Методы активного слушания. Консультация
консультация по психологии
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivnogo_slushaniya._konsultatsiya.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы активного слушания»
Слушание как вид речевой деятельности
Слушание предполагает как непосредственное взаимодействие участников общения – говорящего и слушающего – так и опосредованное их взаимодействие, если на слух воспринимается речь, звучащая на радио, магнитной пленке и т. д.
Очевидно, что слушание в условиях непосредственного общения отличается от слушания, которое носит опосредованный характер. Так, в процессе непосредственного взаимодействия и говорящий и слушающий получают возможность использовать средства невербального общения (мимику, жесты, телодвижения), которые помогают более результативно решать задачи, стоящие перед каждым из участников коммуникации.
Активное слушание и его техника
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель - получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.
Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
- поощрение собеседника ("Да-да", "Очень интересно", "Я вас слушаю " и т. п.);
- уточнение ("Что вы имеете в виду, говоря…?", "Что значит...?" и т. п.);
- дословное или почти дословное повторение слов собеседника ("Если я правильно вас понял, вы предлагаете... ", "То есть вы считаете, что... ");
- выражение сопереживания, понимания чувств собеседника ("Я понимаю ваше состояние ", "Ваше возмущение можно понять ");
- выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника ("Таким образом, можно сделать вывод о том, что...", "Вы хотите сказать, что... ", "Итак, подводя итоги... " и т. д.).
Техники активного слушания
Согласно психологу Карлу Роджерсу, для разрешения проблем личности, для помощи человеку вполне "безусловного принятия" его вами, и совсем не обязателен длительный глубинный психоанализ.
Безусловное принятие – это прежде всего, демонстрация другому человеку, что он существует, и что он значим. Это достигается с помощью многих факторов, в частности, благодаря задаванию вопросов, которые сами по себе показывают человеку, что его мнение важно для вас, что вы заинтересованы в его лучшем понимании. А еще, задав вопрос, очень важно услышать ответ, и здесь нам помогут техники активного слушания, основные из которых, по сути, тоже являются вопросами.
Техника "эхо", то есть дословное воспроизведение последних слов партнера с вопросительной интонацией;
Техника перефразирования - краткая передача сути высказывания партнера, начиная со слов "правильно ли я тебя понял, что ты..."
Техника интерпретации, то есть высказывание предположения об истинном значении сказанного, об его причинах или целях. Здесь можно использовать оборот "могу ли я предположить, что ты..."
Карл Роджерс изучал важность умения слушать. Открыв, что творческая способность решения проблемы есть в каждом человеке, он разработал методы раскрытия этой способности. Они включали активное слушание, безусловное положительное отношение, сопереживание и соответствующее несловесное поведение.
Роджер советовал следовать следующим принципам активного слушания:
- Слушай сопереживая - старайся понять и форму, и содержание.
- Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.
- Задавайте вопросы и все выясняйте.
Активное слушание принесет следующую пользу:
- Усилит чувство собственного достоинства.
- Поможет взаимодействию.
- Определит проблемы и способы их решения.
Правила активного слушания по отношению к детям
1. Взрослый должен хотеть выслушать ребёнка (необходимо показывать свое желание слушать, выделить для этого время, освободиться от других дел).
2. Взрослый должен принимать чувства ребёнка такими, какими они проявляются, как бы это ни отличалось от того, что, по мнению взрослого, должен испытывать ребёнок.
3. Взрослый должен понимать, что чувства ребёнка не вечны, они будут меняться сами по себе, тем более, активное слушание помогает негативным чувствам проявляться и постепенно приводит к тому, что они утрачивают свою агрессивность.
4. Взрослый должен верить в способность ребёнка самостоятельно справиться с проблемой – только тогда родитель сможет быть полезным ребёнку.
5. Чтобы правильно понять смысл сообщения ребёнка и помочь ему справиться с проблемой, взрослый должен принять детскую «систему отсчета», посмотреть на проблему глазами ребёнка.
Организация активного слушания:
1. Необходимо повернуться лицом к ребёнку, выбрать удобную позицию и дистанцию (например, «глаза в глаза»), всем своим положением, выражением лица показывая ребёнку, что взрослый готов его слушать.
2. Беседуя с огорченным, расстроенным ребёнком, не стоит задавать ему дополнительных вопросов. Реплики взрослого должны звучать в утвердительной форме, выражая понимание и сочувствие.
3. Необходимо держать паузу, не злоупотреблять высказыванием своих соображений. Это время принадлежит ребёнку – он может подумать, что-то добавить.
4. Отвечая ребёнку, следует повторить, как взрослый понял, что произошло, и обозначить словом чувства ребёнка.
5. Ребёнок имеет право прервать обсуждение, когда ему этого захочется. Это не значит, что проблема останется нерешенной – возможно, получив необходимое понимание и одобрение, ребёнок продолжит поиск решения самостоятельно, а через некоторое время сообщит взрослому, что проблема решена.
Результаты использования активного слушания:
- исчезают или ослабевают отрицательные переживания детей;
- убеждаясь, что взрослый готов слушать и может понять, ребёнок начинает рассказывать о себе все больше, и тогда даже в одной беседе может раскрыться «клубок» детских проблем;
- ребёнок учится сам решать свои проблемы, а родители убеждаются в том, что он на это способен;
- ребёнок начинает сам применять активное слушание в общении с разными людьми;
- ребёнок понимает и принимает те проблемы, которые неразрешимы (например, смерть любимого животного). Благодаря активному слушанию он может хотя бы выразить свои чувства, получить одобрение взрослого и понять, что родитель готов разделить с ним его трудности;
- родители становятся более чуткими к переживаниям и бедам ребёнка, лучше видят, как и от чего ребёнку бывает плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг с родителями "Активное слушание"
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Эмоциональное развитие – основа готовности к школе.Техника активного слушания,...
Консультация-практикум: «Применение активного слушания в педагогической практике».
Чтобы научиться хорошо, понимать ребёнка, нужно научиться его слушать. Если у вас нет времени или желания выслушать то, что ребёнок хочет вам сказать, не стоит даже начинать, считают психологи. Чтобы ...
Правила общения с ребёнком или метод" Активного слушания"
Обучение правилам общения с детьми....
Консультация для родителей и педагогов «Техники активного слушания»
Консультация для родителей и педагогов «Техники активного слушания» «Психологическое консультирование субъектовобразовательного процесса в ДОО»...
Консультация\ Активное слушание\
Консультация\Активное слушание\...
Активизация восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Активное слушание.(консультация)
Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?И тут на помощь приходит такая форма работы, как Активное слушание....
Консультация для педагогов "Активное слушание"
Консультация для педагогов "Активное слушание"...