Театрализованная деятельность в младшей группе, как средство гармоничного развития детей, а также развития речи, социализации, артистизма и творческих способностей.
статья (младшая группа)
Театрализованная деятельность в младшей группе, как средство гармоничного развития детей, а также развития речи, социализации, артистизма и творческих способностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в младшей группе, как средство гармоничного развития детей, а также развития речи, социализации, артистизма и творческих способностей.
Главная цель театрализации в дошкольном образовании — состоит в
создании условий для гармоничного развития детей, для приобщения к
театрализованной деятельности и развития артистизма, творчества,
активности детей. Во второй (дети 3-4 года) младшей группе этот процесс
тесно связан с социализацией воспитанников, еще привыкающих находится в
группе сверстников, а также взаимодействовать с ними. Решить в том числе и
эту задачу сплочения детского коллектива помогает театрализованная
деятельность.
Задачи театрализованной деятельности в младшей группе:
- развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать
содержание и действовать в соответствии с ним; развивать интонационную
выразительную речь (эмоциональность); развивать умственную и речевую
активность; развивать умение с помощью взрослого инсценировать и
драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
- воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных
видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам
целый зоопарк); воспитывать выдержку, развивать память;
- создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности
ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с
возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов —
перчаточных, пальчиковых);
Планируя и реализуя педагогическую работу по театрализованной деятельности воспитанников группы раннего возраста важно помниить о поставленных задачах и стремиться к их выполнению:
- формирование интереса к театрализованной деятельности; развитие умения общаться в процессе деятельности,
- способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;
- содействовать развитию умения организовывать общение с взрослым и сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции;
- развивать память, внимание, воображение, навыки в импровизации;
- обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, развитие умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Данные задачи должны быть реализованы во всех видах деятельности: в различных видах игр (театрализация, режиссёрские, сюжетно, подвижные), при знакомстве с художественными произведениями, в НОД, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Предметно-развивающая среда должна быть представлена организацией театрализованного уголка с различными видами театров:
- театр би-ба-бо;
- настольные театры (конусный «Три поросенка», «Гуси лебеди», «Петушок – золотой
гребешок», театр резиновых игрушек «Три медведя», «Красная шапочка», «Машенька и медведь»);
- пальчиковые театры (вязанный, бумажный) к различным сказкам и тряпичный (с человечками разных профессий и животных) «Теремок», «Репка», «Колобок», Три медведя», «Рукавичка» и т.д.;- театры на фланелеграфе («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросёнка».
Также в различных игровых центрах для развития театрализованной деятельности можно представить детям следующие материалы:
- дидактические игры «Азбука эмоций», лото «Сказки», пазлы «Сказки», музыкально – театрализованные игры «Теремок», «Кто как кричит»;
- элементы и маски костюмов животных, героев сказок, платки,шапочки;
- ширмы, стенды для показа кукольных театров;
- игрушки мелкие, киндер - сюрпризы, фигурки людей, животных для режиссёрских игр;
- в уголке ПДД - машинки, дорожные знаки, модели (кубики) домов для разыгрывания ситуаций;
- в уголке девочек - куклы, мебель, домики и т.д.;
- оборудование для сюжетно - ролевых игр «Семья», «Автобус», «Больница», «Парикмахерская» и др.;
- музыкальные инструменты – металлофон, барабан, дудочки, маракасы и т.д.;
- иллюстративный материал «Игры детей», «Дети играют в театр», «Русские народные
сказки», иллюстрации к потешкам;
- большая подборка книг для чтения, рассматривания и обсуждения авторских и народных
сказок, стихов.
В группе должен быть создан театральный уголок, в котором имеются различные виды настольного театров. Каждая театральная игра проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала нашими воспитанниками. С каждым днем наши малыши охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их, проявляя свою самостоятельность, «помогая» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы. Если наблюдать за детьми группы в адаптационный период, можно убедиться, какие они разные: смелые, стеснительные, капризные, веселые, общительные, замкнутые.
