Образовательная программа "Психология общения"
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Буряк Екатерина Алексеевна

Программа "Психология общения". Автор - составитель  Буряк Екатерина Алексеевна. Данная программа подходит для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Целью данной образовательной программы являются развитие и совершенствование навыков слушания и говорения как вид общения;  привитие первоначальных умений собирать информацию из различных источников, осмысливать ее и использовать, принимать навыки сотрудничества с другими людьми, активизировать навыки самостоятельной работы.

 В младшем школьном возрасте общение не столь ярко функционирует самостоятельно, но включается, развивается и перестраивается в рамках тех ее видов, где оно используется. Основное общение приобретения на каждом из возрастных этапов обусловлены определенной системой видов деятельности, и, прежде всего, ведущей деятельностью и ведущей формой общения со взрослыми.

Овладение навыками речевой деятельности  предполагает организацию условий, при которых ребенок включается в соответствующие формы общения и деятельности, задающие необходимость возникновения и развития слушания и говорения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologiya_obshcheniya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Психология общения»  модифицированная, составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

- конвенция ООН «О правах ребенка»;

- закон Российской федерации «Об образовании»;

- национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

- СанПиН к УДОД 2. 4. 41251-03 (от 20 июня 2003 года);

- закон Сахалинской области «Об образовании»;

- типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.

             - Устав автономного учреждения дополнительного образования детей  ДД(Ю)Т.

Общение  как психологическое явление, включенное в общую систему деятельности и  сознания человека, не дано человеку от рождения и позволяет рассматривать развитие речевой деятельности как процесс, непосредственным образом связанный с  общепсихическим  развитием, развитием практической деятельности и социальных форм поведения. Основными видами общения младшего школьника являются слушание и говорение. Их своевременное развитие обеспечивает переход к более сложным видам речевой деятельности – чтению и письму.

Целью данной образовательной программы являются развитие и совершенствование навыков слушания и говорения как вид общения;  привитие первоначальных умений собирать информацию из различных источников, осмысливать ее и использовать, принимать навыки сотрудничества с другими людьми, активизировать навыки самостоятельной работы.

 В младшем школьном возрасте общение не столь ярко функционирует самостоятельно, но включается, развивается и перестраивается в рамках тех ее видов, где оно используется. Основное общение приобретения на каждом из возрастных этапов обусловлены определенной системой видов деятельности, и, прежде всего, ведущей деятельностью и ведущей формой общения со взрослыми.

Овладение навыками речевой деятельности  предполагает организацию условий, при которых ребенок включается в соответствующие формы общения и деятельности, задающие необходимость возникновения и развития слушания и говорения.

   Такими условиями выступают следующие задачи:

-  включенность детей и взрослого в совместные формы деятельности (вместе играем, слушаем истории, решаем проблемные ситуации, беседуем, сочиняем истории и т.д);

-  организация «пространства» общения, где возникает необходимость (мотивация) слушать друг друга, обмениваться переживаниями, мнениями, идеями, осваивать некоторые знания, умения, а также средства взаимодействия в группе;

-  включение в групповое общение средств детской субкультуры и актуализация соответствующих возрасту ценностей и смыслов;

-  развивать организационно- коммуникативные навыки, познавательные способности, развивать творческое воображение

-  формулировать умение критически мыслить.

Характеристика особенностей реализации программы

Образовательная программа «Психология общения» состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет специфическую направленность, позволяя вместе с тем решать общий круг задач:

-  формировать мотивацию видов общения  (слушания и говорения);

-  развивать навыки коллективного слушания, словесному описанию;

-  развивать навыки говорения в форме диалога и монолога;

-   способствовать обогащению представлений о мире, человеке, нормах и правилах взаимоотношений между людьми, способствовать развитию воображения.

Данная программа занятий разработана с учетом требований для 1 класса, возраст детей  7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Оптимальное количество детей в объединение для успешного освоения: 15  обучающихся.

Кол-во часов в неделю: 4часа  (по 2 занятия)

Прогнозируемые результаты

   К концу года дети должны уметь:

-  легко входить в контакт с другими детьми и взрослыми;

-  строить общение с учетом ситуации;

-  внимательно слушать собеседника, не перебивая его и спокойно дожидаясь возможности высказаться;

-  отвечать на вопросы собеседника, задавать свои вопросы в ходе диалога;

-  использовать адекватно вербальные и невербальные языковые средства при общении в различных ситуациях;

-  пересказывать небольшие произведения , составлять различного рода рассказы, излагать правильно свои мысли;

-  передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов; управлять в регуляции своего эмоционального состояния;

-  анализировать поступки, находить причину конфликта, анализировать свое эмоциональное состояние.

Формы подведения итогов реализации программы

Промежуточная аттестация: творческая работа (декабрь)

Итоговая аттестация: тест (май)

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

        Часы

Всего

Теория

Практика

1

Раздел №1. Уроки доброты.

25

1

24

2

Раздел №2. Эмоции и чувства.

23

4

19

3

Раздел №3. Я и мое поведение.

14

2

12

4

 Раздел № 4. Я и другие.

12

12

5

Раздел № 5. Веселый этикет.

36

1

35

6

Раздел № 6. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства.

8

2

6

7

Раздел № 7. Практика сказкотерапии и психологических тренингов.

14

-

14

132

10

122

Содержание программы:

Раздел № 1. Уроки доброты.

  Предполагаемый раздел содержит демонстрационный материал с изображением ситуаций, которые способствуют воспитанию доброжелательности моральности. Включает в себя проблемные вопросы, творческие задания, этические рассказы, игры-миниатюры, упражнения на релаксацию, стихи.

Раздел№2. Эмоции и чувства.

