Игротека для родителей «Рекомендуемые игры на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Губер Татьяна Васильевна

В данной игротете родители могут найти подходящие игры на развитие и закрепление коммуникативных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli_.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ № 200 «Волшебный башмачок»

Игротека для родителей

«Рекомендуемые игры на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Педагог- психолог Губер Т.В.

г.о. Тольятти

Сформированность эффективных коммуникативных навыков, является одним из критериев готовности ребенка к школе. От того как он умеет общаться зависит его дальнейшая учеба, т.е. взаимоотношения со сверстниками и с учителем. Коммуникативные умения и навыки – это внимание к себе самому и окружающим, участие в свободной беседе, слушание и слышание другого, распознавание чувств, настроения и состояния другого, осмысление своих поступков и поведения других.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности. Вашему вниманию предлагается несколько игр на развитие эффективных навыков общения, которые вы могут выполняться как в группе, так и дома.

Упражнение «Что изменилось»

Цель: Развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

Упражнение «Этюды на различные позиции в общении»

Цель: Прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу; затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами); затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После этого у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

Упражнение «Вежливые слова»

Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

Упражнение «Ролевое проигрывание ситуаций»

Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.

- Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.

- Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.

- Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?

- Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

Упражнение «Ласковое имя».

Цель: воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ход игры: Дети встают в круг и передавая мяч (сердечко, сшитое из ткани), называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша.  

Игра «Волшебные заросли».

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями»- всеми остальными участниками.

«Водоросли понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить его, а могут и не пропустить, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет?

Пантомимические этюды.

Цель: развитие способности общаться с помощью пантомимики.

Ход игры: Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:

  • маленькая девочка в хорошем настроении;
  • старик;
  • взрослая девушка;
  • ребенок, который учиться ходить;
  • уставший мужчина.

«Поможем поэту закончить строчку»

Цель: усвоение слов вежливости, необходимых для общения с другими людьми.

Ход игры: Ведущий читает:

Растет даже маленькая глыба от слова теплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…..(добрый день)

Если тебя бранят за шалости, надо сказать …..(простите пожалуйста)

Где бы мы ни были, всегда на прощанье говорим…..(до свиданья)

 «Подарок на всех» (цветик-семицветик).

Материал: цветок с 7 лепестками.

Цель: развитие чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Ход игры: Детям дается задание: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

«Интонация».

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры: Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):

  • Пойдем играть.
  • Дай мне игрушку и др.

«У меня зазвонил телефон».

Цель: учить детей строить текст-рассуждение, активизировать употребление «вежливых» слов.

Материал: 2 телефонных аппарата.

Ход игры: напомнить детям рассказ Н.Носова «Телефон» чтением отрывка (диалога). Предложить детям самим построить диалог, разговор по телефону.

После этого задать вопрос: почему получился или не получился тот или иной разговор?

Крокодильчик

(Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.

Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.

Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб.

Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.

С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков детей особенно актуально в наше стремительное время компьютерных технологий. Общение-средство от одиночества в будущем. Важно научить детей общаться друг с другом, со ...

Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Проект "Играем вместе" как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Паспорт проекта «Играем вместе», для детей старшего дошкольного возраста со взрослымиТема проекта «Играем вместе»Вид проекта ПознавательныйВозраст детей5-6 летАктуаль...