В начале года поступающие дети очень тяжело переживают отрыв от семьи, от мамы. Поэтому в адаптационный период могут помочь сгладить переживания детей кукольный театр (би-ба-бо, театр мягкой игрушки). Куклы помогают установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей.
Использование театрализации происходит в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, кукла показывает детям, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, как правильно держать ложку; перед сном поет колыбельную. Также куклы используются во время НОД как сюрпризный момент; для организации сюжетно-изобразительных, подвижных игр. Самым любимым театром для малышей может стать настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, лиса, заяц и т. д.)
Играя в пальчиковый театр, ребенок надевает кукол на пальцы и сам действует за персонажа, при этом развивается мелкая моторика, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, воображение, малыш учится передавать настроение и характер персонажа. Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта воспитатели ведут индивидуальную работу с детьми.
Таким образом, кукольный театр и театрализация в целом активизирует творческие задатки детей, формирует способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни
Каждый вид театрализованной деятельности запланированной и проведённой преследует свои цели, но объединяет их общая задача - работа по развитию речи и коммуникативных способностей детей.
Кукольные театры («Петушок – золотой гребешок», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и т.д.) развивают творческие способности детей, корректируют их поведение, формируют у детей определенные умения и навыки, стимулируют детское творчество (песенное, игровое).
Пальчиковые театры (по мотивам сказок: «Колобок», «Маша и медведь») и плоскостные (фланелевые, магнитные, настольные - «Лиса и заяц», «Три медведя» и др.) и наборы игрушек людей и животных помогают детям лучше управлять движениями собственных пальцев, развивают мелкую моторику руки и кисти, формируют диалогическую и монологическую речь, способствуют развитию режиссёрской игры.
Логоритмические («Мы шагаем в лес», «Лужи») и музыкально-ритмические игры («Громко-Тихо», «Жирафик») способствуют развитию слухового внимания, певческих навыков и артистичности.
Коммуникативные игры и этюды с элементами драматизации («Покажи, как встретились...», «Мышка и Мишка») развивают воображение детей, помогает эмоционально и физически разрядится.
Играя, ребенок овладевает навыками общения, развивается умение играть в небольшой подгруппе, дети многому учатся, много узнают и осваивают. Этому способствуют сюжетно – отобразительные игры («Путешествие на автобусе», «Семья», «Гости» и т.д.).
Чтение художественной литературы (сказок, потешек, прибауток) помогает познакомятся с чувствами, настроениями героев; разучивание небольших стихотворений развивает память, воображение, стимулирует эмоциональную отзывчивость.
Самостоятельная творческая деятельность (с предметами, н-р, султанчиками, лентами, под музыку), импровизации на детских музыкальных инструментах, мини-концерты способствуют сплочению детского коллектива, развитию дружеских взаимоотношений, исполнительских умений. Раскрашивание масок, картинок героев развивает у детей изобразительные способности, развивает творчество.
Выступления детей на праздниках, развлечениях развивают у детей исполнительские способности, выразительность речи.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, развивается речь воспитанников (учатся правильно произносить звуки, фразы, небольшие предложения); расширяется и обогащается словарный запас, способствует интеллектуальному и художественно – эстетическому воспитанию, развивает умение играть вместе, рядом, способствует развитию коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»
Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Формирование творческой активности и самостоятельной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры
Презентация театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста...

Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми, как средство интенсивного развития речи в младшем дошкольном возрасте.
Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста по мотивам народных сказок, как средство интенсивного развития речи и коммуникативных способностей....

«Развитие речи, как средство формирования творческих способностей у детей раннего возраста»
консультация ДЛЯ воспитателей...

Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста».
Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста»....

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"
Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Театрализованная деятельность в младшей группе как средство развития социально-коммуникативных навыков
Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Занятия театрализованной деятел...
