Музыкотерапия, как средство гармоничного развития ребенка в условиях ДОУ.
методическая разработка по психологии

Мазитова Татьяна Владимировна

Музыкотерапия - это одно из важнейших методических средств, которое влияет на психическое здоровье ребенка. Этот метод помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия, как средство гармоничного развития ребенка

в условиях ДОУ.

Мазитова Татьяна Владимировна

педагог-психолог,

Демидова Анжелика Юрьевна

музыкальный руководитель

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №124 «Мотылек»

«Музыка – не только фактор облагораживающий.

 Воспитательный. Музыка- целитель здоровья»

(В.М.Бехтерев)

Современный мир, в котором живут наши дети – это мир с  непрерывным и постоянно растущим  информационным потоком, стремительно развивающимися новыми технологиями, изменениями  культурных ценностей, ухудшением  экологии и многими другими внешними факторами.

На мозг  маленького ребенка, в том числе и на его психику, обрушивается поток разнообразной информации, не всегда нужной, понятной, а порой и очень вредной. Поэтому в каждодневной жизни, дети находятся в постоянном состоянии психического напряжения, то есть стресса.

Это приводит к тому, что у детей возникают проблемы в развитии эмоциональной сферы. Физическое и эмоциональное напряжение копится и зачастую выливается в такие проявления как плаксивость, обидчивость, раздражительность, импульсивность,  агрессия. Таким образом,  возникают  препятствия для  эффективного развития гармоничной  личности ребёнка, а  дошкольный период является решающим в формировании физического и психического здоровья.  Человек проходит огромный путь развития именно до 7 лет, который  не повторяется на протяжении последующей жизни.  Управлять своими эмоциями и понять своё состояние  ребенку сложно, поэтому – то и нужна помощь взрослого. Как же  малышу разобраться в своих эмоциях и понять, что он сам чувствует, почему себя так ведёт?

В этот момент  приходят на помощь различные техники и традиционные системы сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы дошкольников, т.е. психологического здоровья.

Благодаря использованию этих методов можно помочь ребенку приспособиться в различных социальных условиях, правильно себя вести в них, быть уверенным в себе; уметь управлять своими эмоциями, себой и понимать свое эмоциональное состояние, правильно разрешать конфликты.

Наш опыт работы, взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя, в детском саду  показал, что наиболее эффективным методом для решения данной проблемы является музыкотерапия.

Данная техника позволяет применять музыку в качестве средства, который обеспечивает гармонизацию состояния детей: снять напряжение, утомление, повысить  эмоциональную активность, исправлять изменения в личностном развитии ребенка, его психоэмоциональном состоянии и поведение, снизить умственную усталость, раскрепостить, повысить тонус, улучшить настроение, сконцентрировать внимание. Музыкотерапия помогает в формировании речи, при особенностях развития справляться с проблемами коммуникации, снять тревожность, стимулировать развитие мелкой моторики.

Понимая, что детский мозг и психика достаточно пластичны  и  наблюдая за детьми в своей работе,  мы поняли, что  воздействие  на них с помощью музыки приносит большую пользу. В наше время специалисты выделяют музыкальные произведения, которые благотворно влияют на психологическое состояние ребёнка.

Например:

-для повышения творческого импульса предлагаем слушать музыку: «Марш» И.Дунаевского, «Болеро»  М.Равель, А.Хачатурян «Танец с саблями»

-для профилактики утомляемости: «Времена года» П.И.Чайковский, сюита «Пер Гюнт» Э.Григ

-для снятия нервного напряжения: И.С.Бах «Бранденбургские концерты», спокойная музыка Л.В.Бетховена , К.Сен-Санс «Аквариум»

- для развития умственных способностей: произведения В.Моцарта,

- для полного расслабления: И.С.Бах «Оркестровая сюита».

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) рекомендуется использовать активную музыкотерапию (пение или  играть на музыкальных инструментах).

Кинезитерапия (вид музыкотерапии  учит выражать эмоции с помощью движений и пластикой тела). Например, используя  сюиту «Карнавал животных» К. Сен-Санса, можно с воспитанниками попытаться изобразить различных животных, их повадки и характер.

К великому сожалению, в детских учреждениях музыкальная деятельность ограничивается традиционными видами деятельности детей. Хотелось чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня пребывания дошкольника, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

 Мы пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопровождающим звеном в жизни ребенка в детском саду, поэтому  ввели инновационную идею музыкального сопровождения режимных моментов. В частности - во время утреннего приема детей; сопутствие приема пищи: завтрака, обеда и ужина; во время подготовки на прогулку,  тихий час: засыпание и подъем; музыкальные минутки, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением и т.д. В своей работе, я как педагог-психолог, с детьми использую музыку для коррекции эмоциональных и поведенческих отклонений,  страхов,  двигательных  и  речевых  расстройств. Применяю музыкотерапию как в индивидуальной,  так и в групповой форме.

