ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ЭКОНОМИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с п.18.6.1. и п.18.7.1. ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания старших дошкольников являются:

  • для детей 5-6 лет, знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности;
  • для детей 6-7 лет, формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов.

Современные дети рано знакомятся с финансово-экономической стороной жизни семьи, сталкиваются с пониманием того, что за желаемые товары необходимо платить деньги, знакомятся с рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже. Очень часто родители жалуются, что дети не знают как тяжело достаются деньги, не ценят и не берегут вещи, игрушки, а требуют дорогих подарков от родителей. А мамы и папы, в свою очередь, потакая любимому «чаду», идут у них на поводу. Такое взаимодействие родителя и

ребенка часто становится причиной конфликтов в детско-родительских отношениях. Поэтому в дошкольном детстве необходимым стало экономическое воспитание.

Особое место при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников занимают сказки. Сказки сопровождают ребенка все его детство, они несут в себе мудрость и наставление. Они помогают воспитывать в детях хозяйственность, трудолюбие, бережливость, расчётливость и многое другое. Погружение в волшебную атмосферу сказки способствует освоению новых знаний и умений в интересной и доступной форме. Рассматривая сказки с экономической точки зрения, у детей можно сформировать основные понятия: цена и товар, потребности и возможности, труд и оплата труда и т.д. Знакомя детей со сказкой В. Г Сутеева «Мешок яблок», я старалась подвести детей к пониманию того, что

«долг платежом красен». Мы выяснили, что оплата за услугу важна не столько в денежном и материальном эквиваленте, сколько в духовном и социально-направленном. Дошкольники пришли к пониманию того, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно.

Используя сюжет сказки в качестве проблемной ситуации можно предложить детям решить финансовые трудности сказочного героя. Например, бабушка с дедушкой из сказки

«Курочка Ряба» потратили всю свою пенсию на подарки внукам, а на продукты денег не осталось. Как найти выход из данной ситуации? С помощью вопросов проблемно- поискового характера, ребята пришли к выводу, что доход можно получить, если изготовить товары своими руками (связать варежки, сделать игрушки, смастерить мебель, сварить варенье, набрать грибов и т.д.) и продать. Решая проблемы бабушки и дедушки, я познакомила детей с планированием семейного бюджета и распределением потребностей на желаемое и необходимое. Дети узнали, из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи), усвоили, что нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

Для формирования представлений о труде и продукте труда, я выбрала сказку «Три поросёнка», из нее дети узнали не только о потребностях в жилье, но и о том, как важно учитывать свойства материалов при изготовлении жилища. И в данном случае мне помогла проблемно-поисковая ситуация: «Жили-были три поросенка, они были очень трудолюбивые, каждый день ходили на работу и за свой труд получали зарплату. Когда поросята накопили денег, они решили построить большой, красивый, новый дом. Ниф-Ниф предложил строить дом из соломы, так как это дешевый строительный материал. Нуф-Нуф сказал, что прутья дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф посоветовал строить дом из кирпича». Для обсуждения я обратилась к детям с вопросом: «Из какого строительного материала можно построить прочный и не очень дорогой дом?», а «Как изменился бы выбор материала, если бы поросята жили в Африке (на Севере)?» Продолжением работы стало обсуждение сказки

«Лиса и Заяц», в которой заяц, грамотно и разумно используя природное окружение, построил лубяной дом. А лисе было важно внешнее убранство своего жилища, вот и построила она красивый, сверкающий дом изо льда, который растаял. В результате проведенной работы дошкольники узнали о том, что результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.

На примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», мы ответили на вопрос: «Каким образом получается тот или иной продукт?». В ходе беседы мы  выяснили, что масло,

которое помогло петушку, получилось в результате выстраивания цепочки связей в трудовой деятельности курочки, хозяйки, коровы, и кузнеца. Данные сказки учат ответственному отношению работающих к качеству продуктов труда.

Для формирования понятия «экономические качества личности», я использовала сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». Во время совместной беседы, отвечая на вопрос что такое «экономия», ребята приводили примеры из собственного опыта: «Мы с мамой экономим на поездку на море», «Я не прошу игрушки, чтоб мне купили телефон». Отвечая на вопросы «Как относилась Федора к вещам? Почему вещи ушли от Федоры?», дети пришли к выводу, что если к вещам относиться бережно и аккуратно, то они могут прослужить долгое время и не придется тратиться на новые. Я старалась привить детям понимание того, что в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. С помощью русской народной сказки «Каша из топора» я постаралась вызвать у ребят осуждение скупости, показать разницу между экономией, накоплением и жадностью. В то же время ребята выразили всеобщее положительное отношение к смекалке и щедрости.

