Использование МАК в психолого-педагогическом сопровождении ДОУ.
материал по психологии (подготовительная группа)

Психологическое сопровождение  образовательного учреждения – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного  учреждения посредством работы специалиста со всеми участниками образовательного процесса.

  Согласно ФГОС ДО участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, педагоги и родители.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

- Добровольность

- Сотрудничество

- Уважение интересов друг друга

- Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Наиболее действенными, как показывает практика, инструментами педагога-психолога в сопровождении ДОУ являются техники МАК. Метафорические карты  это широко известный инструмент работы педагога-психолога в рамках сопровождения ДОУ. Метафорические карты активно используются  в групповой и индивидуальной работе с взрослыми участниками образовательного процесса в виде консультаций, диагностических и профилактических мероприятий, и детьми  в диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей (восстановительной) работе.   В работе с детьми дошкольного возраста  успешно используется  несколько комплектов метафорических ассоциативных карт. Колода «Роботы» автора Татьяны Ушаковой,  колода «Шкатулка доброго волшебника» автора Т. Зинкевич – Евстигнеевой, И. Куликовой, колода «Из сундука прошлого» авторы Г. Кац, Е. Мухаматулиной.

    Каждая из этих колод несёт свою коррекционную направленность,   а также предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из них можно использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от коррекционных задач или направления диагностического исследования. 

     Татьяна Олеговна Ушакова – педагог - психолог, кандидат педагогических наук создала комплект игровых ассоциативных карт «Роботы», включающий с себя 84 цветных и 84 черно – белых изображений, методическое пособие с предложенными техниками и рекомендациями. Надо отметить, что образ робота – один из самых востребованных у современных детей. Возможность в собственной творческой лаборатории создавать авторских роботов несёт в себе не только работу по  поведенческой коррекции, но и развивает такие психические процессы, как наглядно – образное мышление, память, речь и  воображение.

Техники в работе педагога-психолога ДОУ:

Техника «Кто спрятался?» (от 1,5  усложняя до 6,5 лет)

Цель. Развитие внимания, памяти.

Материал: кусок ткани или платочек, карты животных или сказочных героев (можно из серии «Волшебный сундучок»)

Показать ребёнку карты. Спросить кто изображен на картинках, чтобы потом не было такого казуса,что на самом деле он просто не знал кто это. Много можно сразу и не брать. Разложить на столе начиная с 2-х картинок. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. После необходимо собрать карты, одну положить под платочек. Другую карту положить в открытую (ВО).

ПСИХОЛОГ: Кто спрятался от нас под платочек?

И далее можно усложнять добавлять другие карты обыгрывая, что к нам в игру хочет, например: курочка.

Техника «Найди такую же карту» (1,5-4 года)

Цель. Развитие внимания, памяти.

Материал: парные карты животных, предметов или сказочных героев.

Знакомим ребенка с картами(без пар), называя их.  Потом обязательно показываем пример. Кладем две одинаковые карты и третью другую, проговариваем, что две одинаковые, а эта другая. Убираем одинаковые, докладываем ещё 2 разные карты. Ребенок смотрит на них, можно проговорить кто или что изображено. Предлагаем четвертую парную третьей и просим найти такую же. Обсуждаем что у них одинаково.

Техника «Кошечка наелась» (1,5 -3г)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности движений.

Материал: карты эмоциональных кошек.

Сказка про то, как жила кошка с котенком, а котёнок любил кушать рыбку. Мама кошка ходила в магазин за рыбкой. Котёнок ждал маму кошку, был голодный, хотел кушать и был грустный- грустный. Мама кошка приходила и приносила ему рыбку, он радовался и кушал рыбку. Сладко засыпал.

Найти среди трех эмоциональных картинок если сложно, то сразу показать грустного котёнка. Изобразить его. Так же найти, или показать весёлого котёнка.

 

 

Список литературы

 

  1. Верникова Н. Метафорические ассоциативные карты – универсальный инструмент для МАКсимальных результатов / Н.Верникова. – Винница: ЧП «ТД «Эдельвейс и К»», 2014. – 124 с.
  2. «Карточные игры» для педагогов. Методическое пособие по использованию ассоциативных карт / Сост. Каган С.Д. – Красноармейская РГА. Красноармейск, 2012. – 18 с.
  3. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
  4. Крюгер К. Метафорические ассоциативны карты для детей и взрослых «Я и все-все-все» / К.Крюгер; худож. В.Кирдий. – СПб: Речь, 2016. – 48 с.
  5. Крюгер К. Метафорические ассоциативны карты «Она» / К.Крюгер; худож. В.Кирдий. – СПб: Речь, 2016. – 48 с.
  6. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
  7. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  8. Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога: методика и практика / Г.Попова, Н.Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А.В., 2015. – 224 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mak_v_rabote_pedagoga-psihologa_dou.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Елена Владимировна, педагог-психолог,

МБДОУ «ЦРР - детский сад №1»

Использование МАК в психолого-педагогическом сопровождении ДОУ.