   Знакомство эмоций, тренировка мимических навыков, развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими детьми. Формирование позитивной мотивации общения. Учимся выражать эмоции.

В раздел включен демонстрационный материал с изображением ситуаций, которые передают  эмоциональное состояние и чувства человека, также игры-миниатюры, минутки рисования.

Раздел№3. Я и мое поведение.

   Раздел о нравственно-этическом воспитании младших школьников, направленный на формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые позволяют ребенку достойно проявить себя в общественной и личной жизни.

Раздел построен в виде конспектов занятий с детьми, в которых рассказывается  о хороших и дурных сторонах характера человека, отзывчивости и зависти, а также  содержит демонстрационный материал с изображением ситуаций, которые помогут научить детей управлять собой.  В ходе занятий проводится анализ конкретных случаев , возникающих в школе и дома. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми. В конце занятия подводится итог, дается правильная оценка ситуации.

Занятия сопровождаются стихами, сказками и текстами, помогающими закрепить представленный материал.

Раздел №4. Я и другие.

   Данный раздел даст возможность детям разобраться в сложном мире человеческих взаимоотношений, научит различать хорошие и дурные поступки. Предлагаемый раздел содержит демонстрационный  материал с изображением ситуаций, посвященных социально-личностному развитию         ( « Давайте познакомимся», «Чужая игрушка», «Как поступить?», « Ссориться не будем», «Право на ошибку», « Играть вместе веселее»).

Раздел №5. Веселый этикет.

    Обеспечивает развитие коммуникативных способностей младших школьников. Содержится система занятий, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности. Каждое занятие смонтировано по принципу сценария, которое носит занимательный, игровой характер.

 Раздел №6. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства.

    Сформировать представления у детей о биполярных понятиях:  честность, жадность, ложь, щедрость, скромность, хвастовство, трудолюбие, лень, воровство.  Научить детей видеть и анализировать собственное поведение и поведение других людей; побуждать представлять всевозможные последствия непродуманных поступков.

   Методы занятий: беседы на нравственную тему; чтение художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; разыгрывание и анализ ситуации.

 Раздел № 7. Практика сказкотерапии и психологических тренингов.

    Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью: сказка информативна, сказка экологична, сказка безгранична, сказка феерична, сказка эмоциональна, сказка мудра.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию.

«Волшебная поляна», «Язык прикосновений», «Чудо-остров», «Злостики, боязлики и грустишки», « В стране чувств», « Я- единственный на планете»,   «Волшебная страна чувств», « Мальчик, который не умел играть», « День за днем в стране Фантазия», « Свет мой, зеркальце, скажи…».

Методическое обеспечение

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки, обогащение словарного запаса знаний, понимания смысла слова, поговорок, пословиц и применения их своем лексиконе, помочь преодолеть трудности в отношениях и общении детей со сверстниками и взрослым.

Занятия по программе  направлены на развитие интеллекта, расширение словарного запаса, мышления, формирования элементарных представлений, ознакомлением с окружающим, преодоление проблем в общении, доброжелательные отношения между детьми и взрослым. Каждое занятие содержит создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей, выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме, подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов, обработка полученных навыков на практике.

Список литературы для педагога

  1. И. А. Агапова, М.А. Давыдова «Общество хороших манер», Волгоград 2009
  2. С. И. Семенак.» Уроки добра: Коррекционно-  развивающая программа для детей 5-7 лет». Москва,2005.
  3. Л. М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со всрослыми и сверстниками». Москва,2002.
  4. Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2006
  5. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Помощь конфликтным детям. Москва, 2010.
  6. М.И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж,2001.
  7. Л.И. Гайдина. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии. ООО «ВАКО»,2012.
  8. Н.В.Макарычев. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет. АРКТИ, 2010

      9.   Н.А.Сакович. Практика  сказкотерапии. Речь,2011.

  1.  Н. Е.Богуславская, Н.А.Купина. Веселый  этикет. ЛИТУР, 2008.
  2. Т.А. Шорыгина. Беседы о хорошем и плохом поведении. Сфера 2013.
  3. Т.А. Шорыгина. Беседы о характере и чувствах. Сфера 2010.
  4. Т.А. Шорыгина. Беседы об этикете с детьми. Сфера 2013.

        Список литературы для детей и родителей

  1. И. А. Агапова, М.А. Давыдова «Общество хороших манер», Волгоград 2009
  2. Л. М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со всрослыми и сверстниками». Москва,2002.
  3. Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "АЗБУКА ОБЩЕНИЯ"

В программе представлен теоретический и практический материал для проведения коррекционной работы, направленной на профилактику речевыхъ нарушений, формирование коммуникативных навыков и умения общать...

Сообщение из опыта работы педагога-психолога ДОУ на тему: «Использование семейной игротерапии в программе «Радость общения» по оптимизации детско-родительских отношений.

Оказание помощи семьям воспитанников в детском саду через семейную игротерапию является эффективной формой работы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей, укреплении внутрисемейн...

Опыт обучения дополнительной образовательной программе «Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация» в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Карвасарского (город Санкт-Петербург) педагога-психолога Земсковой А. П.

Опыт обучения дополнительной образовательной программе «Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация» в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Карвасарского (гор...

«Психология общения» Общение с застенчивым ребенком

КАК ОБЩАТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ...

Образовательная программа психолого-педагогической направленности "Поиграем вместе, познакомимся!"на основе образовательной программы Л.М.Шипицыной "Азбука общения"

Данная программа направлена на развитие навыков межличностного взаимодействия и обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста (3-7 лет)Девиз программы: "Счастье - это когда тебя понима...

Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и худож...