Педагогическая находка «Использование кубика Блума и кругов Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Черина Оксана Михайловна

Рассказываю о том, как использую в своей работе с детьми педагогическую находку: кубики Блума и круги Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientir_razvitiya_2024.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Педагогическая находка «Использование кубика Блума и кругов Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2.

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри!

Представление себя

Сегодня я рада представить вам мои педагогические находки, которые помогают мне формировать у обучающих первоначальные представления финансовой грамотности: «Использование кубика Блума и кругов Луллия в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 Именно на этапе дошкольного детства начинается становление и формирование таких качеств ребенка как экономическая самостоятельность, ответственность, трудолюбие, способность к восприятию экономических преобразований, повышение финансовой грамотности. 

Слайд 3

2018 год дал старт экономическому воспитанию обучающихся в нашем дошкольном образовательном учреждении. Была разработана и внедрена парциальная   образовательная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет «Академия финансов для дошколят».

В 2020 году программа «Академия финансов для дошколят» получила Диплом II степени в городском конкурсе дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования «Ориентир развития» и награждена Дипломом II степени в конкурсе лучших образовательных программ по основам финансовой грамотности среди дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В марте 2024 прошла курсы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовании».

Слайд 4,5

Данную Программу реализую в вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно расписанию образовательной деятельности занятия по финансовой грамотности проходят раз в месяц, но с предварительной подготовкой к занятию используя игровые технологии.

Чтобы сделать процесс познания экономики интересным, доступным, надо говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому, чтобы дошкольникам было легче освоить азы финансовой грамотности в своей работе использую разнообразные методы, приемы, средства и формы работы, которые проходят в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью.

В этом году мои обучающие достигли старшего возраста и мне, как педагогу все время ищущего инновации захотелось внедрить новые технологии для своих детей. Воспитатель — это тот человек, который будет вести маленького ребёнка по стране, под называнием «Детство». От того, насколько интересным, познавательным и увлекательным будет это путешествие, во многом зависит, каким человеком вырастет ребёнок, и какие ценности понесёт он с собой в большую жизнь.  

В свою работу с обучающими я внедрила такие новые технологии как: «Кубик Блума», «Круги Луллия», «Куб Эконом», «Додекаэдр».

Цель данных находок: формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, развитие познавательной активности в экономической сфере.

Задачи:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Слайд 6 («Кубик Блума»)

    Начать свой рассказ о первой технологии я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

        Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

 Первой моей педагогической находкой стал Кубик Блума.  Цель: развитие критического мышления посредством использования технологии «Кубик Блума». Модель 4-К.

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Данную технологию, разработал американский ученый и психологом Бенджамин Блум. Ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы используя речевую активность.

«Кубик» представляет собой объемную фигуру, из яркой красочной бумаги с картинками, на сторонах которого написаны слова: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

Педагог или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так играем до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Давайте рассмотрим особенности граней.

Назови – происходит воспроизведение знаний, полученных детьми ранее. Это самые простые вопросы. Где предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. по данной теме.

Почему – вопрос помогает проанализировать ситуацию заданной темы, сделать необходимые выводы, сформулировать причинно-следственные связи, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни – здесь рассматриваем проблему в разных аспектах и фокусируем внимание детей на всех сторонах заданной проблемы, темы. Можно использовать вспомогательные фразы, которые помогут сформулировать ответ: ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что…

Предложи – ребенок может объяснить, предложить свои идеи как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе предположения, вымысел, фантазирование.

Поделись – вопросы дают возможность выразить свое личное отношение, основываясь на свой личный опыт. Здесь мы концентрируем внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях. Например: Как плохо, что… Мне очень понравился…

Поднести кубик жюри, может раз и проиграть с ним

Использование «Кубика Блума» только сначала кажется трудным и непонятным. На практике же стало понятно, что прием очень нравится обучающимся, они быстро с интересом осваивают правила игры, а главное его быстро можно сделать своими руками. А главное, эффективный метод познавательного развития обучающихся.

Слайд 7 («Круги Луллия») 

«Круги Луллия» — это педагогическая находка, универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы и развивает интеллектуально-творческие способности у детей. 

Основоположником этого метода является Раймунд Луллий — французский философ XIII века. Создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Сейчас круги Луллия представляют собой нанизанные на стержень круги по типу пирамидки, сверху устанавливается стрелка, все круги подвижны их можно крутить в обе стороны.

Актуальность данной игры заключается в том, что она позволяет воспитывать и развивать детей под девизом «творчество всем».

