Педагогическая находка «Использование кубика Блума и кругов Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Рассказываю о том, как использую в своей работе с детьми педагогическую находку: кубики Блума и круги Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Педагогическая находка «Использование кубика Блума и кругов Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 2.
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри!
Представление себя
Сегодня я рада представить вам мои педагогические находки, которые помогают мне формировать у обучающих первоначальные представления финансовой грамотности: «Использование кубика Блума и кругов Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Именно на этапе дошкольного детства начинается становление и формирование таких качеств ребенка как экономическая самостоятельность, ответственность, трудолюбие, способность к восприятию экономических преобразований, повышение финансовой грамотности.
Слайд 3
2018 год дал старт экономическому воспитанию обучающихся в нашем дошкольном образовательном учреждении. Была разработана и внедрена парциальная образовательная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет «Академия финансов для дошколят».
В 2020 году программа «Академия финансов для дошколят» получила Диплом II степени в городском конкурсе дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования «Ориентир развития» и награждена Дипломом II степени в конкурсе лучших образовательных программ по основам финансовой грамотности среди дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В марте 2024 прошла курсы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовании».
Слайд 4,5
Данную Программу реализую в вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно расписанию образовательной деятельности занятия по финансовой грамотности проходят раз в месяц, но с предварительной подготовкой к занятию используя игровые технологии.
Чтобы сделать процесс познания экономики интересным, доступным, надо говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому, чтобы дошкольникам было легче освоить азы финансовой грамотности в своей работе использую разнообразные методы, приемы, средства и формы работы, которые проходят в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью.
В этом году мои обучающие достигли старшего возраста и мне, как педагогу все время ищущего инновации захотелось внедрить новые технологии для своих детей. Воспитатель — это тот человек, который будет вести маленького ребёнка по стране, под называнием «Детство». От того, насколько интересным, познавательным и увлекательным будет это путешествие, во многом зависит, каким человеком вырастет ребёнок, и какие ценности понесёт он с собой в большую жизнь.
В свою работу с обучающими я внедрила такие новые технологии как: «Кубик Блума», «Круги Луллия», «Куб Эконом», «Додекаэдр».
Цель данных находок: формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, развитие познавательной активности в экономической сфере.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Слайд 6 («Кубик Блума»)
Начать свой рассказ о первой технологии я хотела бы с притчи.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Первой моей педагогической находкой стал Кубик Блума. Цель: развитие критического мышления посредством использования технологии «Кубик Блума». Модель 4-К.
- Критическое мышление
- Креативность
- Коммуникативные навыки
- Командность
Данную технологию, разработал американский ученый и психологом Бенджамин Блум. Ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы используя речевую активность.
«Кубик» представляет собой объемную фигуру, из яркой красочной бумаги с картинками, на сторонах которого написаны слова: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.
Педагог или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так играем до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Давайте рассмотрим особенности граней.
Назови – происходит воспроизведение знаний, полученных детьми ранее. Это самые простые вопросы. Где предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. по данной теме.
Почему – вопрос помогает проанализировать ситуацию заданной темы, сделать необходимые выводы, сформулировать причинно-следственные связи, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни – здесь рассматриваем проблему в разных аспектах и фокусируем внимание детей на всех сторонах заданной проблемы, темы. Можно использовать вспомогательные фразы, которые помогут сформулировать ответ: ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что…
Предложи – ребенок может объяснить, предложить свои идеи как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе предположения, вымысел, фантазирование.
Поделись – вопросы дают возможность выразить свое личное отношение, основываясь на свой личный опыт. Здесь мы концентрируем внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях. Например: Как плохо, что… Мне очень понравился…
Поднести кубик жюри, может раз и проиграть с ним
Использование «Кубика Блума» только сначала кажется трудным и непонятным. На практике же стало понятно, что прием очень нравится обучающимся, они быстро с интересом осваивают правила игры, а главное его быстро можно сделать своими руками. А главное, эффективный метод познавательного развития обучающихся.
Слайд 7 («Круги Луллия»)
«Круги Луллия» — это педагогическая находка, универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы и развивает интеллектуально-творческие способности у детей.
Основоположником этого метода является Раймунд Луллий — французский философ XIII века. Создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Сейчас круги Луллия представляют собой нанизанные на стержень круги по типу пирамидки, сверху устанавливается стрелка, все круги подвижны их можно крутить в обе стороны.
Актуальность данной игры заключается в том, что она позволяет воспитывать и развивать детей под девизом «творчество всем».
