Семиныры и круглые столы
презентация по психологии

Шаляпина Арина Владимировна

В данном разделе представлен опыт работы с родителями и педагогами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для родителей: «Приемы эффективного общения» Информацию подготовила: Педагог-психолог МБДОУ № 246 Шаляпина Арина Владимировна

Слайд 2

Техника “Я- сообщение” «Главная мысль при общении: ребенок - равный нам человек. Так просто. Но признание этого переворачивает душу взрослого и дает счастье детям» (С. Соловейчик). Довольно часто дети своим поведением вызывают отрицательные переживания у родителей . И вот здесь мы, как правило, начинаем реагировать на них знакомыми способами: кричать, подвергать критике, наказывать, и так далее.

Слайд 3

Психологи рекомендуют “немного” изменить конструкцию своего сообщения ребенку. Как именно? Для этого нужно “ использовать“Я-сообщение”. Но почему-то поведение детей от этого не улучшается, а даже наоборот - ухудшается. Почему? Любое сильное давление воспринимается ребенком как принуждение и вызывает «эффект бумеранга» противодействие. Что же делать?

Слайд 4

Давайте вспомним, ведь почти все “сообщения”, которые взрослые “посылают” ребенку, включают в себя слово “ТЫ”: “ТЫ не должен этого делать”, “Ты ничего не умеешь...”, и подобные им. В данном случае “ТЫ” обижает и принуждает ребенка чувствовать себя несчастливым. Другое дело “Я - сообщение”. Оно показывает, какие чувства у вас вызовет поведение ребенка. Например: “Мне не нравится, если игрушки разбросаны”.

Слайд 5

На первый взгляд разница между “Я” и “Ты-сообщениями” незначительная. Больше того, “ТЫ” нам более обычно и удобно. Однако в ответ на “ТЫ …”ребенок оскорбляется, ограждается. Поэтому таких сообщений надо избегать. Любое “Ты-сообщение”, в сущности, содержит в себе обвинение или критику ребенка. В то время как “Я - сообщение” оказывается более эффективным потому, что оно реализует доверие и уважение, давая ребенку сохранить доброе самочувствие. Больше того, оно уменьшает противоречие между взрослыми и ребенком. “Я-сообщение” имеет ряд преимуществ сравнительно с “ТЫ…”

Слайд 6

«Активное слушание» (Т.Гордон) Это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи, о его чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях. Функции активного слушания: Объектирование в речи чувств и переживаний ребенка Коммуникативное выражение позиции принятие Компоненты активного слушания: Невербальный – позиция лицом к лицу, визуальный контакт глаз, заинтересованность во взгляде, улыбка. Вербальный – включает повторение высказывания ребенка и описание его чувств.

Слайд 7

Значение активного слушания: прежде всего исчезает или ослабевает негативное переживание ребенка, разделенное горе уменьшается, а радость увеличивается, ребенок, убедившись что его слушают, начинает рассказывать о себе больше. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Пример: ребенок плачет Саша отнял мой грузовик Родитель: -Тебе действительно неприятно, когда он это делает.

Слайд 8

Техника «эффективной похвалы» При неумелом использовании похвала может стать причиной нарушений и отклонений в личностном развитии ребенка. Это ни в коем случае не означает, что родители должны отказаться от похва­лы. Напротив, похвала необходима для гармоничного личностного развития ребенка. Однако эффективная похвала должна отвечать ряду требований. Прежде всего, похвала не должна быть оценочной, т.е. не должна содержать прямых оценок личности.

Слайд 9

Оценочная похвала в воспитании ребенка не про­сто бесполезна, но и вредна. Причины негативного эффекта оценочной по­хвалы в том, что она, во-первых, подчеркивает отношения зависимости — подчинения между взрослым и ребёнком, ибо тот, кто хвалит, присваивает себе право оценивать ребенка — особый статус во взаимоотношениях, ставит ребенка и его эмоциональное благополучие в зависимость от своего мнения.

Слайд 10

Во-вторых, оценочная похвала вызывает у ребенка тревогу и страх потерять расположение взрослого, подвергнуться наказаниям и санкциям за проступок, вызывает настороженность и агрессивно-оборонительную позицию. В-третьих, она становится источником неуверенности ребенка в своих силах— он боится не справиться с задачей, допустить ошибки, не добиться вновь высоких результатов, ставших причиной похвалы и поощрений, не поддержать уже завоеванную им «высокую планку» достижений.

