Предмет, задачи и функции психологической и педагогической диагностики
занимательные факты по психологии

Бекетова Полина Сергеевна

ППД — это раздел психологии, ее прикладная отрасль, которая изучает принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью выявления индивидуальных психологических особенностей человека.

В практике специального образования можно выделить следующие направления ППД, каждое из которых решает определенные задачи:

Первое направление – скрининг-диагностика. Основными задачами скрининг-диагностики являются своевре­менное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях мас­совых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка, выявление «группы риска». Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а имен­но: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недо­статков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Второе направление- дифференциальная диагностика отклонений в раз­витии. Цель -определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обу­чения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий осо­бенностям и возможностям ребёнка. Ведущая роль в дифференциаль­ной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педа­гогических комиссий (ПМПК).

Задача­ми дифференциальной диагностики являются:

  • разграничение степени и характера нарушений умственного, ре­чевого и эмоционального развития ребёнка;
  • выявление первичного и вторичного нарушений;
  • оценка особенностей нарушений психического развития при не­достатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
  • определение и обоснование педагогического прогноза.

Третье направление - выявление инди­видуальных особенностей ребёнка, характеристик его поз­навательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспо­собности, личности. На основе углубленной диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Большую роль на этом этапе иг­рает деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Конкретные задачи такого изучения, как прави­ло, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Сре­ди них можно выделить такие, как:

  • выявление индивидуальных психолого-педагогических особен­ностей ребёнка;
  • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
  • оценка динамики развития и эффективности коррекционной ра­боты;
  • определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисе­мейных отношений;
  • помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;
  • профессиональное консультирование и профессиональная ори­ентация подростков;
  • решение проблем социально-эмоционального плана.

Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровожде­нии ребёнка.

Классификация методов педагогической диагностики

Методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (устный – беседа, интервью; письменный – анкетирование, тестирование); эксперимент (естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий), анализ результатов деятельности. Их использование позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов педагогической практики, измерение уровня развития.

Методы оценивания диагностической информации: статистические (многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа), шкалирование, рейтинговое оценивание, обработка диагностической информации и т.д. В практике педагогической диагностики широко используются качественно-количественные методы оценки с различной степенью детализациию Например, на основе количественных оценок показателей явления определяются уровни его сформированности (низкий, средний, высокий), а затем дается развернутое качественное их описание.

Методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, т.е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений: об объеме знаний и сформированности навыков и умений; о степени профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в школе.

Методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.

Методы оценки достоверности результатов диагностики: экспортный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, задачи и функции психологической и педагогической диагностики в образовательном учреждении. Классификация методик психолого-педагогической диагностики.

ППД — это раздел психологии, ее прикладная отрасль, которая изучает принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью выявления индивидуальных психологических особенностей человека.

В практике специального образования можно выделить следующие направления ППД, каждое из которых решает определенные задачи:

Первое направление – скрининг-диагностика. Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка, выявление «группы риска». Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Второе направление- дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель -определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребёнка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Задачами дифференциальной диагностики являются:

  • разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребёнка;
  • выявление первичного и вторичного нарушений;
  • оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
  • определение и обоснование педагогического прогноза.

Третье направление - выявление индивидуальных особенностей ребёнка, характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности. На основе углубленной диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

  • выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка;
  • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
  • оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
  • определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисемейных отношений;
  • помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;
  • профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
  • решение проблем социально-эмоционального плана.

Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении ребёнка.

Классификация методов педагогической диагностики

Методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (устный – беседа, интервью; письменный – анкетирование, тестирование); эксперимент (естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий), анализ результатов деятельности. Их использование позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов педагогической практики, измерение уровня развития.

Методы оценивания диагностической информации: статистические (многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа), шкалирование, рейтинговое оценивание, обработка диагностической информации и т.д. В практике педагогической диагностики широко используются качественно-количественные методы оценки с различной степенью детализациию Например, на основе количественных оценок показателей явления определяются уровни его сформированности (низкий, средний, высокий), а затем дается развернутое качественное их описание.

Методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, т.е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений: об объеме знаний и сформированности навыков и умений; о степени профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в школе.

Методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.

Методы оценки достоверности результатов диагностики: экспортный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика. Цели и задачи

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

Задачи психолого-педагогической диагностики

Задачи психолого-педагогической диагностики...

Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....

«Предмет, задачи, структура педагогической психологии»

Человек развивается, усваивая социальный опыт, который начинается с первых дней жизни ребенка и сопровождает его всю жизнь. До школы ребенок усваивает многое в процессе игры. Такое усвоение является п...

«Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики»

Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивалась вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овлад...

«Вдохновение» Ярмарка идей на тему «Педагогическая диагностика (наблюдение), как инструмент реализации образовательных задач"

Педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми.Прежде чем ...