Волшебная песочница.
план-конспект занятия по психологии

Богатырева Татьяна Николаевна

Песочная терапия для детей вноситвклад в развитие познавательных и творческих способностей,речи,мелкой моторике и тактильной чувствительности.Песок  помогает ребенку избавится от негативных эмоцый, расслабится и снять стресс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 85 Калининского района Санкт- Петербурга)

Песочная терапия как средство развития
эмоционального интеллекта.

Совместная деятельность педагога с детьми
«Волшебная песочница»

Педагог-психолог:

Богатырева Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2022


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Татьяна Николаевна Богатырева, я педагог-психолог.

Сегодня мне хотелось бы вам рассказать об одном из методов, который я использую в своей работе с детьми дошкольного возраста, а именно сказки на песке. Во время игры с песком не только происходит творческое развитие, но и самовыражение, которое помогает познакомиться со своим внутренним миром. Особенность данной терапии заключается в том, что она подходит как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития. Игра — это полет детской фантазии, творческий процесс. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо. Поэтому после занятия, проведённого в песочнице, дети наполняются радостью, светом, добротой и здоровьем.

Однако, помимо психологической помощи ребенку, песочная терапия способствует развитию навыков самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций во время игры, развивает творческий потенциал, формирует образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, способствует развитию речи и эмоционального интеллекта.


Волшебная песочница. 5-6 лет

Цель: создать условия для развития речи детей через использование метода песочной терапии.

Задачи для детей:

- Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру.

- Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки мелкой моторики и развития речи.

- Активизировать словарный запас детей.

- Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

- Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Занятие

Здравствуйте дети, в одно из моих путешествий по волшебной стране мне встретилась добрая фея. Она подарила мне волшебный цветок, тот кто вдохнёт его аромат сможет попасть в волшебную страну, но только если у этого человека добрые намерения.

Давай подойдём к волшебному цветку, вдохнем его аромат и отправимся в путешествие по сказке с нашими любимыми героями.

Встреча со сказочными героями.

Фея:

Здравствуй, милая девочка(мальчик), как тебя зовут? Я рада приветствовать тебя (имя ребенка) на Планете чудес. За тысячу лет я повидала много необыкновенного и удивительного, каждый гость приносит в мою страну много интересного, дополняя мой красочный мир новыми событиями. Посмотри на песочницу перед собой, рядом с ней расположились герои наших любимых сказок, они уже заждались пока ты придумаешь для них увлекательное приключение.
(Ребёнок начинает расставлять сказочных персонажей в соответствии со своим внутренним эмоциональным состоянием)

Ритуал выхода из сказки.

Какая интересная у тебя получилась история, я обязательно запишу её в свою книгу сказок. Скажи пожалуйста, а как называется твоя сказка? Что в ней происходит? Что интересного в ней? Что чувствуют герои?

(ребёнок рассказывает про свою сказку)

Спасибо тебе за замечательное приключение, которое ты подарила моим друзьям, но теперь тебе пора домой, тебя ждут твои друзья и родные. Давай подойдём к волшебному цветку, вдохнём его аромат и покинем Планету Чудес.

Ритуал прощания.

Педагог. Сказка закончилась, но сказка не прощается! И мы еще не раз

встретимся с ней.

«Путаница в сказках» Возраст :3-4 года

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Здравствуйте ребята, предлагаю вам отправиться в необычную Песочную страну, давайте я вам немного расскажу про правела поведения в этой волшебной стране

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно здесь творить и строить

Обижать друзей не стоит

Песок – мирная страна

Каждому из нас дана!

Дети переходят к песочницам

Но перед тем, как отправится туда, давайте встанем поудобнее, расслабимся. Опустим ладони глубоко-глубоко в песок, поздороваемся с песочком, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можно помолчать.

Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали? Какой он на ощупь? (мягкий, холодный и т.д.) Вам нравиться то, что вы чувствуете?

Молодцы!

А теперь я хочу вас попросить немного помочь мне, я буду рассказывать сказку, а вы будете строить её на песке, но, если я вдруг ошибусь обязательно поправьте меня.

Цель: развитие навыков совместной

игры, развитие внимания, памяти, воображения.

Задачи:

  • учить слушать инструкцию, действовать по правилам,
  • стремиться к результату.
  • учить составлять модель знакомой сказки
  • закреплять знания детей о русских народных сказках
  • развивать речь детей, память, мышление, мелкую моторику рук.

Колобок.

А давайте представим место, где живут герои нашей сказки и сделаем его своими руками. Помогите мне построить небольшой холм. А теперь давайте проведём пальчиком ручеёк, протекающий в низу холма, а за ручьём посадим деревья, это и будет лес, около которого стоит избушка старика и старухи.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки-ка мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь- то? Муки-то нет.

-Эх, старуха! Ты по коробу поскреби, по сусекам помети – вот и наберется.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две конфет (муки), замесила тесто на сметане, скатала пирожок (колобок), изжарила его в масле и на окошко студится положила. Колобок полежал, да и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог – и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему журавль (заяц):

- Колобок, колобок! Я тебя съем! Не я тебе песенку споешь меня косой, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок-

Масляной бок!

Я по коробу скребён,

По сусекам метёт,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, заяц, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше – только заяц его и видел.

Катится по тропинке в лесу, а навстречу ему коза (серый волк):

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок-

Масляной бок!

Я по коробу скребён,

По сусекам метёт,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волк, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше – только серый волк его и видел.

Катится по тропинке в лесу, а навстречу ему змей Горыныч (медведь):

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

Ну, где тебе, огненному(косолапому), съесть меня!

Я колобок, колобок-

Масляной бок!

Я по коробу скребён,

По сусекам метёт,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять покатился – медведь только в след ему посмотрел.

Катится колобок, а на встречу ему баба яга(лиса):

Здравствуй, колобок! Спой мне песенку! Колобок и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок-

Масляной бок!

Я по коробу скребён,

По сусекам метёт,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

Я от медведя ушёл,

От тебя, лиса, не хитро уйти!

- Славная песенка! – сказала лиса.

- Да стара я стала – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок прыгнул лисе на нос и запел:

- Я колобок, колобок!

А лиса его – ам и съла

Ритуал выхода

 Что однажды сказал старик? Что сделала старуха? Что сделал колобок? Кого встретил колобок первым? О чем говорил колобок и заяц? Чем закончилась их встреча? От кого колобок еще ушёл? Кого он встретил дальше? Чем закончилась их встреча? Что чувствуют герои сказки?

Ребята, какие вы внимательные! Спасибо вам за помощь, без вас я не смогла бы правильно рассказать сказку, надеюсь вам понравилось путешествие в Песочную страну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная песочница"

Конспект занятия. Знакомство со свойствами песка...

ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙВ сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам ди...

Дидактическое пособие "Волшебная песочница"

Дидактическое пособие "Волшебная песочница"...

Игровая деятельность "Волшебная песочница"

Игры с песком  рекомендуются проводить  для детей 2 -3 лет, использовать можно в осенне - зимний период в группе...

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Волшебная песочница»

Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы«Волшебная песочница»...

Авторская программа адаптационных игр-занятий с кинетическим песком "Волшебная песочница" для детей раннего возраста.

В программе представлены  адаптационные игры-заняти с кинетическим песком для детей раннего возраста, методические рекомендации, тематическое планирование....