"Лучшая настольная игра о бюджете для граждан"- настольная дидактическая игра "Мы бизнесмены"
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Милютина Ольга Юрьевна

Проблема.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время современное общество ориентировано на социально адаптированных, активных, сильных и креативных людях. А истоки этих человеческих качеств уходят глубоко в детство.

Именно в этом возрасте необходимо начинать формировать экономические представления детей, адаптировать их к социальной действительности.

Как развивать у дошкольников познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике?

Как обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов?

В теории, все кажется, не так сложно, как оказалось на практике.

И одним из таких решений для меня стали настольные игры.  

Актуальность опыта.

Как правило, для игры не нужна специальная подготовка или знание громоздкой теории, достаточно постоянной тренировки, которая маскируется под увлекательное время провождение.

 Настольная игра - это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. В играх ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится -без урона для кошелька. К тому же игра — не учебник, здесь не соскучишься!

Данное авторское пособие представляет собой настольную игру для детей старшего дошкольного возраста по обучению их финансовой грамотности с использованием метода морфологического анализа

Новизна.

Метод морфологического анализа придумал астрофизик Фриц Цвикки и сначала он применялся в изобретательстве, но затем его стали использовать в педагогике для развития логического мышления и творческих способностей у детей. Усвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами игры с Волшебными дорожками и Морфологическими таблицами, ребенок может переходить к более сложной работе с Морфологическим ящиком.

Этот метод я использовала в разработке авторской настольной игры «Мы бизнесмены»для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая направленность.

 Методическое пособие будет хорошим помощником для педагогов образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования по формированию первичных экономических представлений у дошкольников и полезно для родителей, которые заинтересованы и желают обучать своих детей финансовой грамотности.

В игру «Мы бизнесмены» можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад 2 «Тополёк» г.Соль-Илецк.

Конкурс проектов

по предоставлению бюджета для граждан

номинация:

«Лучшая настольная игра о бюджете для граждан»

тема: настольная дидактическая игра

«Мы бизнесмены»

Выполнила: воспитатель Милютина О.Ю.

г. Соль-Илецк 2024 год

Аннотация

Проблема.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время современное общество ориентировано на социально адаптированных, активных, сильных и креативных людях. А истоки этих человеческих качеств уходят глубоко в детство.

Именно в этом возрасте необходимо начинать формировать экономические представления детей, адаптировать их к социальной действительности.

Как развивать у дошкольников познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике?

Как обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов?

В теории, все кажется, не так сложно, как оказалось на практике.

И одним из таких решений для меня стали настольные игры.

Актуальность опыта.

Как правило, для игры не нужна специальная подготовка или знание громоздкой теории, достаточно постоянной тренировки, которая маскируется под увлекательное время провождение.

Настольная игра - это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. В играх ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится -без урона для кошелька. К тому же игра — не учебник, здесь не соскучишься!

Данное авторское пособие представляет собой настольную игру для детей старшего дошкольного возраста по обучению их финансовой грамотности с использованием метода морфологического анализа

Новизна.

Метод морфологического анализа придумал астрофизик Фриц Цвикки и сначала он применялся в изобретательстве, но затем его стали использовать в педагогике для развития логического мышления и творческих способностей у детей. Усвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами игры с Волшебными дорожками и Морфологическими таблицами, ребенок может переходить к более сложной работе с Морфологическим ящиком.

Этот метод я использовала в разработке авторской настольной игры «Мы бизнесмены»для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая направленность.

Методическое пособие будет хорошим помощником для педагогов образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования по формированию первичных экономических представлений у дошкольников и полезно для родителей, которые заинтересованы и желают обучать своих детей финансовой грамотности.

В игру «Мы бизнесмены» можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.

Настольная дидактическая игра «Мы бизнесмены»

Цель: развивать гибкое мышление и фантазию, способности решать сложные задачи эффективными способами.

Задачи:

  • учить детей совершать простые финансовые операции (купли – продажи),

познакомить с понятиями бизнес, первоначальный капитал, аукцион, лот;

  • формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей, ограниченности материальных ресурсов;
  • Развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;

Возраст участников игры: 6-7 лет

Игровые атрибуты: Игровое поле №1 для выбора бизнеса, игровое поле №2 с этапами прохождения, монеты, игральная кость (кубик), игровые фишки для каждого участника, морфологические карты.

