Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
статья по психологии (подготовительная группа)

Никулина Оксана Владимировна

Дошкольный возраст – важный период становление личности. Академик А.Н.Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте

Строгого научного определения понятия норма личности не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится огромное количество переходных форм. Патологические проявления личности находятся в компетенции психоневрологов, психиатров и др. В компетенцию же педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. (Говоря об аномалии, мы будем иметь в виду нарушения развития, которые являются типичными для психически здоровых детей. Это осложнения психического и личностного развития ребенка, которые являются лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.)  В психологической литературе такие нарушения иногда называют факторами риска (Г. С. Абрамова).
      В
дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:
      • выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
      • склонность ребенка к "космической" лжи - приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, "все дурное к нему так и липнет", он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей и взрослых;
      • инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
      • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
      • прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
      В
младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:
      • сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;
      • неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфорическим настроением;
      • повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
      • акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
      • наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтное(tm), взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
      • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;
      • реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
      • выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;
      • нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
      • дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
      Для
подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются:
      • инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных образований подросткового возраста;
      • сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;
      • ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
      • сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе;
      • переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);
      • неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста;
      • неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К. С. Лебединская, Г. С. Абрамова).  

        Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиатров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере (А.Ф.Лазурский, В.П.Кащенко, М.И.Буянов, А.И.Захаров, А.Е.Личко и др.). В литературе выделяют различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Перечислим типичные из них.

        Расторможенность, гиперактивность. Двигательная растормо-женность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом (М. И. Буянов).

      Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективностъ). Аффективное поведение - не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, страхи и асоциальное поведение.
              
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Песецмизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только плохое) в юношеском возрасте - тоже аномалия, так же как и его противоположность - чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач.
              Особую группу составляют
дети с аутичным поведением (ауто -погружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к категории "трудных", поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются.
              С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как
импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия.
              Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной внушаемостью - некритической податливостью действию внушения, готовностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.
             
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В психологической литературе называются две формы негативизма - пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности.
              
Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.
             
Бесцельная ложь - когда ребенок не знает причины своей неправдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться. [21]

              Бесцельное воровство - зачаточная форма явления, которое специалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. Например, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной неожиданностью для его родителей. По характеристике мамы, это был спокойный и незлобивый мальчик, имел хобби - коллекционировал трубки от уличных таксофонов.
              Страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения. В.П.Кащенко констатирует, что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привычкой со всеми сопутствующими ему явлениями - нищенством, кражами и т.п.
              
Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть "нормальной" и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников - совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает "соматогенная астения, т. е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием". Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает ребенка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато само воспитание. Так, нередки случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: «Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»

Доклад. Тема:«Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»...

Статья "Проблемы социальной адаптации и социального здоровья детей, подростков и молодёжи: выявление и профилактика факторов риска, современные подходы и технологии"

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адапта...

Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду

Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....

Детские неврозы. Благополучная семья – как важный фактор сохранения психического здоровья ребенка»

Среди разных форм организации взаимодействия с семьями воспитанников, хорошо зарекомендовали себя групповые консультации. Предлагаю материал на тему «Детские неврозы»...

Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье

Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист - организатор ИМЦ:...

Консультация для педагогов "Использование русского фольклора для эмоционального развития и укрепления физического и психического здоровья в работе с детьми раннего возраста"

в материале сдержится информация об использовании  русского  фольклора  для  эмоционального  развития  и  укрепления  физического  и  психическо...