Слайд 11

В-четвертых, похвала часто вос­принимается детьми как попытка родителей ими манипулировать, управ­лять их поведением и деятельностью в своих интересах. Похвала не должна быть сравнительной: нельзя сравнивать достиже­ния, успехи, результаты, личностные достоинства ребенка и его сверстни­ков.

Слайд 12

Похвала-сравнение не учитывает реальных возможностей и перспектив, не благоприятствует формированию у ребенка чувства самоценности и самопринятия, создает условия для образования негативной установки и даже зависти по отношению к более удачливому сверстнику. Нельзя хвалить за то, что недостигнуто своим трудом. Похвала должна строиться как объективное описание действий ребенка.

Слайд 13

Техника «Наказания» (основные правила наказания) Не должно вредить здоровью ребенка Решение о наказании должно быть четким и обоснованным Наказание должно своевременным Нельзя наказывать ребенка за несколько провинностей сразу Прощение не должно носить двойственный характер Нельзя прибегать к унижению

Слайд 14

Ребенок должен бояться не наказания, а огорчения родителей Нельзя наказывать в случаях если: Ребенок болен (в этот момент психика наиболее уязвима) Когда ест После сна Во время игры Сразу после физической или душевной травмы Когда что-то не получается Когда внутренние мотивы не понятны Когда взрослый сам не в себе.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для родителей «Особенности развития 5-6 летних детей»

Слайд 2

Активно развивается воображение ребенка. Он верит в чудеса и повсюду их видит. Ребенок больше фантазирует. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка.

Слайд 3

Двигательные навыки С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание .

Слайд 4

Эмоциональное развитие У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Ребенок учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Ребенку могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.

Слайд 5

Социальное развитие С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек - женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнью. У ребенка закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими.

Слайд 6

Интеллектуальное развитие К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет ребенок интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти.

Слайд 7

Особенности поведения Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Ребенок становится более самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным дл я него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

Слайд 8

Творческое развитие Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру ребенка. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы обаял. У нарисованного человека появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Слайд 9

Формирование произвольности У детей с нарушениями речи произвольное поведение развивается по тем же критериям что и в норме, но имеет некоторые отличия: Трудность удержания инструкций и алгоритма выполнения сложных заданий; Неумение определить конкретных целей при выполнении задания; Трудности в поиске средств для достижения своих целей; Трудности на уровне удержания двигательной программы, особенно в тех случаях, когда помимо удержания двигательной программы ребенок должен выполнить еще какую-либо деятельность, например, повторение числового ряда (то есть при необходимости распределения внимания); Низкий уровень собственной регуляции на более высоком уровне произвольности; Трудности в построении последовательной цепочки выполнения своих действий; Трудности в определении способа выполнения своих действий.

Слайд 10

Конфликты между детьми 5-6 лет Для решения конфликтов в детском саду старшие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?». Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре – «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?». Все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым». Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей. Могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Слайд 11

Профилактика конфликтов Профилактика конфликтов - задача родителей Ребенок - это маленькая личность, которая развивается, формируется. И в процессе социализации часто между детьми возникают разногласия. Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Помочь ребенку правильно вести себя в ссорах и спорах – задача родителей в процессе подготовки ребенка к детскому саду.

Слайд 12

Способов такой помощи несколько: Игры; Приемы неигрового типа.

Слайд 13

Рекомендации: 1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания. 2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. 3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме. Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол «Я и мой ребенок» «Наказывая – подумай, как?»

Слайд 2

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Слайд 3

В конвенции о правах ребенка происходит реализация прав ребенка которая включает: - защиту его от всех форм жестокого обращения, - права на охрану жизни и здоровья.

Слайд 5

Привычные автоматические реакции родителей в процессе воспитания: Приказы и команды. Предупреждения, предостережения. Мораль и нравоучение. Советы, готовые решения. Доказательства, логические доводы, нотации. Критика, обвинения.

