Родительское собрание "Адаптация к детскому саду"
методическая разработка (младшая группа)

Шкуратова Светлана Вячеславовна

Выступление на родительском собрании в 1 младших группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_06.10.22.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение №4 «Звездочка»

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Выступление на родительском собрании

 «Адаптация к детскому саду»

Группы: «Гномики», «Ручеек»

Подготовила: педагог-психолог С.В. Бычкова

ЗАТО п.Солнечный, 2022г.

      Цель: ознакомить родителей с проблемами адаптации детей к условиям детского сада, повысить психологическую компетентность родителей.

                              План:

  1. Знакомство.
  2. Мини-лекция «Адаптация детей к условиям детского сада»:

- что такое адаптация;

- особенности адаптационного процесса;

-сложности и проявления адаптации;

-адаптация без слез;

-рекомендации.

3. Общее заключение по результатам диагностики уровня адаптированности детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

4. Стихотворение Татьяны Мориной «Ребенок готов»

5. Ответы на вопросы.

Здравствуйте, я педагог-психолог детского сада, Бычкова Светлана Вячеславовна.

Эта встреча посвящена проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Надеюсь, что вопросы, которые мы рассмотрим, помогут вам лучше понять причины возникновений проблем у детей и найти пути преодоления  или уменьшения их, помочь детям в успешном, безболезненном развитии в учебно-воспитательном процессе.

                             

Мини-лекция «Адаптация детей к условиям детского сада»

Адаптация – приспособление или привыкание организма к новой ситуации, обстановке. Задача адаптации – не просто привыкнуть к садику, а создать у ребенка уверенность, что он по-прежнему любим и родители не оставили его здесь навсегда.

Особенности адаптационного процесса

Сложности адаптации:

  • Отсутствие мамы с папой и прочих родственников
  • Необходимость соблюдать четкий дневной распорядок
  • Взаимодействие с незнакомыми людьми
  • Уменьшение количества времени, которое уделяется конкретному ребенку (педагог общается одновременно с 10-20 малышами).
  • Подчинение требованиям чужих взрослых.

Как проявляется адаптация?

-Регрессия психологических умений – ребенок прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить на горшок «теряет» подобные навыки из-за стресса в новом коллективе;

-Снижение интереса – ребенку не интересны новые предметы, игрушки, дети;

-Нарушенный сон – ребенок просыпается в слезах и отказывается засыпать; либо не спит днем в саду;

-Сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребенок не желает пробовать новые незнакомые блюда в незнакомом коллективе;

-Агрессия, либо апатия – деятельные дети внезапно снижают свою активность, а прежде спокойные малыши становятся агрессивными;

-Частые простуды – в период адаптации снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Адаптация требует больших физических и эмоциональных усилий, что отражается на самочувствии и состоянии ребенка. Ребенок может начать чаще болеть, нарушение эмоционального фона, изменение двигательного процесса.

Период адаптации может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. После длительных перерывов процесс адаптации может начаться заново.

Дети тревожных и гиперопекаемых родителей проходят адаптацию дольше.

Адаптация протекает сложнее, если ребенка заранее не готовили к садику, и он не владеет элементарными навыками самообслуживания.

Легкая адаптация

Срок привыкания: до месяца

Особенности:

Отсутствие слез и истерик

Контакт с педагогами

Общается с детьми, проявляет инициативу

Встраивается в распорядок дня

Рассказывает родителям, как проходили занятия в саду

Средняя адаптация

Срок привыкания: 1 – 1,5 месяца

Особенности:

Слезы при расставании

Легко увлечь в игру

Общается с детьми и педагогами

Соблюдает правила и просьбы воспитателя

Тяжелая адаптация

Срок привыкания: более 2х месяцев и дольше

Особенности:

Не желает контактировать с окружающими

Истерики и слезы в течение дня

Отказ от игр, еды, распорядка

Агрессивность, апатия, закрытость

Страх перед педагогом, истерики и слезы на замечания

Когда стоит обращаться к психологу?

  1. Если в течение более 1,5 месяцев у ребенка наблюдаются истерики, агрессия, частая смена настроения.
  2. Если в группе ребенок закрыт, необщителен, не контактирует с педагогом и детьми в течение 1 – 1,5 месяцев
  3. Если есть вопросы по общему психическому развитию ребенка.

Как понять, что процесс адаптации завершен?

У ребенка восстанавливаются все навыки, которые «пострадали» в процессе адаптации: он вновь нормально говорит, играет, ест, спит, не тревожится.

Ребенок принял основные правила садика и в целом их соблюдает.

Его общий психоэмоциональный фон стабилен.

Адаптация без слез

Ваша убежденность, что сад полезен для развития ребенка поможет ребенку относиться к саду спокойнее.

Важно ходить в садик каждый день, в одно и то же время, при любой выраженности эмоций и любой погоде. Дети, которые не знают, чего ожидать завтра прибегают к любым усилиям, чтобы остаться дома.

