ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель проекта:
- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
«Финансовый - знайка»
Проект составили:
Воспитатель: Москалёва А.В.
Воспитатель: Пинчугова М.Ю.
2021 г. Ачинск
Содержание | |
Наименование содержание | Страница |
Введение | |
Актуальность проекта | |
Цель и задачи проекта | |
Участники проекта | |
Сроки и этапы проекта | |
Предполагаемые результаты | |
Тематический план работы с детьми и родителями (законными представителями) | |
Заключение | |
Список литературы | |
Введение
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных.
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе «Солнышко» 6-7лет в МБДОУ «Детский сад №5» городского округа город Шарья Костромской области.
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы:
- Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта:
- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта
Краткосрочный. Срок реализации проекта февраль- апрель 2021 учебный год в подготовительной к группе.
Тип проекта
- информационно – практико - ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовый - знайка».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Викторина «Мы ребята деловые».
Драматизация сказки «Как старик корову продавал».
Предполагаемые результаты
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Тематический план работы с детьми.
№ | Сроки проведения | Мероприятие |
Блок 1. «Труд» Цель: способствовать формированию представлений о труде. Педагогическая задача: формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада. | ||
1 | 01.02. – 5.02.21г. | ИОС «Почему взрослые работают?». С/р игра: «Салон красоты», «Кафе «Мечта». Чтение: «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!». |
2 | 08.02. – 12.02.21г. | Презентация профессий родителей воспитанников. |
2 блок: Деньги и цена (стоимость) Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Педагогические задачи: - воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения); - дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. | ||
3 | 15.02. -19.02.21г. | ИОС «Деньги всякие нужны», «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта». Чтение: «Копейка рубль бережет», |
4 | 22.02 – 26.02.21г. | ИОС «Путешествие в страну «Экономград». Станционная игра «Удачная покупка». Чтение: «Сказка про то, как на Руси рубль появился». |
5 | 01.03. – 05.03.21г. | ИОС «Бартер». Презентация рисунков по пословицам и поговоркам. Итоговое мероприятие «Путешествие в страну денег». Чтение: «Буратино» - продолжение сказки |
3 блок - Реклама Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о рекламе. Педагогическая задача: воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. | ||
6 | 08.03. – 12.03.21г. | ИОС «Для чего нужна реклама». Творческая игра «Сделай рекламу». |
7 | 15.03.-19.03.21г. | Командная игра «Рекламный бизнес». Чтение: сказка Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик» |
4 блок – Семейный бюджет Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Педагогическая задача: учить планированию расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета. | ||
8 | 22.03.-26.03.21г. | ИОС «Приключения Грамотея и Капризки». Чтение: «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату». |
9 | 29.03. – 02.04.21г. | ИОС «Семейный бюджет и расходы семьи». Командная игра «Расходы». Чтение: ««Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет». |
10 | 05.04. – 09.04.21г. | ИОС «Экономия тепла, света, воды». Командная игра «Как потратить деньги с пользой». Чтение: «Сказка «Копилка». |
Заключительный этап | ||
11 | 12.04. – 22.04.21г. | Викторина «Знатоки финансов». Драматизация сказки «Как старик корову продавал». |
План по работе с семьями воспитанников.
№ | Сроки проведения | Мероприятие |
1 | Февраль | Консультации: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» «Учите детей видеть связь между деньгами и трудом» |
2 | Март | Рекомендации для родителей по финансовому воспитанию детей в семье. |
3 | Апрель | Показ сказки «Как старик корову продавал». |
Заключение
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют знания по финансовой грамотности.
В последовательности – «ДОУ – СЕМЬЯ – ВОСПИТАННИКИ» - прививаются не только знания, но и правильные навыки обращения с личными финансами.
Надеемся, что благодаря этому проекту, у детей сформируются первые ступеньки к таким ценным качествам, как бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»
Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и экономическое в...

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по формированию математических представлений и финансовой грамотности для подготовительной группы детского сада....

Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Юный финансист»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность....