Слайд 6

7. Обзывание, высмеивание. 8. Выспрашивание, расследование. 9. Физические наказания. 10. Догадки, интерпретация. 11. Уговоры. 12. Отшучивание , уход от разговора. 13 . Похвала, поощрения.

Слайд 7

На основе каких знаний родители воспитывают своего ребенка: Знания, полученные из СМИ Рекомендации педагогов Лекции для родителей Жизненный опыт

Слайд 8

Родительские методы воспитания: Поощрение Наказание Требование

Слайд 9

Способы поощрения ребенка: Словесная похвала Подарки Ласки

Слайд 10

Упражнение «Ассоциации». Я предлагаю для начала немного поразмыслить, и пусть каждый из вас напишет на листке свои ассоциации, которые возникают со словом НАКАЗАНИЕ. Время работы – 3 минуты. Теперь, я предлагаю кому-то одному из вас зачитать то, что он написал. Я буду фиксировать предложенные варианты на мольберте, остальные родители добавят то, чего еще не сказано. (Психолог записывает, родители озвучивают).

Слайд 11

НАКАЗАНИЕ – ЭТО СТРОГОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗА КАКУЮ-НИБУДЬ ВИНУ, ПРОСТУПОК, НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА ЗА ОЗОРСТВО, ЗА ЛОЖЬ, ГРУБОСТЬ, НАКАЗАНИЕ ЗА ДЕЛО, ПОДЕЛОМ. (ИЗ СЛОВАРЯ Ожегова)

Слайд 12

Причины наказания: В целях воспитания Соблюдение дисциплины Поддержание послушания Хорошее поведение Установление рамок дозволенного Демонстрация авторитета родителя Охраны жизни и здоровья ребенка Срыв взрослого (усталость, проблемы)

Слайд 13

К наказанию также предъявляют ряд требований: 1.Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели. 2.Не следует упрекать наказанием, ни напоминать о нём в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите. 3.Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему- либо, можно ограничиться замечанием или репликой. 4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Слайд 14

Можно выделить следующие виды наказаний: -словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т.п.) -физическое наказание -наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта) -наказание трудом -наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера )

Слайд 15

Последствия физического наказания: Обида Гнев Разочарование в родителях Потеря родительского авторитета, отсутствие доверия Отмщение Злость Вранье Понимание родительского бессилия Обращение в органы социальной защиты

Слайд 16

Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании: - агрессия родителей приводит к агрессии детей; - дети становятся неуравновешенными, вспыльчивыми; - наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость; - повышается уровень тревожности ребёнка.

Слайд 17

Наказание должно быть: Справедливым и строгим Понятно ребенку (проступок-наказание) Меры подобраны в соответствии с возрастом малыша Применение положительных методов без унижения личности ребенка Изложение спокойным и уверенным родительским тоном.

Слайд 18

За что нельзя наказывать детей? Физиологические особенности (память, внимание ...) За жажду познания (1-3г.) Отсутствие опыта Неловкость, неосторожность ребенка За проявление фантазии (3-5 лет) За детскую ревность За «Я – сам!»(2-3 г.)

Слайд 19

отсутствие ясности в понятиях: «хорошо», «плохо» за в общем «плохое поведение» (конкретность) Наказание «на всякий случай» За признание ребенком его ошибок и осознание своей вины За совершенный первый раз проступок Если ребенок плохо себя чувствует или эмоционально расстроен За отсутствие у ребенка личного пространства

Слайд 20

Методы наказания, уважающие личность ребенка в зависимости от возраста: 1 – 3 года – не наказывать! 3,5 – 7 лет: Показание вины через беседы спокойным голосом. «пойди в свою комнату, успокойся, и выходи к нам для разговора (без жестких временных рамок) . Тактичное изымание игрушек (поступок – предмет). Лишение привилегий. Предложить постоять в углу (при эффективности данной меры). 5 – 7 лет: Предложить посидеть и подумать над своим поведением. Порвал – зашей, испачкал – постирай, намусорил – убери! Отменить поездку, покупку игры, развлечения.

Слайд 21

Упражнение «Мудрые правила»

Слайд 22

Упражнение «Мудрые правила» Дети учатся у жизни. Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Ребенка хвалят, он учится быть благородным. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Слайд 23

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе». А.С.Макаренко.

