Семинар - практикум на тему: "Первые дни ребёнка в детском саду"
консультация по психологии (младшая группа)

Шлеева Людмила Ивановна

Семинар-практикум для воспитателей младших групп по адаптации ребёнка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_s_pedagogami_po_adaptatsii.docx216.76 КБ

Предварительный просмотр:

G:\РАБОТА\012.jpg

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Первые дни ребёнка

в детском саду»

Выступление подготовила:

педагог-психолог

Шлеева Людмила Ивановна

Смоленск, 2020 год.

Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.

Задачи:

  • Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.
  • Профилактика дезадаптации воспитанников к ДОУ.
  • Обучение конструктивным способам общения с детьми.
  • Сплочение педагогического коллектива.

Оборудование: мяч, коробка с теннисными мячами, презентация.

Ход семинара-практикума:

Слайд № 1.

Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада Вас всех видеть на сегодняшнем семинаре. И посвящён он будет, как вы уже наверно догадались, адаптации детей к ДОУ. Многие из Вас уже начали принимать детей в группу. Поэтому давайте начнём наш семинар с того, что поделимся своими чувствами, мыслями, наблюдениями об этом процессе.

Упражнение «Передай мяч»

Цель: отреагирование актуальных эмоций.

Описание: Педагоги передают по кругу мяч и делятся своими мыслями, чувствами, наблюдениями, трудностями на начальном этапе адаптации.

Психолог: Спасибо за ваши искренние ответы. (Здесь психолог может обобщить сказанное воспитателями. Поддержать педагогов.)

Мини-лекция: «Адаптация к детскому саду».

Слайд № 2. 

Психолог: Что же такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в нашем случае – это привыкание ребёнка к детскому саду.

Слайд № 3.

Психолог: Выделяется три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. При тяжелой степени адаптации дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант. При этом поведение ребёнка характеризуется следующим образом:

  • Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей).
  • Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
  • Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Слайд № 4.

Психолог: При среднем течение адаптации - дети часто болеют в детском саду. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. Поведение ребёнка характеризуется с следующим образом:

  • Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.
  • Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
  • На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Слайд № 5.

Психолог: Дети с лёгкой степенью адаптации посещают детский сад без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Поведение ребенка характеризуется следующим образом:

  • Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо.
  • Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.
  • Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи.
  • Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются.
  • Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение.
  • Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Психолог: Мы с вами перечислили, как ведёт себя ребёнок с разной степенью адаптации и, как вы видите у каждого ребёнка этот процесс, проходит по-своему, и наша задача сделать так, чтобы адаптация пошла как можно легче. С чем сталкивается ребёнок, когда приходит в детский сад? Давайте, подумаем с вами вместе.

Упражнение «Теннисные мячи»

Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.

Описание: Психолог достаёт из коробки по одному теннисному мячу, а задача воспитателей назвать, что осложняет процесс адаптации.

После этого на слайде выводится перечень трудностей, и психолог ещё раз их зачитывает.

Слайд № 6.

  • Незнакомая обстановка;
  • Отсутствие мамы;
  • Новый режим дня;
  • Незнакомые мальчики и девочки;
  • Незнакомый взрослый (воспитатель);
  • Недостаточное речевое развитие;
  • Не готовность мамы отдать ребёнка в детский сад;
  • Недостаточно развиты навыки самообслуживания и т.д.

Далее психолог предлагает педагогам передать все эти мячи по кругу не уронив. (Задачу можно усложнить и передавать их держа одной рукой прижав к себе). После этого психолог предлагает педагогам высказаться было ли сложно передать мячи, что они чувствовали в этот момент?

Психолог: Это упражнение наглядно показывает нам, как сложно ребёнку в период адаптации. Что можем мы с вами с делать для того, чтобы это процесс прошёл как можно легче? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам разделиться на две группы. Первая группа будет составлять список рекомендаций по работе с родителями в адаптационный период, а вторая группа – по работе с детьми. В конце мы всё это с вами обсудим. (воспитатели выполняют задание).

Психолог: Вижу все закончили. Сейчас предлагаю одному представителю из каждой группы представить свои рекомендации. (воспитатели выполняют задание).

Слайд № 7.

  • Установить доверительный контакт с родителями. Этот пункт очень важен, так как маленький ребёнок контактирует с окружающем миром через маму. Если мама доверяет воспитателю, то и ребёнок будет проявлять это доверие.
  • В общение с детьми необходимо быть доброжелательными, терпимыми, называть ребёнка ласковым именем, как дома.
  • Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
  • Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
  • При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
  • Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
  • Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
  • Использование игр на сближение детей друг с другом.

Психолог: На этом наш семинар подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказался. Был ли наш семинар для вас полезен, что вы для себя поняли. (Воспитатели передают по кругу мяч и высказываются). 

Слайд № 8.

Психолог: Большое всем спасибо, что вы пришли на данное мероприятие и принимали в нём активное участие.  В конце нашего семинара мне бы хотела раздать вам на группы картотеки: «Игры с детьми в адаптационный период». (Психолог раздаёт картотеки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".

Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести  ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......

Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....

Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

   Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочета...

Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"

В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...

Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"

Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум для воспитателей "Первые дни ребёнка в детском саду"

Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.Задачи:Представить теоретическую информацию об особенностях адап...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Гиперактивный ребёнок в детском саду»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми....