Годовой аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ
материал по психологии

Шабловская Анастасия Николаевна

ГОДОВОЙ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

педагога-психолога  МБДОУ « Браженский детский сад»

Шабловской Анастасии Николаевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОДОВОЙ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

педагога-психолога  МБДОУ « Браженский детский сад»

Шабловской Анастасии Николаевны

      На 2021-2022 учебный год были поставлены следующие цели и задачи:

      Цель работы: Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.

      Задачи:

  1. Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
  2. Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
  3. Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, профилактическую, развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
  4. Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
  5. Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

      В течение 2021-2022 учебного года достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:

- психологическая диагностика;

- психопрофилактическая работа;

- психологическое просвещение и консультирование;

- организационно-методическая работа.

1. Диагностическое направление.

 Основным направлением работы была:                                                                                      -Диагностика психологической готовности к обучению в школе.                                               В диагностике приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы.

Таблица 1.

Используемый инструментарий

Направленность

1.Методика «Четвертый лишний»

Определение уровня развития образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

2. Тест Керна-Йирасека

Исследование психофизиологической  функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.

3. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин.

Направлена на выявление умения внимательно слушать и действовать по правилам, то есть точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

4. Методика «Последовательность событий» Н.А. Бернштейн

Исследовать способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

5. Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы»

Направлена на выявление самооценки ребенка

Анализ психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению

Цель диагностики: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.

Результаты диагностики детей в ДОУ

     В 2021-2022 учебном году в  подготовительной группе диагностическое обследование детей проводилось в соответствии с ФГОС ДО.

     Количество детей в подготовительной группе ДОУ (по списку) _22__,в диагностическом обследовании участвовало 15 детей.

Таблица 2.

Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению

Компоненты психологической готовности

Методики

Начало года

(готовы, условно готовы)

Конец года

(готовы, условно готовы)

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

1

Школьная зрелость

Тест Керна -Йирасека

15

100%

15

100%

Низкий уровень

Тест Керна -Йирасека

2

14%

2

14%

Средний уровень

Тест Керна -Йирасека

12

79%

8

51%

Высокий уровень

Тест Керна -Йирасека

1

7%

5

35%

2

Произвольность

Графический диктант Б.Эльконина

15

100%

15

100%

Низкий уровень

Графический диктант Б.Эльконина

1

7%

1

7%

Ниже среднего уровень

Графический диктант Б.Эльконина

6

40%

5

33,5%

Средний уровень

Графический диктант Б.Эльконина

6

40%

5

33,5%

Выше среднего уровень

Графический диктант Б.Эльконина

2

13%

3

19,8%

Высокий уровень

Графический диктант Б.Эльконина

0

0%

2

13,2%

3

Самооценка

Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы»

15

100%

15

100%

Дифференцированная

Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы»

5

33,5%

10

66%

Недифференцированная завышенная

Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы»

10

66%

5

33,5%

Недифференцированная заниженная

Модификация методики Дембо - Рубинштейна «Улицы»

0

0%

0

0%

4

Логическое мышление

Методика «Четвертый лишний»

15

100%

15

100%

Высокий уровень

Методика «Четвертый лишний»

5

38,6

6

37%

Выше среднего

Методика «Четвертый лишний»

4

31%

4

28%

Средний уровень

Методика «Четвертый лишний»

2

15%

3

21%

Ниже среднего

Методика «Четвертый лишний»

1

7,7%

1

7%

Низкий уровень

Методика «Четвертый лишний»

1

     7,7%

1

7%

5

Произвольная организация мыслительной деятельности

Методика «Последовательность событий»

13

100%

15

100%

Высокий уровень

Методика «Последовательность событий»

0

0%

3

21%

Выше среднего

Методика «Последовательность событий»

8

61,5%

8

51%

Средний уровень

Методика «Последовательность событий»

4

31%

3

21%

Ниже среднего

Методика «Последовательность событий»

1

7%

1

7%

Низкий уровень

Методика «Последовательность событий»

0

0%

0

0%

        Таким образом, на конец учебного года 86,6% (13) детей готовы к школьному обучению, имеющие средние и высокие показатели по основным компонентам психологической готовности, прописанные по программе ФГОС ДОО. 13,4% (2) - дети, имеющие определенные затруднения к процессу обучения.

       После диагностики были проведены индивидуальные занятия для ребенка (с согласия родителей), по программе В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе», дополненная кинезиологическими упражнениями, упражнениями из «Альбома  по развитию речи» В.С. Володиной.

Аналитический мониторинг по адаптации детей к ДОУ

          В период с 1 сентября 2021 года по 11 января 2022 года было проведено психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей поступивших в ДОУ. В исследовании приняло участие  16 детей  второй младшей  группы.

      Адаптационный период во второй младшей группе МБДОУ « Браженский детский сад» прошел в таком соотношении  56,25 % детей  с легкой степенью адаптации (9 детей), 12,5 % со средней степенью адаптации (2 детей) и 31,25% (5 детей) с затяжной степенью адаптации к дошкольному учреждению, дезадаптации у детей нет. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 2 часов до перехода на полный день. На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно-развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная игровая деятельность.

      С момента поступления ребенка в группу, педагог-психолог совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:

- эмоциональное состояние (настроение);

- аппетит во время завтрака, обеда, ужина;

- характер сна и длительность засыпания;

- проявления активности в игре, на занятиях, в речи;

- взаимоотношения с детьми;

- взаимоотношения со взрослыми.

        Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики

заболеваемости и дезадаптации.

      Этапы деятельности в адаптационный период:

- Сбор информации о детях группы через беседы с родителями.

- Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.

- Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

- Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

- Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

- Планирование работы с детьми.

       В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать выводы о процессе адаптации детей к ДОУ.

Адаптация детей второй младшей  группы

      Всего детей –16 человек.

Легкая - 9 детей (56,25%)

Средняя - 2 детей (12,5%)

Усложненная - 5 детей (31,25%)

Дезадаптация - 0

Основные причины протекания адаптации в тяжелой форме у детей: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжелой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

На основе анализа полученных данных можно предположить:

1.С усложненной формой адаптации выявлено пять детей:

- Один ребенок часто болел в течение адаптационного периода, так как при поступлении в детский сад ребенок не умел есть самостоятельно, одеваться, у него отсутствовали навыки самообслуживания, неуважительно разговаривал со взрослыми, что отражалось на психическом и физическом здоровье ребенка.

- Один ребенок - часто болеющий ребенок, кроме родителей в контакте с другими взрослыми не оставался.

- Один ребенок, так как воспитанием в большей степени занимается бабушка, чем родители, ребенок болезненно переживал с ней разлуку, переболел ОРВИ четыре раза, преобладал избегающий стиль адаптации.

- Проявление затяжной формы адаптации из-за частых простудных заболеваний прослеживалось у одного ребенка.

-У двух детей усложненная степень адаптации проявлялась в виде нестабильного эмоционального фона и не включенности в образовательный процесс ДОУ.

Двое детей нуждаются в углубленном обследовании специалистами: психологом, логопедом, неврологом или посещением ПМПК.

Остальные обследованные дети по уровню психических процессов соответствуют возрастной норме.

Дезадаптации у респондентов нет. Воспитатели второй младшей группы ведут адаптационные листы по диагностике Е.А.Стребелевой. Результаты бесед с родителями показали, чем они руководствуются в воспитании детей, чему отдают предпочтение: большинство гармоничному развитию личности, умственному и физическому развитию. Они выделяют следующие трудности в воспитании детей: отсутствие опыта в воспитании, организация режима дня и неумение правильно реагировать на негативное поведение ребенка. В большей степени родители заинтересованы в формировании у ребенка умения общаться с детьми и взрослыми, развитии игровых навыков и речи.

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, благодаря совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла относительно благополучно:

-  так как была создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка;

- выделены в группе зоны: игровая с учетом гендерного подхода, уголок природы, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки-каталки для двигательной деятельности детей.  

                             Диаграмма 1                                                                                                                              «Оценка адаптационного периода во второй младшей группе»

2. Психопрофилактическое  направление

            Цель работы –подобрать и использовать комплекс мер, направленных на выявление возможности нарушения развития и осуществление мероприятий по его предупреждению (проблемы адаптации ребенка к ДОУ, профилактика кризисов развития, поддержание благоприятного психологического климата в детском коллективе)   

В формате методического инструментария профилактической работы с детьми использовались следующие программы:

- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными);

- Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;

- Игровой набор для работы по методике Фридриха Фребеля.

