Театрализованная деятельность в младшей группе, как средство гармоничного развития детей, а также развития речи, социализации, артистизма и творческих способностей.
статья (младшая группа)

Мусаева Бэлла Умалтовна

Театрализованная деятельность в младшей группе, как средство гармоничного развития детей, а также развития речи, социализации, артистизма и творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в младшей группе, как средство гармоничного развития детей, а также развития речи, социализации, артистизма и творческих способностей.

Главная цель театрализации в дошкольном образовании — состоит в
создании условий для гармоничного развития детей, для приобщения к
театрализованной деятельности и развития артистизма, творчества,
активности детей. Во второй (дети 3-4 года) младшей группе этот процесс
тесно связан с социализацией воспитанников, еще привыкающих находится в
группе сверстников, а также взаимодействовать с ними. Решить в том числе и
эту задачу сплочения детского коллектива помогает театрализованная
деятельность.

Задачи театрализованной деятельности в младшей группе:
- развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать
содержание и действовать в соответствии с ним; развивать интонационную
выразительную речь (эмоциональность); развивать умственную и речевую
активность; развивать умение с помощью взрослого инсценировать и
драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
- воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных
видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам
целый зоопарк); воспитывать выдержку, развивать память;
- создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности
ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с
возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов —
перчаточных, пальчиковых);

Планируя  и  реализуя  педагогическую  работу  по  театрализованной  деятельности воспитанников    группы раннего возраста  важно помниить о поставленных задачах и стремиться к их выполнению:

-  формирование интереса к театрализованной деятельности; развитие умения общаться  в  процессе  деятельности,
-   способствовать  проявлению  творческих  способностей;  опираясь  на  возможности каждого  ребенка;

-  содействовать  развитию  умения организовывать общение с взрослым и сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции;
-   развивать  память,  внимание,  воображение, навыки в импровизации;
-   обогащать  двигательный  опыт  ребенка  новыми  видами  движений,  развитие умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;
-   воспитывать  доброжелательное  отношение  друг к  другу.

Данные  задачи должны быть реализованы  во  всех   видах  деятельности:  в  различных  видах игр  (театрализация,  режиссёрские,  сюжетно, подвижные),  при  знакомстве  с  художественными  произведениями,  в НОД, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Предметно-развивающая среда должна быть представлена организацией театрализованного уголка  с  различными  видами  театров:
-   театр би-ба-бо;
-   настольные  театры (конусный  «Три поросенка», «Гуси лебеди»,  «Петушок – золотой  
гребешок», театр  резиновых игрушек «Три медведя», «Красная шапочка», «Машенька  и медведь»);
-   пальчиковые  театры  (вязанный, бумажный)  к  различным  сказкам  и  тряпичный (с человечками разных профессий и животных) «Теремок», «Репка», «Колобок», Три медведя», «Рукавичка» и т.д.;- театры на фланелеграфе  («Заюшкина  избушка», «Три медведя», «Три поросёнка».

Также  в  различных  игровых  центрах  для развития театрализованной  деятельности можно представить детям следующие материалы:
-  дидактические игры «Азбука  эмоций»,   лото  «Сказки», пазлы «Сказки»,  музыкально – театрализованные игры «Теремок», «Кто как кричит»;
-   элементы и маски  костюмов животных,   героев сказок, платки,шапочки;

-   ширмы, стенды для показа кукольных театров;
-   игрушки мелкие, киндер - сюрпризы, фигурки людей,  животных для режиссёрских  игр;
-  в  уголке  ПДД  -  машинки, дорожные  знаки, модели (кубики) домов для разыгрывания ситуаций;
-   в уголке  девочек  -  куклы, мебель, домики  и т.д.;
-   оборудование  для  сюжетно - ролевых  игр  «Семья»,  «Автобус», «Больница», «Парикмахерская» и др.;

-   музыкальные  инструменты – металлофон, барабан, дудочки, маракасы  и т.д.;

-   иллюстративный материал  «Игры детей»,  «Дети играют в театр»,  «Русские народные  

    сказки», иллюстрации к потешкам;

-   большая подборка книг для чтения,  рассматривания и обсуждения  авторских  и народных

     сказок,  стихов.