В ходе работы появилась идея  создания каталога музыкальных произведений для педагогов, а так же проведение консультации по применению музыкотерапии в ежедневной жизни детского сада.

Утром рекомендуем включать солнечную мажорную классическую музыку (Бах «Шутка», Мендельсон «Весенняя песня»), добрые песни с хорошим оптимистическим текстом (В. Шаинский «Улыбка», «Песенка мамонтёнка», «Вместе весело шагать»).

Во время подготовки к занятиям включаем музыку, которая стимулирует интеллектуальную деятельность: произведения В.Моцарта, «Болеро» М.Равель.

Для расслабления, снижения эмоционального и физического напряжения, для спокойного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благоприятным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются: Сенс-Санс К. «Лебедь», Чайковский П. «Осенняя песнь», Ф.Шуберт «Аве Мария».

Для пробуждения воспитанников после дневного сна содействует тихая, легкая, нежная музыка. Она помогает легче и спокойнее перейти из состояния полного спокойствия к активной деятельности: Григ Э. «Утро», Шостакович Д. «Романс».

В течение года мы применяли музыкотерапию в жизни нашего детского сада и результаты превзошли наши надежды:

целенаправленное использование музыкальной терапии означает, что она повышает уровень развития эмоциональной сферы дошкольников, способствует созданию положительного эмоционального климата в группах, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.

Музыка помогает снизить стресс в повседневной жизни детского сада. Дети заряжаются положительными эмоциями и с помощью музыки осваивают техники релаксации, способствующие коррекции психоэмоциональной сферы, а также развитию воображения и творческого восприятия.

Постоянное использование музыки в режимные моменты улучшает качество воспитательно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют результаты диагностики реализации программы детского сада.

Дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, еда, ходьба, засыпание, вставание, расслабление и т. Д. При этом внимание переключается на приятный раздражитель слухового восприятия и достигается состояние психологического комфорта.

Музыкальная терапия для детей - доступный способ укрепить психическое и эмоциональное здоровье безопасного ребенка. Методы этой техники разнообразны, и воспитатель может найти подходящие упражнения и игры для практики. Но в случае с детьми с ограниченными возможностями лучше обратиться к специалисту по музыкальной терапии.

На наш взгляд, музыкальная терапия сегодня не только актуальна, но и является одним из самых перспективных направлений в жизни дошкольных учреждений. Способствует коррекции психофизического здоровья ребенка в процессе его жизни.

На основании вышеизложенного делается вывод, что: с помощью музыкальной терапии можно смоделировать эмоции; поднять настроение, уменьшить беспокойство; формировать у неуравновешенных детей чувство внутреннего покоя, радости, положительных эмоций; желание общаться друг с другом. Выполнение регламентированных моментов с использованием музыкальной терапии прививает навыки релаксации, развивает моральные и коммуникативные качества и создает положительный эмоциональный фон.

Список источников:

1. Алексеева В. С. Особенности управления персоналом в ДОУ. Пути повышения эффективности управления персоналом в современных условиях / В. С. Алексеева. – Текст : электронный // Экстернат.рф : [сайт]. – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/77-management-educational-institution/9235- osobennosti-upravleniy (дата обращения: 20.01.2021).
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Текст : электронный // Театральная библиотека : [сайт]. – URL: http://teatrlib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (28.01.2021).

3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997. - 190 с. – Текст : непосредственный.
4. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. – Москва : Политиздат, 1988. – 319 с. – Текст : непосредственный.
5. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т. В. Мишаткина. – Ростов-на-Дону : Феникс ; Тетра Системс, 2004. – 304 с. – Текст : непосредственный.

6. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 128 с. – Текст : непосредственный.

7. [электронный ресурс]. – Режим доступа URL:. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/02/ispolzovanie-muzyki-v-zdorovesberegayushchem-prostranstve-dou(20.11.2021)

8. «Взаимодействие педагога – психолога и музыкального руководителя в ДОУ» [ электронный ресурс]. – Режим доступа URL:.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/02/ispolzovanie-muzyki-v-zdorovesberegayushchem-prostranstve-dou (20.11.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция образовательных областей, как средство гармоничного развития дошкольника»

В статье раскрывается понятие - интеграция, описаны причины введения интеграции образоательных областей, и данна структура интегрированного занятия....

Презентация "Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольника"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ. В ней рассказывается о том, как важен такой вид работы с дошкольниками как театрализованная деятельность, как всесторонне театрализованная деятельность раз...

Подвижные игры детей как средство гармоничного развития.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации подвижных игр дошкольников....