3. Психологическое просвещение и консультирование

       Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

Информация о консультативной деятельности

за 2020-2021 учебный год

       Целью взаимодействия психолога с родителями, педагогами является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.

       Таблица 3

№ п/п

   Тема консультации, для кого

1

Устная консультация на тему: «Заполнение адаптационного листа» (воспитатель).

2

Заполнение «Представления на воспитанника» (воспитатель).

3

«Что входит в необходимый пакет документов для ПМПК и ППк, как заполнять документы» (воспитателей всех групп)

4

Школьная зрелость и готовность ребенка  к систематическому обучению в школе (родитель)

5

Школьная зрелость и готовность ребенка  к систематическому обучению в школе (родитель)

            Безусловно, наряду с консультированием стендовая информация также позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации.

Таблица 4

Перечень стендовых тематических консультаций

в 2020-2021 учебном году

Название

1

Буклет для родителей и воспитателей на тему: «Анимационная сказка как средство формирования норм поведения»

2

Буклет для педагогов на тему: «Игровые технологии на занятиях»

3

Буклет для родителей на тему: «Как дети и их родители переживают развод»

4

Буклет для родителей на тему: «Что должен уметь будущий первоклассник»

5

Просветительская работа для родителей на тему: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

6

    Памятка для родителей на тему: «Дети имеют право»

7

     Буклет для родителей на тему: «Игрушки современных детей»

8

 Буклет для родителей на тему: «Правила дорожного движения»

9

 Буклет для родителей на тему: «Что такое видеотренажер»

10

     Буклет для родителей на тему: «Безопасность ребенка дома»

4. Организационно-методическая работа

Своевременное оформление документации:

 Педагог-психолог ведет учет проводимой работы по следующим формам:

1.1 Журнал учета видов работы педагога-психолога на 2021-2022 учебный год.

1.2. Журнал учета организационно-методической работы.

1.3. Журнал учета диагностических исследований.

1.4. Журнал консультаций психолога.

1.5. Журнал учета индивидуальных занятий.

1.6. Журнал учета групповых форм работы.

5. Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2021-2022 учебный год.

6. Годовой план педагога-психолога ДОУ на 2021-2022 учебный год.

7.Заключение по результатам психологического сопровождения адаптации детей второй младшей группы к условиям ДОУ.

8. Годовой аналитический отчет о работе педагога- психолога ДОУ на 2021-2022 учебный год (май 2022 года).

9. Аналитическая справка по результатам скринингового обследования детей подготовительной группы ДОУ на 2021-2022 учебный год (май 2022 года).

10. Психолого- педагогические характеристики (в течение года, по запросу).

                                   

Задачи на следующий год:

- аттестация на первую квалификационную категорию (участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, размещение публикаций);

- реализация долгосрочного проекта «Скоро в школу» (подготовительная группа);

- изучение новых направлений и техник в работе с детьми.

Выводы о перспективах дальнейшей работы:

- по организационно-методической работе провести корректировку рабочей программы педагога-психолога;

- по работе с родителями продолжить повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала (детско-родительский клуб).

- Активизировать работу с родителями второй младшей группы. Наиболее плотно сотрудничать с родителями в период адаптации детей к ДОУ с целью снижения степени тяжести, привыкания детей к новым условиям.

- По работе с педагогами предложить работу по профилактике эмоционального выгорания.

Основные задачи годового плана педагога-психолога

 на 2022– 2023 учебный год

  1. Способствовать созданию условий по охране психофизического здоровья детей; создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию.
  2. Своевременно выявлять детей, нуждающихся в психологическом сопровождении и создание условий для их гармоничного развития.
  3. Содействовать формированию педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эффективной подготовки детей к обучению в школе.
  4. Начать работу в области профилактики профессионального выгорания педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой аналитический отчёт

О деятельности инструктора по физической культуре...

Аналитический отчёт педагога-психолога

Коллеги, надеюсь, это кому-то пригодится!...

Годовой аналитический отчёт средней группы за 2017 - 2018 учебный год

В отчёте перечислена вся работа в средней группе за 2017 - 2018 учебный год....

Годовой аналитический отчет педагога-психолога за 2019-2020гг.

В течение 201-2020гг. достижение целей и задач осуществлялось через следующие направления работы:- психологическая диагностика;- коррекционно-развивающая работа;- психол...

Аналитические отчёты педагога-психолога.

Результаты работы педагога-психолога за год...