Правила игры: 1. По считалки среди игроков надо выбрать того кто будет бросать игральную кость для выбора открытия бизнеса. 2. Игроки должны открыть свой бизнес, развивая его по этапам игры и приумножая свой первоначальный капитал.3. С помощью игрового поля переставляя фишки игроки выполняют этапы развития бизнеса.

Ход игры:

Предлагаем детям представить, что мы бизнесмены и у нас есть небольшой первоначальный капитал на открытие своего бизнеса. Параллельно знакомим детей с понятиями «бизнес», «первоначальный капитал». Предлагаем игрокам игровое поле №1 и №2, конверт-кошелек, просим посчитать свой первоначальный капитал. (20 монет) Перед нами стоит задача – создать свой бизнес. Для этого предлагается игровое поле №1 по номерам (1, 2, 3, 4, 5). На каждом номере изображены варианты создания бизнеса. По считалке среди игроков выбираем того кто будет бросать игральную кость. На какую цифру упадёт игральная кость тот бизнес и будут развивать игроки.

Например игрокам выпало 6 организовать работу фабрики детских игрушек. Предварительно обговариваем с детьми, что необходимо для создания такого производства: купить или построить здание фабрики, купить оборудование, нанять рабочих, приобрести технику (грузовик, поезд и т.д.), на которой будут возить готовые игрушки в магазин. Каждый пункт потребует расходов. Вопрос: можно ли тратить все монеты? Объясняем детям, что это нежелательно потому, что нужно предусмотреть непредвиденные расходы. Договариваемся, что, например, 10 монет мы потратим на покупку бизнеса, а остальные отложим на непредвиденные расходы. Давайте попробуем распределить наши 10 монет на каждый пункт. Возьмите морфологическую карту №1 и попробуйте запланировать все расходы.

Морфологическая карта №1

Здание (картинка)

Рабочие

Оборудование

Техника

5

2

2

1

Итак, мы грамотно распределили первоначальный капитал и наша фабрика готова к выпуску игрушек. Игрушек должно быть много, и они должны быть разными, предложите свои варианты (ответы: куклы, роботы, машины, мячи и т.д.). Какими свойствами они могут отличаться? (ответы: цветом, формой, размером и т.д.). Хорошо. Предлагаю остановиться на машине, роботе и мяче и попробуем производить их разного цвета. Возьмите Морфологическую карту №2 и конверт №2 и заполните соответствующие пустые ячейки.

Морфологическая карта №2

машина

робот

мяч

Желтая

Зеленая

Красная

Сколько всего вариантов игрушек у нас получилось? (9)

Давайте отправим наши игрушки на склад и попробуем установить цену на каждый вариант игрушки. Отложите с карты №2 игрушки. Если мы на каждый вариант игрушки выставим цену в 1 монету, сколько монет мы заработаем? Всего 9. Но мы уже потратили 10 монет на покупку фабрики, а заработали получается меньше чем потратили. Нам это выгодно? (Нет) Какой вывод сделаем? Необходимо повысить цену. Попробуем за каждую игрушку брать 2 монеты. Выложите в каждую ячейку по 2 монеты. Посчитайте парами сколько денег заработает фабрика. Правильно 18. Это больше чем мы потратили на покупку фабрики? Как узнать на сколько больше? Правильно нужно убрать 10 монет и посчитать оставшиеся. Оставшиеся монеты – это доход нашей фабрики от продажи 1 партии игрушек. В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

На следующим этапе игры задания усложняются – мы добавляем еще больше свойств и компонентов. Например, опрос среди детей показал, что дети очень любят роботов. Задача детей – изобрести новую игрушку робота на нашей фабрике. Обговариваем с детьми из каких частей и какими свойствами может обладать робот.

Составляем вместе с детьми морфологическую таблицу:
Морфологическая карта №3

В процессе игры также приводим детей к выводу, что цены на разные игрушки могут отличаться в зависимости от размера или сложности товара.