В группе должен быть создан театральный уголок, в котором имеются различные виды настольного театров. Каждая театральная игра проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала нашими воспитанниками. С каждым днем наши малыши охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их, проявляя свою самостоятельность, «помогая» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы. Если наблюдать за детьми группы в адаптационный период, можно убедиться, какие они разные: смелые, стеснительные, капризные, веселые, общительные, замкнутые.
В начале года поступающие дети очень тяжело переживают отрыв от семьи, от мамы. Поэтому в адаптационный период могут помочь сгладить переживания детей кукольный театр (би-ба-бо, театр мягкой игрушки). Куклы помогают установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей.

Использование театрализации происходит в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, кукла показывает детям, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, как правильно держать ложку; перед сном поет колыбельную. Также куклы используются во время НОД как сюрпризный момент; для организации сюжетно-изобразительных, подвижных игр. Самым любимым театром для  малышей может стать настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, лиса, заяц и т. д.)

Играя в пальчиковый театр, ребенок надевает кукол на пальцы и сам действует за персонажа, при этом развивается мелкая моторика, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, воображение, малыш учится передавать настроение и характер персонажа. Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта воспитатели ведут индивидуальную работу с детьми.

Таким образом, кукольный театр и театрализация в целом активизирует творческие задатки детей, формирует способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни

Каждый вид театрализованной деятельности запланированной и проведённой  преследует свои цели, но объединяет их общая задача - работа по развитию речи  и коммуникативных  способностей  детей.

Кукольные  театры («Петушок – золотой  гребешок», «Кот, петух и лиса»,  «Теремок»  и т.д.)  развивают творческие способности детей, корректируют их поведение, формируют у детей определенные умения и навыки, стимулируют детское творчество (песенное, игровое).        

Пальчиковые театры (по мотивам сказок: «Колобок», «Маша и медведь») и плоскостные (фланелевые, магнитные, настольные - «Лиса и заяц», «Три медведя» и др.) и наборы игрушек людей и животных помогают детям  лучше управлять  движениями собственных пальцев, развивают мелкую моторику руки и кисти,  формируют диалогическую и монологическую речь, способствуют развитию режиссёрской игры.

Логоритмические («Мы шагаем в лес», «Лужи») и музыкально-ритмические игры  («Громко-Тихо», «Жирафик») способствуют развитию слухового внимания, певческих навыков и артистичности.

Коммуникативные  игры  и этюды  с элементами  драматизации («Покажи, как встретились...»,  «Мышка и Мишка»)  развивают воображение детей,  помогает эмоционально и физически разрядится.

Играя, ребенок овладевает навыками общения, развивается умение играть в небольшой подгруппе, дети многому учатся, много узнают и осваивают. Этому  способствуют  сюжетно – отобразительные  игры  («Путешествие на автобусе»,  «Семья», «Гости» и т.д.).

Чтение художественной литературы (сказок, потешек, прибауток)  помогает  познакомятся с чувствами, настроениями героев;  разучивание небольших стихотворений развивает  память, воображение, стимулирует эмоциональную отзывчивость.
Самостоятельная  творческая  деятельность (с предметами, н-р, султанчиками, лентами, под  музыку),  импровизации на детских музыкальных  инструментах,  мини-концерты    способствуют  сплочению  детского  коллектива, развитию  дружеских взаимоотношений, исполнительских умений. Раскрашивание  масок, картинок героев развивает у детей  изобразительные  способности, развивает творчество.
Выступления  детей  на праздниках,  развлечениях  развивают у детей исполнительские способности, выразительность  речи.

Таким образом,  театрализованная деятельность позволяет решать   многие педагогические задачи, развивается речь воспитанников (учатся правильно произносить звуки, фразы, небольшие предложения); расширяется и обогащается словарный запас, способствует  интеллектуальному и художественно – эстетическому   воспитанию, развивает умение играть вместе, рядом, способствует развитию коммуникативных способностей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми, как средство интенсивного развития речи в младшем дошкольном возрасте.

Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста по мотивам народных сказок, как средство интенсивного развития речи и коммуникативных способностей....

Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста».

Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста»....

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Театрализованная деятельность в младшей группе как средство развития социально-коммуникативных навыков

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Занятия театрализованной деятел...