Слайд 24

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Правило первое Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого. Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Правило второе Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители, прежде всего, должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя». Правило третье Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка. Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Слайд 25

Правило четвертое Правила ( ограничения , запреты , требования ) должны быть согласованны взрослыми между собой . Знакомо ли вам , когда мама говорит одно , папа другое , бабушка-третье . Правило пятое Тон , в котором сообщается требование или запрет ., должен скорее быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным .

Слайд 26

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия А.С. Макаренко терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей; объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким; отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется; неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка –подождите, пока поступок повториться ; научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;

Слайд 27

обратитесь к ребёнку по- деловому- Илья (а не Илюша ); измените тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев; следуйте обещанному до конца; лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла».

Слайд 28

проводите вечером , но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так». хвалите других детей, но к месту; организуйте дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.

Слайд 29

А.С.Макаренко сформулировал правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний: Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения. Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу. Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

Слайд 30

Игра «Ситуации» Ситуация: Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила ей: "Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов". Девочка все равно продолжала шалить и в ответ получила: "Так-так. Не в семь, а в половине седьмого.» Ситуация : Вы проходите мимо комнаты сына , и видите , как он сбрасывает все пазлы с полки на пол , разбрасывая их по всей комнате .

Слайд 31

Практическое задание родителям «Загибаем лист». Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям. Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Слайд 32

Восточная притча о гвоздях Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Слайд 33

внешность злого родителя

Слайд 36

Пожелания детей – родителям! Чтобы меня уважали! Чтобы меня слушали! Чтобы мама и папа были добрые! Чтобы мама извинялась. Чтобы со мной разговаривали. Чтобы было весело, а не грустно! Чтобы мама говорила, что любит меня! Чтобы мы договаривались с мамой! Чтобы родители не ссорились и мне не попадало. Чтобы мы общались по-хорошему! Чтобы не оставляли ночью одну! Чтобы провожали до группы.

Слайд 37

Помните 1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, 2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, 3.За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души. 4.Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц,

Слайд 38

5.Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала! 6.Без унижения. 7.Ребенок не должен бояться наказания. 8.Не самоутверждаться за счет наказания, 9.Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы.

Слайд 39

Практическое задание для родителей "В лучах родительского солнца". Возьмите желтую цветную бумагу, вырежьте солнышко с лучами, приклейте его на белый альбомный лист. В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю. Согревайте добрыми словами и делами своих детей каждый день.

Слайд 40

Стихотворение : «А дом, заставленный добром» А дом, заставленный добром – Еще не дом И даже с люстрой над столом - Еще не дом И на окне с живым цветком – Еще не дом. И даже с чайника баском - Еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятно и проста - Что от ладоней до окна наполнен дом. Твоим теплом, твоим теплом. Все вещи тихо растворила темнота, И стала комната бездонна и пуста. И среди этой мирозданной пустоты. Весь мир мой - ты, и дом мой - ты.... А дом, заставленный добром, - еще не дом. И даже с люстрой над столом - еще не дом. И на окне с живым цветком – еще не дом. И даже с чайника баском - еще не дом.

Слайд 41

Стать добрее может каждый! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

 Игровые упражнения для родителей.

Упражнение «Имя на ушко» (сплочение в группе, снятие психологических барьеров). Стулья отставляются в сторону, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это делается так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. В один прекрасный момент игроки слышат звон колокольчика, это является сигналом, что нужно остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, ведущий звонит в колокольчик. И объявляет, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.

Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т.п. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

  • Требование внимания или комфорта;
  • Желание показать свою власть или демонстрирование неповиновения; месть, возмездие;
  • Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Упражнение с мячом. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать комплимент другому.

Информационная часть. Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорит о том, что означают:

  • оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
  •  временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
  • невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», к составлению списка надо привлекать всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии. Участники группы как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»

Психогимнастическое упражнение: передача чувства по кругу с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. Для этого один из участников старается передать возникшее у него чувство (или просто свою идею об определенном чувстве) соседу, а тот в свою очередь – уже другому человеку, но тоже своему соседу. Поскольку группа сидит с закрытыми глазами, то при распознавании чувства можно опираться только на ощущения рук и тела. Участники группы могут передавать чувство таким же образом, как и получили, или воспользоваться своим способом, важно лишь, чтобы чувство сохранилось.

Психогимнастическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день. Упражнение можно выполнять с мячом или замещающим его предметом. Вариант: дать индивидуальное пожелание (пожелать что-то на год или на месяц кому-то в группе). Не забыть, чтобы каждый получил мяч.

Информационная часть. Ведущий перечисляет те проблемы, которые поднимались родителями в ходе прошедших занятий. Он обсуждает вопрос с группой, какого рода это были проблемы – детей или родителей. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка – очень важный элемент тренинга. Называя тему занятия «Активное слушание», тренер предлагает сформулировать ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать?» Слышать и слушать – различные понятия. Слышать – различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что-то.

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Приемы: пересказ, уточнение, отражение чувств, проговаривание подтекста, резюмирование.

Пересказ – это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, – это признак сформированности навыков активного слушания.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?»).

Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»). Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства.

Проговаривание подтекста – проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?»  подтекст может быть таким:   «Ты бы меня похвалила» или еще глубже:  «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти гулять». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что...», «Твоими основными идеями являются...»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

Упражнение «Пересказ». Работа в парах для тренировки приема проговаривания  (полного и краткого пересказа):  на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.

Упражнение «Словарь чувств». Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое-то чувство и отдает мяч (игрушку) другому.

Упражнение «Учимся понимать друг друга». Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме. По сигналу "Стоп" они должны остановиться и встать перед тем участником, который оказался ближе всего к ним. Не говоря ни слова, игроки попытаются почувствовать, внешний облик другого человека – положение тела, мимику лица, частоту дыхания, выражение глаз. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное.

Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Обсудите итоги игры, дав участникам возможность ответить на следующие вопросы:

  • Почему людям важно учиться понимать язык тела?
  • Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?
  • В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир своих партнеров?

Мини-лекция «Эффективное общение» (ознакомление с понятиями «коммуникативные способности», «эффективное общение»; способами овладения «секретами эффективного общения»).

Упражнение «Беседа» (выявление приемов эффективного общения; апробация новых способов взаимоотношения с окружающими). Пара садится друг напротив друга и пара должна попытаться  «разговорить» друг друга. По окончанию упражнения делается вывод о том, что люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Мини-лекция «Невербальное общение» (значимость невербального общения при взаимодействии с ребенком).

Упражнение «Мимика – интонация» (апробирование невербальных приемов общения с ребенком). Выполняется в группе. Участникам предлагается три картинки: на одной картинке написано, что он должен сказать, на другой – интонация, на – третьей – выражение лица, с которым нужно произнести фразу. Задание: представьте, что перед вами ребенок. Сначала вы произнесете фразу с заданной интонацией, затем с заданной мимикой. Вывод: в разговорах с ребенком необходимо больше внимания уделять невербальным средствам общения.

Игра «Давайте поздороваемся». Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы. Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

Варианты сигналов ведущего:

Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам;

Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;

Звук свистка – поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

Игра с колокольчиком. Требуется: повязки на глаза, свернутые в трубочку газеты, колокольчики. Игра начинается, когда всем игрокам, кроме одного, завязывают глаза и дают в руки свернутую газету. Единственному «зрячему» игроку на шею привязывают колокольчик. Суть игры состоит в том, что все игроки внимательно слушают, где звенит колокольчик, и пытаются ударить его владельца свернутой газетой. А последний делает все, чтобы избежать этих ударов. В случае попадания удачливый игрок становится обладателем колокольчика, а его жертва присоединяется к охотникам.

Игра «Охота на динозавров». Эта игра учит взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнера по общению. Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик.

Упражнение с мячом. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и давать положение другому.

Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т.п. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

  • Требование внимания или комфорта;
  • Желание показать свою власть или демонстрирование неповиновения; месть, возмездие;
  • Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

Упражнение «Погружение». Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций. Вот примерный текст такого «погружения».

Погружение в детство. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 6, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

В этом сюжете, актуализируется чувство привязанности и переживания потери, хотя и мгновенно, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

Упражнение «Билль о правах». Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной.  Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол для педагогов "Игры и физические упражнения зимой"

Игры и физические упражнения зимой.Взрослым  - родителям и воспитателям  - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой....

"Круглый стол" для родителей "Детская ложь"

Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....