Презентация "Память, средства памяти"
презентация по психологии

Федотова Кристина Денисовна
*Память человека в состоянии накапливать информацию , не теряя прежних знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_sredstva_pamyati.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

\ Презентация «Память, средства памяти» Составил а : Федотова К.Д.

Слайд 2

Память Память – это сложный психический процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта . Память человека в состоянии накапливать информацию , не теряя прежних знаний и навыков.

Слайд 3

Основные виды памяти Классификация основных видов памяти По характеру психической активности По характеру целей деятельности По продолжительности сохранения материала Двигательная Эмоциональная Образная Словесно-логическая Произвольная Непроизвольная Долговременная Кратковременная Оперативная

Слайд 4

Основные виды памяти Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она является основной для формирования различных практических и трудовых навыков . Эмоциональная память- это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том как удовлетворяются потребности и интересы человека , как осуществляются отношения с окружающим миром . Образная память- это память на представления ,картины природы и жизни , а так же на звуки ,запахи, вкусы. Суть образной памяти заключается в том , что воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений . Словесно-логическая память – память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей человека. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания ,размышления, помнит содержание прочитанной книги , разговора с друзьями .

Слайд 5

Основные виды памяти Произвольная память - запоминание и воспроизведение информации осуществляющиеся при участии активного внимания и требующие волевых усилий человека . Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение информации ,которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При это отсутствует специальная цель что- запомнить или вспомнить .

Слайд 6

Основные виды памяти Кратковременная память- это вид памяти , характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В отличие от непроизвольной , при кратковременной памяти для запоминания человек предпринимает определенные волевые усилия . Долговременная память- вид памяти человека характеризующийся прежде всего, длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения Оперативная память- это процессы обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия ,операции. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие ,например арифметическое, то осуществляет его по частям. При этом человек удерживает «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело .

Слайд 7

Память как и любой другой познавательный психический процесс , обладает определенными характеристиками . Основными характеристиками памяти являются : объем , быстрота запечатления , точность воспроизведения ,длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации Основные процессы и механизмы памяти

Слайд 8

Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти , которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения - характеризует способность способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию . Длительность- она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Основные процессы и механизмы памяти

Слайд 9

Интересные факты о памяти Зачатки памяти начинают формироваться у человека еще в утробе, на 5 месяце беременности Так, эмбрион учится запоминать и распознавать звуки, положительно реагирует на голос мамы, знакомую музыку. Пик развития памяти приходит на возраст 19-25 лет, вот почему это время отлично подходит для получения образования. Ну а затухает память после 50, да и то у людей, которые ее не тренируют. Например, те же преподаватели, актеры или научные сотрудники могут сохранять ясность ума вплоть до смерти в связи с особенностями профессии, которая вынуждает их постоянно запоминать большие объемы новой информации .

Слайд 10

Интересные факты о памяти Дневной сон укрепляет память и помогает «переварить» большие объемы информации Группой британских ученых был проведен эксперимент, в котором людей попросили запомнить много не связанных друг с другом слов, а потом половину испытуемых отправили спать, а другую – смотреть кино. Через пару часов выяснилось, что первая группа помнила в 4 раза больше слов, чем те, кто бодрствовали у экранов компьютеров. Жаль только, что такие факты о памяти, как этот, не помогут выторговать себе кровать на работе.

Слайд 11

Запоминание- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации . По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания : непреднамеренное(непроизвольное) и преднамеренное (произвольное ) Запоминание

Слайд 12

Непреднамеренное запоминание означает запоминание без заранее поставленной цели , без использования каких- либо приемов и проявлений волевых усилий . Это просто запечатление того ,что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например после прогулки по лесу или посещения театра человек может вспомнить многое из того ,что видел , хотя он специально не ставил себе задачу на запоминание . Лучше всего запоминается то ,что имеет жизненно важное значение для человека : все что связанно с интересами, потребностями , целями и задачи его деятельности . Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер . Непреднамеренное(непроизвольное) запоминание

Слайд 13

Преднамеренное запоминание характеризуется тем , что человек ставит перед собой определенную цель- запомнить некую информацию и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность , подчиненную задаче запомнить . Для того чтобы запомнить информацию как можно лучше ,надо обязательно ставить цель-не только воспринять и понять материал , но и действительно запомнить его . Преднамеренное (произвольное) запоминание

Слайд 14

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала . Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат. Осмысленное запоминание основано на понимании логических связей между отдельными частями материала .Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминается не потому что следуют во времени друг за другом ,а потому что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связанно с процессами мышления и опирается на обобщенные связи между частями материала. Степень осмысления

Слайд 15

Основные процессы памяти Сохранение Воспроизведение Узнавание Забывание

Слайд 16

Всю информацию ,которая была воспринята , человек не только запоминает ,но и сохраняет на определенное время . Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности . Например , установлено , что сохранение может быть динамическим и статистическим . Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти . При динамическом сохранении материал изменяется мало. Статистическое сохранение проявляется в долговременной памяти . При статистическом сохранении материал подвергается реконструкции и определенной переработке . Реконструкция материала , сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации , непрерывно поступающей от органов чувств . Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении менее существенных деталей и замене их другими деталями , в изменении последовательности материала , в степени его обобщения . Сохранение

Слайд 17

Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета , воспринимаемого человеком ранее, но воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей , образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений . Как и запоминание воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным ( произвольным). Непреднамеренное (непроизвольное) воспроизведение происходит неожиданно для самого человека. Например, проходя мимо школы в которой человек учился , он неожиданно воспроизвести образ учителя или школьных друзей . При преднамеренном (произвольном ) воспроизведении человек вспоминает что-то имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из прошлого опыта, например когда человек задается целью вспомнить хорошо выученное стихотворение Воспроизведение

Слайд 18

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает , что происходит восприятие объекта , представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти) , или на основе словесных описаний (представление воображения) . Например, человек узнает дом в котором живет приятель ,но в котором он никогда не был , а узнавание происходит из-за того , что ранее человеку описали этот дом , объяснили по каким признакам его найти , что отразилось в представлениях о нем . Узнавание

Слайд 19

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию . Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения , мешающего актуализации временных нервных связей . Чаще всего это так называемое угасательное торможение ,которое развивается при отсутствии подкрепления. Забывание проявляется в двух формах : невозможности припомнить или узнать и в неверном припоминании или узнавании Следует обратить внимание , что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия , а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание

Слайд 20

«Общая психология» А.Г. Маклаков «Психологический словарь» И . М. Кондаков Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной памяти детей дошкольного возраста средствами НДПИ

Методический материал для воспитателей и педагогов-психологов в работе с детьми дошкольного возраста средствами НДПИ....

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Игры и упражнения по развитию зрительной памяти, как средства коррекции смешанной дисграфии

Пособие расчитано для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в формировании навыков письма. Содержит различные игры и упражнения, построенные в игровой форме, которые н...

Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника

О значимости дидактической игры для развития памяти...

Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...