занятие "Школа финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Алексеева Елена Николаевна

Занятие способствует формированию финансовой грамотности воспитанников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_finansovoy_gramotnosti.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

«Уроки в школе финансовой грамотности»

                                                                                                     Алексеева Елена Николаевна

                                                                                                        воспитатель

Санкт- Петербург

2025 год

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Дать детям представление об истории появления денег (от камешков и ракушек до современных монет и купюр);

         -закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

         -закрепить сущность понятий «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»;

         -формировать представления детей о семейном бюджете, знакомить с понятиями «доход», «расход»;

          -формировать такие понятия как «экономность», «бережливость», «рачительность»;

-стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

-продолжать работу над развитием логического мышления, памяти, внимания;

-формировать умение аргументированно излагать своё мнение и уважать мнение товарищей, делать выводы на основе практического задания;

-способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря.

-воспитывать разумное поведение в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

-способствовать воспитанию нравственных качеств, рачительному отношению к деньгам и разумному их использованию (бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость);

Используемые технологии:

-личностно-ориентированные технологии: педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций; самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей; осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии: смена двигательной активности, динамические паузы;

-технология сотрудничества: работа в группе;

- проблемно-игровая технология: Мультимедийная презентация.

Материал и оборудование: экран, мультимедийная презентация, предметные картинки, ракушки каури, монеты, атрибуты для игры «Магазин», дипломы.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я рада вас видеть. Давайте повторим наше правило:

Надо помнить нам везде:

на занятиях, в игре –

никуда мы не спешим,

чисто, чётко говорим.

Воспитатель (обращает внимание детей на гостей). Ребята, посмотрите, у нас сегодня   много гостей. Все они красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на вас. Давайте пошлём им сердечный привет.

Воспитатель. Ребята, у меня для вас загадка. (Коробочка) Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясёт коробочку, даёт детям потрясти)

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим. Открываю. Действительно, деньги.

Воспитатель. Как вы думаете, почему я принесла на занятие деньги?

Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в «школу финансовой грамотности». На уроках в этой школе мы будем говорить о деньгах; об истории из возникновения. О том, откуда они появляются в вашей семье; о том, как экономить. И о многом другом. Я вас заинтересовала? Вы готовы учиться?

Воспитатель. Урок 1. «История денег»

Воспитатель. Заглянем ещё раз в коробочку. Какие у нас тут деньги? – Монеты. И ракушка ещё есть (раковина каури)

Воспитатель. Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Ответы детей.

Воспитатель. Хорошо, что вы знаете. Но давайте обо всём по порядку.

Воспитатель. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?

Воспитатель. Деньги — это особые предметы, которые люди используют для обмена товарами или услугами.

Воспитатель. Ребята давайте узнаем, как появились деньги.

Всё ль в порядке?

Все на месте?

Все ли ровно здесь сидят?

Все ль внимательно глядят?

(Слайд 1). Перед нами - первобытные люди. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

(Слайд 2). Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Одним словом, люди научились производить продукты труда. Производить стали много, появились излишки.

(Слайд 3). Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, животных на глиняную или деревянную посуду, шкуры на овощи или другие товары. Как назывались эти товарные отношения? (натуральный обмен). Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.

(Слайд 4). Люди стали думать, какой предмет сможет упростить обмен. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу – всё это - товарные деньги.

(Слайд 5). Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури - моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку, как бусы, по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

(Слайд 6). Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Они имели форму брусков, прутиков, слитков. Но и это было не совсем удобно. Ведь порой за товар нужно было отдать не весь слиток, а только его часть. Приходилось от слитка отрубать кусочек. Вот с той поры и пришло к нам слово «рубль».

(Слайд 7). Современные деньги. А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому? Монеты номиналом 10, 5, 2, 1; А бумажные деньги называются купюры или банкноты. Купюры номиналом 5000, 2000, 1000, 500, 200, 100, 50, 10 (дети называют)

Воспитатель. Теперь мы можем ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно. Ракушку использовали как средство обмена.

Воспитатель. Первый урок в школе финансовой грамотности окончен. Сейчас мы отдохнём. Воспитатель предлагает встать в круг и, передавая друг другу ракушку, назвать сказки и мультфильмы, в которых говорится об обмене, о деньгах, о продукте труда.

