Развитие внимания у детей дошкольного возраста
консультация по психологии (старшая группа)

Консультация для родителей по развитию внимания у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к собранию №1

Тема: Особенности развития внимания у старших дошкольников

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена интересной теме – вниманию. Оно тесно связано с другими процессами психики – речью, памятью, восприятием, мышлением. Как вы думаете, что такое внимание? (ответы) Да, можно обобщить, что Внимание – это познавательный психический процесс, заключающийся в сосредоточении человека на объекте, который важен для него в данный момент.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное – не требует участия силы воли для того, что бы направить внимание на тот или иной объект. Например – просмотр мультиков.

Произвольное же внимание - это целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание которого связано с наличием волевых усилий. Например – рисование определенной картинки, узора.

Именно произвольное внимание необходимо развивать у старших дошкольников. Как вы думаете, зачем? (Для того, чтобы успешно овладевать учебной деятельностью в дальнейшем).

Важнейшие свойства внимания, которые необходимы  для успешного обучения в школе – устойчивость, переключаемость и объем внимания.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание человек в короткий отрезок времени.

Сейчас мы с вами проверим так ли легко эти три основы внимания совместить. Для этого выполним интересное задание.

Задание

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Вам надо одновременно двумя руками нарисовать круг и квадрат. Левой рукой вы рисуете круг, а правой квадрат. Вы одновременно начинаете рисовать и одновременно заканчиваете. Круг должен получиться ровным с красивой окружностью, а квадрат с красивыми углами.

Посмотрите, что у вас получилось.

Теперь вам надо нарисовать как можно больше кругов и квадратов за одну минуту.

После выполнения упражнения можете оценить себя:

  1. 5 картинок – плохо;
  2. 6-7 – среднее не плохо и не хорошо;
  3. 8-10 – хорошо;
  4. Свыше 10 – очень хороший результат.

Легко ли было выполнять упражнение в ситуации оценивания? Представьте, если бы вам постоянно говорили: внимательнее, сосредоточься…Вам было бы легче или сложнее выполнить задание? Почему? Как видите даже взрослому тяжело сосредоточиться, а ребёнку 5 лет, тем более. Так какие шаги можно предпринять чтобы развить внимание?

1.Интерес. Всё, что вызывает интерес, привлекает внимание, обладает способностью его удерживать. Если дошкольнику интересны буквы, он будет внимателен и запомнит их, а если неинтересно рисовать, то вместо рисунка человека появится «краказябра» и это не будет волновать ребёнка совершенно.

2. Второй пункт вытекает из первого,  чтобы привлечь внимание  ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Опирайтесь на то, чем он особенно интересуется, но привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением. Это так же развивает внимание.

3. Внимание- это не обособленная функция, оно тесно связано со всеми психическими процессами , поэтому заниматься нужно в хорошем настроении.

4. Развивая внимание дошкольника, не обижайте и не заостряйтесь на неудачах. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером. Например – как важно быть внимательным на дороге, замечать переключение светофора.

5. Наберитесь терпения, и не  ждите немедленных, успешных результатов.  

6. Игра – лучшее средство развития внимания у детей дошкольного возраста.

Простые игры на развитие устойчивости внимания:

.Игра на развитие внимательности и наблюдательности.

Родители во время любого действия: во время игры, во время прогулки, во время посещения магазина и т.п. предлагают ребенку остановить свои действия и, закрыв глаза:

- описать все то, что находится за спиной в этот момент;

- вспомнить, во что он одет и какого цвета его одежда;

- описать тот предмет, который только что он услышал;

- описать, во что была одета бабушка, другие дети на прогулке и т.п.

Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут детские журналы и задания из них: лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Постоянно играющих с дошколёнком в разные игры, например: «что я видел необычного…» (в детском саду, на прогулке, в магазине и т.п.) Здорово, если ребенок с помощью родителей поймет как разнообразен и удивителен мир, который его окружает. Тогда, когда он вырастет не скажет, подумаешь горы, водопады, чего я там не видел...

И чем чаще тренируется внимание, тем совершеннее его процессы, т.к. исчезает страх неудачи, появляется радость победы. Поэтому избегайте упреков  за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда успех гарантирован!

Рефлексия: близка ли вам тема развития внимания у детей? Интересно ли было? Какую тему хотели бы обсудить в следующий раз?

До свидания. Спасибо за внимание.  

Приложение.

Нарисуйте одновременно двумя руками круг и квадрат. Левой рукой вы рисуете круг, а правой квадрат. Вы одновременно начинаете рисовать и одновременно заканчиваете. Круг должен получиться ровным с красивой окружностью, а квадрат с красивыми углами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития внимания у старших дошкольников Подготовила Железнова М.В. Педагог-психолог МДОБУ №7

Слайд 2

Ведите ребенка туда ,где сложно и интересно. Именно там его ждёт успех!

Слайд 3

Что такое внимание? Произвольное-требует силы воли Непроизвольное- не требует никаких усилий

Слайд 4

Свойства внимания устойчивость переключаемость Объём внимания

Слайд 5

Развиваем внимание – наши помощники- интерес, хорошее настроение , собственный пример, игра, терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....