Психологическое сопровождение  образовательного учреждения – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного  учреждения посредством работы специалиста со всеми участниками образовательного процесса.

  Согласно ФГОС ДО участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, педагоги и родители.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

- Добровольность

- Сотрудничество

- Уважение интересов друг друга

- Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Наиболее действенными, как показывает практика, инструментами педагога-психолога в сопровождении ДОУ являются техники МАК. Метафорические карты  это широко известный инструмент работы педагога-психолога в рамках сопровождения ДОУ. Метафорические карты активно используются  в групповой и индивидуальной работе с взрослыми участниками образовательного процесса в виде консультаций, диагностических и профилактических мероприятий, и детьми  в диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей (восстановительной) работе.   В работе с детьми дошкольного возраста  успешно используется  несколько комплектов метафорических ассоциативных карт. Колода «Роботы» автора Татьяны Ушаковой,  колода «Шкатулка доброго волшебника» автора Т. Зинкевич – Евстигнеевой, И. Куликовой, колода «Из сундука прошлого» авторы Г. Кац, Е. Мухаматулиной.

    Каждая из этих колод несёт свою коррекционную направленность,   а также предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из них можно использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от коррекционных задач или направления диагностического исследования. 

     Татьяна Олеговна Ушакова – педагог - психолог, кандидат педагогических наук создала комплект игровых ассоциативных карт «Роботы», включающий с себя 84 цветных и 84 черно – белых изображений, методическое пособие с предложенными техниками и рекомендациями. Надо отметить, что образ робота – один из самых востребованных у современных детей. Возможность в собственной творческой лаборатории создавать авторских роботов несёт в себе не только работу по  поведенческой коррекции, но и развивает такие психические процессы, как наглядно – образное мышление, память, речь и  воображение.

Техники в работе педагога-психолога ДОУ:

Техника «Кто спрятался?» (от 1,5  усложняя до 6,5 лет)

Цель. Развитие внимания, памяти.

Материал: кусок ткани или платочек, карты животных или сказочных героев (можно из серии «Волшебный сундучок»)

Показать ребёнку карты. Спросить кто изображен на картинках, чтобы потом не было такого казуса,что на самом деле он просто не знал кто это. Много можно сразу и не брать. Разложить на столе начиная с 2-х картинок. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. После необходимо собрать карты, одну положить под платочек. Другую карту положить в открытую (ВО).

ПСИХОЛОГ: Кто спрятался от нас под платочек?

И далее можно усложнять добавлять другие карты обыгрывая, что к нам в игру хочет, например: курочка.

Техника «Найди такую же карту» (1,5-4 года)

Цель. Развитие внимания, памяти.

Материал: парные карты животных, предметов или сказочных героев.

Знакомим ребенка с картами(без пар), называя их.  Потом обязательно показываем пример. Кладем две одинаковые карты и третью другую, проговариваем, что две одинаковые, а эта другая. Убираем одинаковые, докладываем ещё 2 разные карты. Ребенок смотрит на них, можно проговорить кто или что изображено. Предлагаем четвертую парную третьей и просим найти такую же. Обсуждаем что у них одинаково.

Техника «Кошечка наелась» (1,5 -3г)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности движений.

Материал: карты эмоциональных кошек.

Сказка про то, как жила кошка с котенком, а котёнок любил кушать рыбку. Мама кошка ходила в магазин за рыбкой. Котёнок ждал маму кошку, был голодный, хотел кушать и был грустный- грустный. Мама кошка приходила и приносила ему рыбку, он радовался и кушал рыбку. Сладко засыпал.

Найти среди трех эмоциональных картинок если сложно, то сразу показать грустного котёнка. Изобразить его. Так же найти, или показать весёлого котёнка.

Список литературы

  1. Верникова Н. Метафорические ассоциативные карты – универсальный инструмент для МАКсимальных результатов / Н.Верникова. – Винница: ЧП «ТД «Эдельвейс и К»», 2014. – 124 с.
  2. «Карточные игры» для педагогов. Методическое пособие по использованию ассоциативных карт / Сост. Каган С.Д. – Красноармейская РГА. Красноармейск, 2012. – 18 с.
  3. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
  4. Крюгер К. Метафорические ассоциативны карты для детей и взрослых «Я и все-все-все» / К.Крюгер; худож. В.Кирдий. – СПб: Речь, 2016. – 48 с.
  5. Крюгер К. Метафорические ассоциативны карты «Она» / К.Крюгер; худож. В.Кирдий. – СПб: Речь, 2016. – 48 с.
  6. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
  7. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  8. Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога: методика и практика / Г.Попова, Н.Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А.В., 2015. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...