Осваивая «экономическое» содержание сказки, дошкольники овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с финансовой точки зрения. Например, после прочтения сказки «Морозко», мной была организована эвристическая беседа на тему

«За что дочь старика получила вознаграждение?», «Почему мачехина дочка осталась ни с чем?». Ребята задумались над таким свойством личности человека, как трудолюбие, честное и добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей, поразмышляли о том, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают практичность и предприимчивость. Обсуждая сказку С. Михалкова «Как старик корову продавал», мы погрузились в проблемную ситуацию «Почему старик не мог продать свою корову?». В итоге дети на конкретном, и близком их восприятию, примере узнали, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается, как она важна для реализации товара. В свободной деятельности дошкольники с удовольствием приняли участие в сюжетно-ролевой игре «Рекламное агентство» и создали рекламные проспекты для продажи молока и молочных продуктов.

Во время работы с произведениями особое место я отвожу таким вопросам как: «Что вы можете сказать о герое?», «Одобряете ли вы его поступок?», «Хотели бы вы им помочь?»,

«Что бы вы сделали?» Упражнения на сравнение, сопоставление, нахождение в разных героев схожих черт, помогают усвоить экономические категории, развить умение решать проблемные экономические ситуации и как результат способствуют сочинению новых произведений на основе знакомого экономического содержания. Так на основе сказки

«Петушок и бобовое зернышко» ребята выстроили несколько цепочек трудовой деятельности, которые привели к появлению новых продуктов и вещей. Обратившись к коровушке, молочнице и Деду Морозу мы получили мороженое. Выстроив цепочку от росточка льна до швеи, мы получили скатерть, а обратившись за волшебством к волшебной палочке, мы получили скатерть-самобранку.

Важную роль в любой деятельности с дошкольниками играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному, и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки. Например, в работе с произведением К.

И. Чуковского «Телефон», я использовала наглядно-иллюстративный материал (карточки с изображением предметов, являющихся, в том числе, потребностями человека). После чтения сказки, я задала детям вопросы: «Что попросил слон?», «Что попросил крокодил?» и т.д.. В итоге мы пришли к выводу, что все герои сказки, называли свои желания. Чтоб закрепить знания о желаниях и потребностях, я предложила ребятам разобрать картинки по заданным группам.

Сказка помогает ребенку совместно с взрослыми увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины, и ведет к творческому применению экономических представлений в самостоятельной детской деятельности. Игры-драматизации дают дошкольникам возможность стать на позицию персонажа и проникнуться его эмоциями. В процессе работы я инициировала у детей умение нестандартно воспринимать содержание сказок, а также создавала предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки экономического содержания. После прочтения сказки «Мужик и медведь», я предложила поиграть в игру съедобное – не съедобное, итогом совместной поисково-творческой работы стало продолжение сказки. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживляют путь познания сложных экономических представлений, например, Кот Матроскин и Шарик, стали настоящими фермерами и создали свое молочное производство, бабушка красной шапочки открыла собственную пирожковую, Карлсон занялся продажей варенья, которое с удовольствием варила ему Фрекен Бок. Творческие задания в решении таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. В начале года мной был проведен социологический опрос «Значение сказки в финансовой грамотности для дошкольников». В группе была организована рубрика

«Юный экономист», с рекомендациями для родителей. Семьи воспитанников приняли участие в развлечениях и совместных досугах (Викторина для детей «О какой сказке идет речь?», Спектакль «Приключения Копеечки», Интерактивное занятие по мотивам сказки

«Приключение монетки»).

Результат, полученный, в ходе использовании сказок в экономическом воспитании показал, что дети научились различать виды потребностей «Хочу» - «Надо», выделять последовательность трудовых действий, определять зависимость цены товара от его качества и количества. Положительные отзывы родителей свидетельствуют о применении приобретённых навыков в быту, многие из них заметили, что дети стали бережливыми, начали планировать вместе с родителями расходы семьи, рационально расставляя приоритеты.

Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений. Сказки помогают ребенку совместно с взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Литература:

  1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности", Центральный Банк Российской Федерации совместно с Министерством Просвещения России
  2. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников", Центральный Банк Российской Федерации совместно с Министерством Просвещения России
  3. ФОП ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным....

Консультация для воспитателей "Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников"

Формирование финансовой грамотности приближает ребёнка к реальной жизни....

Мастер-класс "Использование технологии "Кроссенс" в процессе экономического воспитания дошкольников".

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения....

Экономическое воспитание дошкольников формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду

Экономика незримо присутствует в жизни каждого, и именно поэтому важно начинать формировать основы экономической грамотности уже в дошкольном возрасте....

Экономическое воспитание дошкольников: формирование основ экономической грамотности в семье и детском саду

Семья для ребенка – первая и самая важная экономическая школа. Уже в раннем возрасте дети начинают наблюдать за тем, как родители совершают покупки, обсуждают траты, планируют бюджет. Постепенно...