Воспитатель. Урок 2. «Семейный бюджет»

Воспитатель. Ребята, мы с вами так привыкли к тому, что у нас есть деньги, что не задумываемся над тем, откуда они берутся в нашей семье.

Воспитатель. Ребята, а теперь внимание на экран «Простоквашино. Серия 5. «Семейный бюджет»

Воспитатель. Итак, что такое семейный бюджет?

Ответы детей.

Воспитатель. Представим, что мы с вами большая российская семья. Давайте распределим роли.

Воспитатель. Вот в этом сундучке доходы семьи (зарплата мамы и папы, пенсия дедушки и бабушки, стипендия старшей дочери).  Давайте определим расходы (квартплата, продукты, одежда, книги, канцтовары, отпуск, транспорт, посещение театра, кино, непредвиденные траты) …. А то, что осталось отнесём в банк. Деньги ведь могут «расти»! (я расскажу об этом на следующем занятии)

Воспитатель. Ребята, очень важно, чтобы расходы не превышали доходы. А для этого мы должны с умом подходить к ведению семейного бюджета: быть экономными, рачительными, бережливыми.

Воспитатель. А сейчас представьте, что у вас дома закончились продукты, а все старшие члены семьи очень заняты. Они дали вам задание сходить за покупками в магазин. Вы готовы? Хорошо. Но сначала оговорим правила: две команды. У каждой команды по 10 монет. Нужно купить всё необходимое (не менее 5 продуктов), при этом постараться сэкономить – не потратить все 10 монет. Победит та команда, у которой останется больше денег.  Посмотрим, какая команда более бережлива. Обратите внимание: в магазине есть товары по акции (жёлтый ценник!).

Воспитатель. Давайте посмотрим, что купили наши команды и сколько потратили монет.

Воспитатель подводит итог игры «Магазин»

Воспитатель. Что значит быть экономными? Какими словами мы можем назвать экономного человека (бережливый, рачительный). 

Воспитатель. Как вы, ребята, можете помочь экономить своим родителям (следить за тем, чтобы без надобности не горел свет, не текла вода, чистить зубы с помощью стаканчика, беречь вещи, книги и игрушки, не просить родителей покупать ненужные вещи).

Воспитатель. А сейчас мы с вами пополним копилку народной мудрости. Возьмите золотые монетки и встаньте в круг. Называйте пословицу или поговорку о бережливости и кладите монетку в копилку.

Слову – вера, хлебу – мера, деньгам – счет;

Тот без нужды живет, кто деньги бережет;

Что сегодня сбережешь, завтра пригодится;

Бережливость дороже богатства;

Дальше положишь - ближе возьмёшь;

Десять раз отмерь, один отрежь;  

Запас беды не чинит;

Пушинка к пушинке - и выйдет перинка;

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок;

Денежку наживай, да честь не продавай;

Воспитатель. Урок 3. «Я - покупатель» 

Воспитатель. Ребята, приглашаю вас в кафе. Ребята, важно быть грамотными покупателями. Нужно знать, какой товар стоит дороже, а какой дешевле, чтобы понимать, хватит ли у вас денег на покупку.

В моём кафе много вкусных пирожных, с помощью математических знаков «больше» и «меньше» сравните их стоимость. Давайте проверим, справитесь ли вы с этой задачей.  

А теперь вы их можете купить пирожные, рассчитавшись монетами, которые я приготовила.

Воспитатель. Урок 4. «Что нельзя купить»

Воспитатель. Ребята, вы знаете, как много всего продаётся в магазине. Но скажите, всё ли можно купить за деньги?

Ответы детей.

Игра «Продаётся – не продаётся»

Книги – ум

Лекарства – здоровье

Продукты – аппетит

Игрушки – дружба

Подарки – любовь, уважение

Часы – время

Развлечения – радость

Кровать – сон

Лейку - дождь

Воспитатель. Вот и закончились уроки в «Школе финансовой грамотности». Ребята, вы самые лучшие. Я хвалю вас за старание, за активность, за желание учиться.

Рефлексия. За что вы можете себя похвалить?

Ответы детей.

Воспитатель. Хочу вручить вам дипломы «Маленький финансист».

Picture backgroundPicture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....