Основная цель работы с кругами Луллия — развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него.
Данную игру также использую как в образовательной деятельности, так и при интеграции в образовательных областях: познавательное развитие (ФЭМП), речевое развитие, а также и в сюжетно – ролевых играх «Супермаркет», «Семья» и другие.
Работа с кругами Луллия помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!
Слайд 8. «Куб Эконом»
Развивающий кубик на липучках «Экономический кубик»
Это большой куб на каждой грани, которого представлена дидактическая игра для детей 5-7 лет.
- Что раньше использовали вместо денег?»
Цель игры: уточнять знания о том, что использовали раньше вместо денег
- Доходы семьи
Цель: Уточнение знаний детей об основных и дополнительных доходах.
- Расходы семьи
Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи
- Где хранить деньги?
Цель: формирование представлений о том, где могут храниться деньги.
- Что можно купить за деньги?
Цель: формирование понимания того, что можно купить за деньги...
- Что нельзя купить за деньги?
Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.
Этот куб поможет изучить и закрепить материал, развить способности прорабатывать различные ситуации и находить пути их решения. С кубиком могут играть одновременно от 1 до 4 детей. Обучающиеся могут подбирать нужные карточки на липучки из отобранных по темам заданий, либо можно усложнить, чтоб дети выбирали из всех карточек.
Слайд 9
Новинкой в моей педагогической работе по финансовой грамотности стал Додекаэдр для дошкольников — это правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников, необычный формат и яркие, запоминающиеся картинки.
Игры с додекаэдром помогают:
- расширять пассивный и активный словарь детей;
- совершенствовать связную монологическую и диалогическую речь;
- развивать у детей навыки словоизменения имён существительных, прилагательных и глаголов;
- развивать интонационную сторону речи.
Каждый додекаэдр может быть посвящён отдельной теме.
Практичность: додекаэдр - набор обучающих карточек, размещенных на гранях фигуры - не потеряются и не разорвутся. Данную находку я только сейчас в декабре внедряю в игровую деятельность для своих обучающихся.
Слайд 10 (Работа с педагогами)
Конечно же как не поделиться своей педагогической находкой с педагогами. В рамках методических часов, я знакомлю педагогов своими находками, чтобы они применяли их в своей работе с детьми.
Повышая таким образом профессиональную компетентность воспитателей в условиях образовательного учреждения, мы повышаем качество дошкольного образования и привлекательность образовательной организации для потенциальных обучающихся.
Слайд 11 (Работа с родителями)
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей (законных представителей). Мы понимаем, что все родители очень заняты и взаимодействие родителей с ДОО редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Поэтому, работу с родителями строим на принципе открытости и тесном сотрудничестве. Я предложила данные технологии родителям поиграть дома совместно с детьми. На, что получила массу положительных отзывов.
Таким образом, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса и с интересом включаются в работу.
Слайд 12 (форум)
С 28 по 29 ноября этого года мне посчастливилось поучаствовать в 6 региональном форуме «Финансовая грамотность для всех» г. Сургут. Где делилась своими педагогическими находками с коллегами, родителями нашего округа. На, что была удивлена, что о таких педагогических находках практически никому не известно. Я была рада, что наш опыт был представлен и оценен коллегами и гостями форума.
Слайд 13 (Достижения)
Я хочу сказать, что данная тема очень актуальна, она интересна не только мне, но и моим обучающимся. Я принимала участие в качестве спикера в региональном семинаре по обмену опытом по формированию предпосылок финансовой грамотности, где делилась опытом работы. Продолжаю учувствовать с обучающими в интернет конкурсах по финансовой грамотности.
Мой опыт показал, что применение дидактических игр и пособий в работе с детьми положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей, тем самым повышая эффективность педагогического процесса.
Вашему вниманию предоставляется фильм «Путешествие в мир финансовой грамотности». «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Слайд 14. ПОДВЕДЕМ ИТОГ:
Заниматься финансовым образованием обучающихся в детском саду №22 «Планета детства» весело, интересно, занимательно и важно!
А заниматься финансовой грамотностью обучающихся в современных рыночных условиях просто необходимо – это эффективный путь подготовки ребенка к школе, к его социальной адаптации в обществе, и к дальнейшей самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель: раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Моя педагогическая находка: «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей . В докладе раскрывается значение квест - технологии при обучении детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности....
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье описание опыта работы по финансовой грамотности дошкольников....
