Методы эффективного взаимодействия с дошкольниками.
статья по психологии

Период дошкольного детства. Как многому надо научиться ребёнку за это время. Как много мы, взрослые, должны успеть  дать детям. Как взаимодействыовать  с детьми, чтобы общение приносили радость и пользу вы узнаете в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vzaimodeystviya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы эффективного взаимодействия с дошкольниками.

Педагог и ребёнок… Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят его зарождающуюся личность? Какие методики и технологии должны научить начинающего и убедить опытного педагога ценить каждый миг общения, каждый доверчивый взгляд ребёнка?

У вдумчивого педагога, ищущего мотивы тех или иных детских поступков, тысяча «почему». Почему в одном малыше уживается нежность к маме и жестокость к сверстникам? Почему другой в детском саду главный помощник и опора воспитателя, а дома родители не могут уговорить выполнить элементарные просьбы? Ответы на эти и другие вопросы – плод кропотливых наблюдений и глубокого анализа.

Во многом поведение ребёнка опосредовано той социальной ситуацией, в которой он растёт. То есть на настроение и поступки ребёнка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живёт и общается. Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?

Во-первых, обращение к ребёнку должно быть только по имени, необходимо исключить из обращения фамилии, а тем более прозвища. В целом к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечён в различную словесную форму.

Другой момент – чёткое знание возрастных особенностей детей. Например, негативные проявления в поведении малыша 2-3 лет чаще всего вызваны простым незнанием правил и норм. Поэтому детям этого возраста лучше прямо подсказать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. В работе с ними наиболее эффективны прямые методы воздействия – указание, напоминание. Малыши требуют от взрослого проявления чуткости, терпения, чувства заинтересованности.

В старшем дошкольном возрасте помимо установления душевного контакта со взрослым, дети нуждаются и в серьёзном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребёнка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он – пример для других детей. Хороший приём – сравнение поступков ребёнка с поведение сказочного персонажа. Это помогает ребёнку понять - так ли он хорошо поступил. Нужно помнить, что дошкольники очень внушаемы. Поэтому, если ребёнку постоянно говорят, что он плохой, балованный и т.д., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение становится для него стереотипным, т.е. характерным.

Как этого избежать? Обратиться к позитивным качествам ребёнка, вселить в него уверенность, что его уважают и ценят, а успехи замечают. И если хорошие поступки требуют прямого поощрения («Петенька, ты очень красиво расставил машинки на полке», «Машенька, ты быстрее всех переоделась на физкультуру»), то порицание лучше производить косвенно(«Я очень расстраиваюсь, когда дети забывают , что бегать в группе нельзя», «Я печалюсь , когда дети ссорятся»).

Часто первой реакцией на дерзость или непослушание бывает желание наказать ребёнка (сказать ему что-то резкое, посадить на стульчик, лишить игрушки и т.д.). Но мы всегда должны помнить, что наша цель - научить  приемлемому поведению, а наказанием этого не достичь.

Для эффективного взаимодействия с дошкольниками предлагаю попробовать  использовать следующие методы:

Метод  ЖЕСТОВ.

Нельзя подавлять ребёнка - сидеть выше его, а тем более стоять. Необходимо общаться на уровне глаз. Показывая пальцем на ребёнка, взрослый унижает его.

Необходимо проявлять открытость в общении (свободно висящие руки по бокам, не сложенные на груди)

Метод  ГОЛОСА.

Именно голос человека остаётся надолго в памяти. Тон голоса, его громкость передают сообщение. Если кричать на ребёнка, то он это понимает, как сигнал, что взрослый не контролирует происходящее. Твёрдый, тихий, уверенный голос педагога привлекает к себе внимание. Дети хотят общаться и слышать добрый голос.

Метод  ПОЗИТИВНОГО ОЖИДАНИЯ.

Хорошие позитивные отношения с ребёнком построить можно только в том случае, если увидеть в нём уникальность. В каждом ребёнке ЧУДО! Ожидайте его. Сыграть такое чувство не получится , дети чутко улавливают кто с ними честен, а кто нет.

Если показывать детям, что верите в их способность вести себя хорошо, что они дороги вам, талантливы- вы станете навсегда добрым другом. Когда ребёнок сомневается в своих возможностях (нарисовать, спеть, навести порядок) скажите, что вы верите в то, что он СПОСОБЕН это сделать, вы в этом уверены.

 Когда педагог сосредотачивается на интересах и достоинствах ребёнка, а не на проблемах в поведении- исчезают многие трудности в работе.

Метод  ЛИЧНОГО ПРИМЕРА.

Современные дети часто не понимают, почему у взрослых есть свои привилегии. Времена, когда слово взрослого человека было законом и к взрослым относились почтительно только из-за их возраста уже вряд ли вернутся. Необходимо транслировать детям на собственном примере нормы и правила общения. Дети очень хорошо запоминают поступки взрослых, стараются подражать им.  Уважайте ребёнка и он ответит тем же.

Метод ДОВЕРИЯ.

Не секрет, что проблемные дети с трудом доверяют людям, а потерять их доверие легко. Если утратить доверие ребёнка, то назад его не вернуть. Дети стремятся к успеху только в том случае, если доверяют взрослому, верят в искренность его слов.

Метод  ДЫХАНИЯ.

Не торопитесь реагировать на негативное поведение ребёнка мгновенно. Подышите минуту. Это снизит накал вашей негативной реакции и даст время на обдумывание верной оценки ситуации.

Метод  ПРОГНОЗ  БУДУЩЕГО.

Трудные дети живут в настоящем моменте. Они не могут прогнозировать будущее. Создавая ребёнку образ будущего, взрослые помогают увидеть как правильные решения приводят к положительным результатам.

Нельзя предсказывать мрачное будущее: «Если ты будешь так плохо вести себя, тебе по жизни будет плохо» Лучше сказать: «ты сможешь добиться успеха! Если ты постараешься- у тебя всё получится». Дети очень чувствительны к негативным проявлениям.

Метод  РАЗЪЯСНЕНИЯ.

Лучше всего, если детям разъяснять чего от них хотят в поведении, чем тратить время на разъяснение что запрещено.

Дети должны чаще видеть в жизни примеры позитивного поведения.

Чтобы заставить задуматься, можно сказать: « Ты можешь поступить так или по-другому. Решать тебе».

Метод  ЮМОРА И СМЕХА.

Нельзя, чтобы в работе с трудными детьми исчезло веселье, не было юмора.

Для детей естественно играть и смеяться. Поэтому они доверяют людям, которые готовы смеяться и играть с ними. Чувство юмора поможет добиться результатов даже в том случае, если все остальные способы ни к чему не приводят.

Смех - самый действенный способ борьбы со стрессом. Всегда ищите повод, чтоб посмеяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Социоигровые технологии как средство эффективного взаимодействия между дошкольниками

Социоигровые технологии как средство эффективного взаимодействия между дошкольникамиПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ...

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста

Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый де...

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...

Тренинг для педагогов "Методы эффективного взаимодействия с детьми"

Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Являясь стартовой площадкой в жизни каждого человека, родителям, педагогам, психологам необходимо не допускать нечетносте...