малоподвижная игра «Мы монетки»

Беседа «Дом, в котором живут деньги»

3.Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • оценка деятельности детей, самооценка.

 1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

- Определение мотива для деятельности детей.

 Целеполагание.

Создание проблемной ситуации

В гости к детям приходит Буратино и обращается с просьбой: - Дорогие ребята я где то закопал свои монетки - клад, на которые хотел купить Букварь,  и никак не могу их найти.  Добрый волшебник нарисовал мне карту –схему, но я в ней не разобрался, и боюсь не справлюсь со всеми препятствиями на пути.

Определение мотива для деятельности детей.

Целеполагание.

В. Ребята, что же нам делать? Чем мы можем помочь Буратино?

(Обсуждение дальнейших действий с детьми. Подвести детей к решению самим пойти на поиски монет Буратино).

Мотивация: помочь Буратино.

Целеполагание: найти монетки – клад  Буратино, для того, чтобы он смог купить себе Букварь.

2. Основная часть:

Беседа «Как появились первые деньги?»

Игровая ситуация «Найди российские деньги»

Словесная игра «Для чего нам нужны деньги?»

Игровая ситуация «Ответь на вопрос по сказке»

Разминка  «Покупка»

Отгадай загадку.

Двигательная игра «Покупки».

Чтение стихотворения «Чего нельзя купить?»

Развивающая игра «Профессии - результат труда».

Обсуждение пословиц о деньгах.

Малоподвижная игра «Мы монетки»

Беседа «Дом, в котором живут деньги»

В: - У нас с вами есть карта-схема, которая поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройдя через которые, выполняя задания, мы будем шаг за шагом приближаться к кладу.

В: Итак, начинаем.

Первая станция у нас «Деньги»

В: Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать?

Д: (заплатить)

В: Чем мы платим за товар?

Д: (деньгами)

В: Правильно, а вы знаете, как появились деньги?

Д: (Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом) (слайд)

В: Как вы думаете, удобно это было?

Д: (нет)

В: Верно, и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали – деньги. Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали?

Д: (монеты)

В: Правильно. Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

Д: (купюры)

В: Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары, во Франции и Германии – это евро, а у нас в России – это рубли. И вот для вас первое задание.

Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли.

Игровая ситуация «Найди российские деньги»

Словесная игра «Для чего нам нужны деньги?»

В: Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений намнужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

В: Вот мы нашли первую монетку, значит мы на верном пути!

В: Молодцы! С первым заданием вы справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции.

В: Вторая станция: «Сказки»

В: - Ребята нам необходимо  ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе. Показать и  объяснить почему выбрали именно эту картинку.

Игровая ситуация «Ответь на вопрос по сказке»

  1. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
  2. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
  3. Герои каких сказок менялись на что–то?  («Петушок и бобовое зёрнышко»«Лисичка со скалочкой».)
  4. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
  5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
  6. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
  7. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
  8. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

В: Молодцы! А вот и еще одна монетка! А нас ждет следующая станция, а пока идем немного отдохнем.

Разминка  «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

В: Третья станция: «Загадки»

На этой станции нам необходимо отгадать загадки.

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

3. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)

4. Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

5. Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (доход)

6. Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

7. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

8. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

9. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

10. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

11. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

12. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

13. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

14. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

В: - Молодцы, нашли еще одну монетку.

В: Четвёртая станция: двигательная игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В.: - Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

А сейчас дети прочитают стихотворение «Чего нельзя купить?»

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где – то дома у метро,

Пепси – кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

В: Молодцы! Вы постарались, монетку нашли, но до клада ещё не добрались.

В: Пятая станция: работа с пословицами.

- Ребята, послушайте пословицу про деньги:

Деньги — не грибы и зимой не растут.

- Как вы это понимаете? (Ответы) -

Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. Посмотрите вокруг – всё, что нас окружает, сделано руками людей разных профессий. Мы одеваемся, питаемся, ездим на транспорте благодаря труду самых разных людей. Труд каждой профессии очень важен. За каждый труд платят зарплату. Какие профессии вы знаете? (Ответы детей).

Сейчас мы поиграем в игру «Профессии - результат труда».

- На столе разложены карточки, на которых изображены профессии, а нам нужно будет определить, что производят люди разных профессий из тех карточек, что есть на столе.

(Пекарь печёт хлеб, фермер выращивает овощи; швея шьёт одежду, сапожник шьёт обувь, художник рисует картины, строитель строит дом).

Давайте повторим эту пословицу

(воспитатель говорит пословицу еще раз — дети повторяют).

- Послушайте, какие еще есть пословицы о деньгах:

  • Копейка рубль бережет. (Маленькие сбережения могут со временем накапливаться и становиться значительными, поэтому даже копеечные траты могут иметь значение.)
  • Денег нету – и дела нету( Без финансовых ресурсов люди не могут осуществлять свои планы и проекты, поэтому наличие денег является важным условием для достижения успеха.)
  • Счет дружбы не портит (Дружба не должна зависеть от денежных вопросов и не должна их портит).
  • Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет и рубля. (Умный человек может зарабатывать деньги благодаря своим навыкам и знаниям, тогда как невежественный может остаться без них).

Малоподвижная игра «Мы монетки»

Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.

Монетки:

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

Игра повторяется – дети меняются ролями.

В: Молодцы! Замечательно поиграли!

В: Шестая станция: «Дом, в котором живут деньги»

В: - Ребята, давайте мы расскажем Буратино, где же нужно хранить деньги, чтобы их не терять.

  • Кошелёк.  В нём удобно хранить небольшое количество денег, чтобы их не потерять. 
  • Сейф. Прочный металлический ящик или шкаф для хранения документов и материальных ценностей, в том числе денег. 
  • Копилка.  Ёмкость со специальным отверстием для хранения и накопления монет или купюр.
  • Банк.  Это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.
  • Банковская карта. Банковская карта, на ней хранятся деньги и ею можно расплачиваться за покупки и услуги.
  • Шкатулка. Маленькая коробка для хранения ценностей, драгоценностей и денег.

- Куда Буратино надо было положить деньги? (ответы детей)

В: А сейчас посмотрите на схеме, где лежит клад и найдите его

(задание на ориентирование в пространстве)

В: Ну вот вы и нашли клад.

(сундучок в котором лежат монеты-шоколадки)

3.Заключительная часть:

оценка деятельности детей, самооценка,

подведение итогов.

В: Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра?

Что мы с вами искали?

А как называют людей, которые ищут клад?

Так мы с вами кто сегодня были?

Давайте сделаем выводы и дадим напутствие Буратино, чтобы он больше не попадал в неприятные ситуации с деньгами.

  • Экономно распоряжаться деньгами.
  • Потраченные средства уже не вернешь.
  • В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
  • Невозможно иметь все, что хочешь.
  • Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.
  • Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
  • Бережно относиться к деньгам.

Молодцы!

(Дети получают монеты-шоколадки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в средней группе

Статья способствует формированию основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.Методическая разработка направлена на решение задач:Образовательные:1.Закрепить с детьми понятие...

Квест-игра п финансовой грамотности "Найди клад". в старшей группе

Цель: - Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - закрепить с детьми понятие «деньги», дать понятие: «купюра», «монета&qu...

Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в средней группе

Квест-игра по финансовой грамотности  «Найди клад» в средней группе...

Квест по Финансовой грамотности "Найди Клад" для детей в подготовительной группе.

Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, выполнять различн...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности «Найди клад» в старшей группе

Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:закрепить с детьми понятие «деньги»;дать понятие: «купюра», «мо...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности «Найди клад» в подготовительной группе.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....