Основная цель работы с кругами Луллия — развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. 

Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него.

Данную игру также использую как в образовательной деятельности, так и при интеграции в образовательных областях: познавательное развитие (ФЭМП), речевое развитие, а также и в сюжетно – ролевых играх «Супермаркет», «Семья» и другие.

Работа с кругами Луллия помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!

Слайд 8. «Куб Эконом»

Развивающий кубик на липучках «Экономический кубик»

Это большой куб на каждой грани, которого представлена дидактическая игра для детей 5-7 лет.

  1. Что раньше использовали вместо денег?»

      Цель игры: уточнять знания о том, что использовали раньше вместо денег

  1. Доходы семьи

      Цель: Уточнение знаний детей об основных и дополнительных доходах.

  1. Расходы семьи

           Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи

  1. Где хранить деньги?

Цель: формирование представлений о том, где могут храниться деньги.

  1. Что можно купить за деньги?

Цель: формирование понимания того, что можно купить за деньги...

  1. Что нельзя купить за деньги?

Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.

Этот куб поможет изучить и закрепить материал, развить способности прорабатывать различные ситуации и находить пути их решения. С кубиком могут играть одновременно от 1 до 4 детей. Обучающиеся могут подбирать нужные карточки на липучки из отобранных по темам заданий, либо можно усложнить, чтоб дети выбирали из всех карточек.

Слайд 9

Новинкой в моей педагогической работе по финансовой грамотности стал Додекаэдр для дошкольников — это правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников, необычный формат и яркие, запоминающиеся картинки.

Игры с додекаэдром помогают:

  • расширять пассивный и активный словарь детей; 
  • совершенствовать связную монологическую и диалогическую речь; 
  • развивать у детей навыки словоизменения имён существительных, прилагательных и глаголов; 
  • развивать интонационную сторону речи. 

Каждый додекаэдр может быть посвящён отдельной теме.

Практичность: додекаэдр - набор обучающих карточек, размещенных на гранях фигуры - не потеряются и не разорвутся. Данную находку я только сейчас в декабре внедряю в игровую деятельность для своих обучающихся.

Слайд 10 (Работа с педагогами)

Конечно же как не поделиться своей педагогической находкой с педагогами. В рамках методических часов, я знакомлю педагогов своими находками, чтобы они применяли их в своей работе с детьми.

Повышая таким образом профессиональную компетентность воспитателей в условиях образовательного учреждения, мы повышаем качество дошкольного образования и привлекательность образовательной организации для потенциальных обучающихся.

Слайд 11 (Работа с родителями)

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей (законных представителей). Мы понимаем, что все родители очень заняты и взаимодействие родителей с ДОО редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Поэтому, работу с родителями строим на принципе открытости и тесном сотрудничестве. Я предложила данные технологии родителям поиграть дома совместно с детьми. На, что получила массу положительных отзывов.

Таким образом, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса и с интересом включаются в работу.

Слайд 12 (форум)

С 28 по 29 ноября этого года мне посчастливилось поучаствовать в 6 региональном форуме «Финансовая грамотность для всех» г. Сургут. Где делилась своими педагогическими находками с коллегами, родителями нашего округа. На, что была удивлена, что о таких педагогических находках практически никому не известно. Я была рада, что наш опыт был представлен и оценен коллегами и гостями форума.  

Слайд 13 (Достижения)

Я хочу сказать, что данная тема очень актуальна, она интересна не только мне, но и моим обучающимся. Я принимала участие в качестве спикера в региональном семинаре по обмену опытом по формированию предпосылок финансовой грамотности, где делилась опытом работы. Продолжаю учувствовать с обучающими в интернет конкурсах по финансовой грамотности.

Мой опыт показал, что применение дидактических игр и пособий в работе с детьми положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей, тем самым повышая эффективность педагогического процесса.

Вашему вниманию предоставляется фильм «Путешествие в мир финансовой грамотности».  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Слайд 14. ПОДВЕДЕМ ИТОГ:

Заниматься финансовым образованием обучающихся в детском саду №22 «Планета детства» весело, интересно, занимательно и важно!

А заниматься финансовой грамотностью обучающихся в современных рыночных условиях просто необходимо – это эффективный путь подготовки ребенка к школе, к его социальной адаптации в обществе, и к дальнейшей самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Моя педагогическая находка: «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Материал предназначен для воспитателей . В докладе раскрывается значение квест - технологии при обучении детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....