Дети могут участвовать как в составлении такой таблицы, так и самостоятельно работать уже с готовой таблицей, изобретая новые модели. Например, нарисуйте робота, используя индивидуальный готовый ключ и морфологическую таблицу №3. (выполнение задания, сбор рисунков и выкладывание их на морфологическую таблицу на мольберте для последующего аукциона). Чтобы больше заработать, надо продать как можно больше роботов. Что поможет нам продать товар? (Реклама) Обсуждаем с детьми, как лучше прорекламировать товар (реклама на ТВ, в интернете, в журнале, раздать листовки, провести акцию и т.д.)

Предлагаем детям воспользоваться аукционом и продать на нем самые интересные модели роботов. Знакомим детей с понятием «аукцион». (Это такая продажа товаров, когда в процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами), «лот» (объект продажи), подбираем самые интересные модели роботов для аукциона. Каждый лот будет зашифрован, например, лот А2 – начальная цена 1 монета. Кто даст большую цену? (проводится аукцион).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «МЫ БИЗНЕСМЕНЫ»

Слайд 2

Настольная игра — это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька. К тому же игра — не учебник, здесь не соскучишься. Как правило, для игры не нужна специальная подготовка или знание громоздкой теории, достаточно постоянной тренировки, которая маскируется под увлекательное время провождение. Настольные игры есть самые разные. Каждая из них может прокачать определенный навык, включить разные участки мозга, научить долгосрочному планированию и взвешенным решениям. Ни для кого не секрет, что в настоящее время современное общество ориентировано на социально адаптированных, активных, сильных и креативных людях. А истоки этих человеческих качеств уходят глубоко в детство. Именно в этом возрасте необходимо начинать формировать экономические представления детей, адаптировать их к социальной действительности.

Слайд 3

Главными задачами этой практики являются : Дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам. Научить, как обращаться с деньгами : накапливать, тратить, вкладывать и т. д. Развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов : - развивать экономическое сознание и экономическую грамотность у детей старшего дошкольного возраста; развивать экономическое мышление у детей 6-7 лет ; - формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, а также рациональном использовании доступных материальных ценностей; - формировать умение управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств; - способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности – с материальными возможностями; - воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам трудовой деятельности.

Слайд 4

В теории, все кажется, не так сложно, как оказалось на практике. А на практике мне пришлось задуматься, каким образом донести детям все эти сложные экономические понятия? И одним из таких решений стал метод морфологического анализа. Метод морфологического ящика (морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Эту технику придумал Фриц Цвикки , американский астрофизик швейцарского происхождения . . Обучение морфологическому анализу происходит от простого к сложному. Именно этот принцип натолкнул меня на применение в своей практике разноуровневых карт, ориентированных на разный уровень подготовки дошкольников.

Слайд 5

Метод морфологичес-кого анализа был изобретен американским ученым астрономом Ф. Цвикки в 1942 году.

Слайд 7

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Слайд 8

Здание (картинка) Рабочие Оборудование Техника Морфологическая карта №1

Слайд 9

Морфологическая карта №2 ЦВЕ Т НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА

Слайд 10

Морфологическая карта №3

Слайд 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008г. Кашкаров , А. П. Как воспитать успешных и конкурентных : практика ТРИЗ для детей / А. П. Кашкаров . — Москва : Солон-Пресс, 2019 Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина , Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель . Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. kopilkaurokov.ru›doshkolnoeObrazovanie / prochee /…

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Семейный бюджет"

«Семейный бюджет» Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: познакомить детей с многообразием потребностей ч...

Настольные игры-это лучший выбор для развлечения и обучения детей.

Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей, как дома, так и в детском саду. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают детей соблюдать оч...

Дидактическая игра "Семейный бюджет"

Формирование у детей первичных основ финансовой грамотности....

Грамота 2 место Институциональный конкурс на лучшею настольную игру «Астрономическая игралочка»

Грамота  2 место Институциональный конкурс на лучшею настольную игру «Астрономическая игралочка»...

Консультация для родителей «Какие лучше купить настольные игры по математике».

Консультация для родителей«Какие лучше купить настольные игры по математике»....

Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»

Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...