Нетрадиционные методы работы по социализации детей раннего возраста
статья по психологии

Баскакова Александра Евгеньевна

Задачи Адаптационного клуба для родителей и детей раннего возраста:

•          Создание благоприятных условий адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, социальному миру.

•          Создание целостной системы вовлечения родителей в образовательное пространство ДОО.

•          Оказание психолого-педагогической помощи родителям.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы работы с семьями по социализации

детей раннего возраста»

                                                        Баскакова А.Е.

                                                           педагог-психолог

                                                                      МБДОУ №7 г. Апатиты

                                                                  Мурманской области                                        

     

      В условиях реализации ФГОС ДО одной из центральных задач стала ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации.

      Поддержка и укрепление физического, социально-психологического здоровья малыша приоритетна особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии эмоционального и психического напряжения. Главной целью в это период становится создание благоприятных условий для ребенка в ДОО, сохранение его здоровья, привитие ребенку коммуникативных навыков в общении со взрослыми и детьми. 

      Поступление в ДОО сопровождается изменением окружающей среды, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация и в дальнейшем.

     В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей - «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (п. 3.2.5).

     Ранний возраст -это период «социальной беспомощности» ребенка, и очень важно в это время совместными усилиями педагогов и родителей дать малышу эмоциональный комфорт и безопасность в детском саду и дома, тогда адаптация детей будет более легкой. 

      В апреле 2017 года мы проводили День открытых дверей, на котором знакомили родителей будущих воспитанников с нашей ДОО. В процессе общения поступил запрос организовать занятия для родителей и детей, чтобы облегчить процесс адаптации. Так возникла идея Адаптационного клуба, была составлена программа и написан план его работы.

Задачи:

•        Создание благоприятных условий адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, социальному мир.

•        Создание целостной системы вовлечения родителей в образовательное пространство ДОО.

•        Оказание психолого-педагогической помощи родителям.   

     В каждом дошкольном учреждении возникают определенные проблемы по взаимодействию с родителями воспитанников – это и педагогическая пассивность родителей, нежелание устанавливать единые требования к ребенку в детском саду и семье, да и просто неумение родителей играть с ребенком.

       А ведь игра, в свете ФГОС ДО, выступает как одна из форм социализации ребёнка, где взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания. Поэтому были запланированы совместные игровые встречи для родителей и детей, разработаны картотеки различных игр. В программе используются адаптационные, коммуникативные игры, а также игры, направленные на сенсорное развитие, музыкальные, пальчиковые игры, телесно-ориентированные упражнения, игры с дидактическим материалом и др.

     На занятиях мы учили родителей играть с детьми, использовать народные игры, потешки, которые, к сожалению, многие молодые родители не знают. Музыкальный руководитель нашей ДОО проводил специальные мастер-классы для родителей по использованию потешек, музыкальных игр, танцев.

     Совместная игровая деятельность стимулирует детей на самостоятельную организацию последующих действий «вместе», способствует развитию навыков общения, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений со взрослыми и детьми. Теперь наши малыши умеют играть вместе, жалеют друг друга, а родители дома используют те же игры, в которые дети играют в детском саду.

      Понравились родителям и детям мастер-классы в ИЗО-студии, где педагог знакомил родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования. И хотя эстетические чувства в раннем возрасте носят пока ещё неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств, что вызывает у детей сильные положительные эмоции!

      Еще одной из нетрадиционных форм совместной деятельности в данном направлении стала программа «Семейная йога». В связи с низкой двигательной активностью многих семей и невозможностью посещать спортивные залы из-за маленького ребенка, «Семейная йога» является универсальной формой работы с семьей.

       Целью является получение положительных эмоций от совместной двигательной деятельности родителей и детей, снижение психоэмоционального напряжения в период адаптации. Телесный контакт помогает почувствовать ближе друг друга, понять, принять и ощутить себя единым целым. Этот вид деятельности позволяет не только эмоционально сблизить родителей с детьми, но и дает практические знания по проведению совместной физкультурно-досуговой деятельности с детьми.

     В 2021-22 учебном году в работу Адаптационного клуба внедрена программа «Здоровая семья-здоровый малыш». При работе с родителями важно уделить внимание обучению навыкам здоровьесбережения детей раннего возраста т. к. здоровье малышей в адаптационный период является особенно уязвимым.

     Родителям предлагается вместе с малышами: разучить физминутки, комплексы зарядок, бодрящих гимнастик, которые обычно используются в детском саду, игры и упражнения по оздоровлению, занятия на детских тренажерах. С огромным удовольствием родители выполняют веселые упражнения, затем используют их дома для снижения эмоционального напряжения детей.

     Результатом деятельности Адаптационного клуба можно считать успешную и быструю адаптацию детей, посещавших совместные занятия с родителями. Надо отметить, что дети, не посещавшие такие занятия, и только в декабре пришедшие в детский сад, значительно отличаются по степени адаптации, у них был не такой легкий вход в жизнь детского сада.   

     Работа по взаимодействию с родителями содействует тому, что сейчас родители наших воспитанников - непосредственные участники педагогического процесса, активные помощники в различных мероприятиях. Например, наши малыши и самостоятельно, и с родителями участвовали в ежегодном отчетном концерте на сцене ДК, выступали на межмуниципальном фестивале детского творчества «Овация».

     Родители вместе с детьми участвуют в различных конкурсах, выставках, праздниках, больше внимания уделяют их социально-коммуникативному развитию, здоровому образу жизни. Все это способствует обогащению семейного педагогического опыта, сплочению взрослых и детей, а главное – созданию условий для успешной социализации детей.

Литература:

1. ФГОС ДО.

2. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей /авт.- сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.

3. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов./ Сост. Т.В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера, 2013.

4. А.В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М., 2013.

5. Грецкая Ю. П. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве  // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48369/

Приложение 1

План работы

  Адаптационного клуба

№п\п

Тема встреч

Дата

Ответственный

1.

День открытых дверей, презентация программы Адаптационного клуба

Апрель

Ст. воспитатель,

педагог-психолог

2.

Консультация для родителей: «Особенности адаптации детей раннего возраста», памятка для родителей

Май

Педагог-психолог, медицинская сестра

3.

Создание картотеки игр для детей раннего возраста

Июнь

Педагог-психолог, воспитатели

4.

Совместные игровые занятия

Август -

 сентябрь

Педагог-психолог, воспитатели

5.

Родительское собрание

«Психологические особенности детей раннего возраста»

Октябрь

Педагог-психолог

  6.

Мастер-классы для родителей

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели

8.

Семейная йога / Программа «Здоровая семья-здоровый малыш»

Ноябрь-декабрь

Инструктор по физ. культуре,

воспитатели

9.

Информационная поддержка родителей (памятки, буклеты, консультации)

В течение учебного года

Педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нетрадиционного родительского собрания из опыта работы:«Проблемы воспитания детей раннего возраста»

Цель:  Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;-...

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

Тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Социализация детей раннего возраста

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контак...

Социализация детей раннего возраста

Социализация - это процесс постижения правил и обычаев общества. В данной статье рассказывается о том как научить различать подобающее и неприемлимое поведение, как направлять ребенка, что делать в сл...

Игра, как средство социализации детей раннего возраста

Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...

Индивидуальная работа по социализации ребенка раннего возраста с особенностями развития – нарушение слуха

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формированию отношения самому к себе....