Тренинг для педагогов "Шесть шляп мышления"
методическая разработка по психологии

Петраш Светлана Игоревна

Тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_shlyap.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Шесть шляп мышления»

(на основе метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно)

Подготовила:

педагог-психолог

Петраш С.И.

Цель. Развитие личностного потенциала педагогов, креативности.

Ход тренинга:

  1. Приветствие, установление контакта.

Педагог-психолог предлагает каждому участнику предлагается сказать свое имя и выполнить какое-либо движение, все остальные должны это движение повторить.

 

  1. Притча о старом шляпнике.

 Давным-давно, а может и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но у него были золотые руки и прекрасная мудрая душа. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп – белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

– Наверное, основное отцовское наследство – это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, – решили сыновья мастера. – Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся  странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, – планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

– Странно, – размышляли сыновья, – последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?

И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

– Я беру себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

– А я выбираю черную шляпу, – сказал второй сын. – Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

– А я, пожалуй, выберу желтую, – сказал третий сын. – В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, – счастлив.

– Пусть моей шляпой станет красная! – воскликнул четвертый сын. – Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе меня все будут замечать! Меня будут любить женщины!

– Зеленая шляпа так оригинальна! – заметил пятый сын. – Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

– Вы разобрали все шляпы, – молвил шестой сын. – Мне остается только взять синюю.

Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам выбрал бы в первую очередь! Проблема выбора... – задумался шестой сын, – надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротескные портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом – ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...

 И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу – ведь она уже многому их научила – и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...

  1. Рассказ участникам о функциях каждой шляпы.

«Белая шляпа» учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Типичные реплики в этом режиме: «На сегодняшний день на складе 2300 единиц товара... Партнер предложил приобрести партию в 10 000 единиц за 100 000 тугриков... Договор включает в себя условие о поставке товара к 01.12.2006...»

 «Черная шляпа» помогает увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Типичные реплики в этом режиме: «Эта инвестиция слишком рискованна, потому что... Я бы не стал поддерживать эту кандидатуру потому, что... Уязвимыми местами вашего плана являются...»

 «Желтая шляпа», напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны  ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Мышление в «желтой шляпе» предполагает поиск сильных сторон предложенной идеи, положительных моментов в сложившейся ситуации, поиск и обоснование причин, по которым предприятие должно удаться и т.п. Типичные реплики в этом режиме: «Это предложение кажется мне удачным потому, что... Основания считать, что план сработает, следующие... Резюме этого кандидата на должность начальника отдела понравилось мне тем, что...»

 «Красная шляпа» дает возможность увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Описание своих ощущений дается от первого лица. Типичные реплики в этом режиме: «Я чувствую, что... Меня пугает... Я глубоко огорчен... Я ощущаю радостное возбуждение и полон энтузиазма...»

 «Зеленая шляпа» актуализирует творческое мышление, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Для тех, кто знаком с процедурой мозгового штурма, она как раз и представляет собой мышление в «зеленой шляпе». Типичные реплики в этом режиме: «А что, если мы попробуем... Как насчет того, чтобы... Давайте сделаем вот что...»

 «Синяя шляпа» помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... Мышление в «синей шляпе» предполагает отслеживание того, в каком направлении идет дискуссия, чего уже достигли, какие позиции уже были представлены, что еще следует сделать и т.п. Находясь в режиме «синей шляпы» человек может предложить собеседникам «сменить шляпы», а вместе с ними и позицию в обсуждении. В этом же режиме резюмируется достигнутое, намечаются следующие цели. Типичные реплики: «Теперь давайте наденем «черные шляпы» и поищем уязвимые места нашего плана... У нас достаточно идей, можно снять «зеленые шляпы»... Пожалуйста, снимите «красную шляпу» и наденьте «белую»: сейчас нам нужны факты, а не эмоции... Давайте резюмируем то, что мы решили до сих пор...»

  1. Изготовление шляп.

 Участники образуют 6 команд, посредством жребия распределяют между командами цвет шляпы. Каждая команда изготавливает шляпу своего цвета из бумаги, картона и.т.д.

  1. Взгляд на проблемную ситуации с точки зрения своей шляпы.

Участникам дается проблемная ситуация : Стоит ли применять компьютерные технологии в обучении и развитие дошкольников?»

На подготовку командам выделяется по 10 мин., затем команды по очереди выступают. Очередность выступления определяется жребием.

Обсуждение. Ведущий спрашивает, как распределялись роли в командах. Какие навыки, полученные на тренинге, участникам удалось применить? А что применить не получилось и почему? Чему новому научило участников данное упражнение? Как полученные навыки участники будут использовать в работе и в жизни?

Используемая литература

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования – Спб. Речь, 2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф...

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...