Твердая позиция родителя помогает больше, чем просьбы и уговоры.

Адаптационный механизм запускается, когда ребенок понимает: «если я все равно буду здесь, то надо, чтобы мне стало хорошо». И ребенок начинает в окружающей среде находить то, что ему нравится и интересно.

Плакать – нормально

Дети плачут – это нормальная реакция на изменение в эмоциональном фоне. Не каждый может сказать о своих переживаниях и тревогах, но может заплакать.

Слезы не означают, что ребенку здесь плохо, невыносимо, травмоопасно. Не спешите забирать его из садика. Дайте время адаптироваться

Ищите баланс между прощанием и длительным уговариванием.

Придумывайте свои ритуалы при прощании с ребенком (ритуалы помогают и успокаивают детей, ведь когда события происходят, так как обычно – для ребенка это гарантия спокойствия и безопасности).

ТОП 5 рекомендаций:

1. Соблюдение режима дня даже в выходные;

2. Беседы с ребенком о настроении и его отношениях в детском садике;

3. Сказкотерапия;

4. Освоение ребенком  навыков самообслуживания;

5. Эмоциональная стабильность родителей.

Результаты  психологического обследования

Группа

Высокий уровень адаптированности

Средний уровень адаптированности

Низкий уровень адаптированности

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

«Гномики»

12

55%

7

32%

3

13%

«Ручеек»

9

43%

9

43%

3

14%

Всего

21

49%

16

37%

6

14%

По результатам диагностики были сделаны следующие выводы:

        Из всего детского коллектива высокий уровень адаптированности на момент проведения среза, те преобладание устойчиво-спокойного эмоционального состояния, активно контактирующей позиции как со взрослыми, так и со сверстниками наблюдается у 49% детей;

        Средний уровень адаптированности – эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новые раздражители могут привести к отрицательным реакциям, однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность – 37% детей;

        Низкий уровень адаптированности – преобладание агрессивно-разрушительных реакций, активное или пассивное эмоциональное состояние (от отказа и пассивного подчинения, до крика и постоянного плача) – 14% детей.

Адаптация ваших детей в ваших руках! А мы вас поддержим на этом пути.

Практический опыт

Нам необходимо: 2 стакана с водой, листочки для стаканов, соль, перец, песок, ложка.

  • стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный);
  • соль – новая обстановка (новые люди, другие игрушки, пространство, правила);
  • песок – все другое (еда, горшок, кровать) ;
  • перец – где мама?.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гиперактивность  и т.д.

Татьяна Морина «Ребенок готов»

О маленьких детях слово «готов»

Слышим мы сплошь и рядом.

Наши надежды озвучены в нем:

Готов к отлучению, к саду.

Удачно ли это слово?

Оно бесповоротность внушает,

Будто все точно определено,

Будто заранее знаем.

Готовность – это про «да» или «нет»,

Уместна ли эта решимость?

Себе окончательный дав ответ,

Ребенка мы точно услышим?

Если ребенок «готов», то тогда

Он это «может» точно.

Если же он противиться стал,

Значит, он «просто не хочет».

«Не хочет»? Настаивать, уговорить –

Вот как настроит слово.

И как все иначе со словом другим:

«не может»? Помочь, подготовить.

Но возлагать не стоит надежд

И на действие подготовки.

Как ни важна она, все же важней

Поддержка на месте и после.

Ведь и ребенок не знает сам,

Сьедет ли с новой горки,

Даже если стоит уже там

И выражает готовность.

О готовности можно судить,

Когда уже сделано дело:

Ребенок легко уснул без груди,

Тревожность не одолела.

Ребенок один согласился спать

И уснул в отдельной постели.

В сад без слез сходил с утра

И из сада домой без истерик.

И это не раз, и даже не два,

Порой не одну неделю.

А иногда нужен шаг назад,

И шаг достаточно смелый.

Не выносите же свой вердикт;

Сформулируйте мягче:

Что попробовать – не повредит,

Никак не узнать иначе.

Что готовитесь вместе с ним

К новому в жизни этапу.

Что не настрой непоколебим,

А чуткость мамы и папы.

Не готовьте себе наперед

Повод разочароваться;

Чем увереннее шаг вперед,

Тем сложней возвращаться.

Не ждите сразу же результат,

Чего бы вы не хотели.

Будьте бережны к детям всегда –

И на словах и на деле.

27.02.2021г

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-родительский клуб в детском саду №1224.

Спортивно-родительский клуб "Олимпийские резервы". *Направление работы спортивно-родительского клуба. *Основные задачи. *Принципы работы. *Планирование работы клуба по месяцам. Досуги, спортивные ...

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Организация детско-родительских проектов в детском саду.

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленно...

Методические рекомендации "Организация детско-родительских проектов в детском саду"

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности дет...

Родительское собрание в детском саду № 1 «Интересные деньки у нас в саду».

quot;Конспект родительского собрания во второй младшей группе"...