СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Новоселова Оксана Леонидовна
Сказкотерапия направляет детское воображение в такое русло, где таятся скрытые ресурсы личности ребенка, и вводит его в окружающий мир через сказочные истории, оказывает ненавязчивое воспитательное воздействие, пополняет запас знаний и сведений. Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни, воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, решая конфликты, смягчают внутреннее психическое напряжение, помогают приобрести веру в себя и чувство защищенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazakaterapiya_novoselova_o.l.docx370.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Новоселова Оксана Леонидовна

 Педагог-психолог  ГБДОУ №15

    г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматривается влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей до- школьного возраста.

Ключевые слова: общение, дошкольный возраст, сказкотерапия, тревожность, эмоции.

не кажется, что нет на свете ни одного ребёнка, который бы не любил слушать сказки.

Я очень люблю вечернее время, когда укладываю в кроватку свою дочку и читаю ей до тех пор, пока не закрываются глазки у малышки. Очень часто, я не замечаю заснувшую доченьку и увлеченно продолжаю читать. В нашем доме существует чудесная традиция‑ чтение книг. Мы читаем всей семьёй, а иногда и в слух. Моё детство прошло в далёкой,   морозной   Якутии   с   полярной   ночью и долгими зимними вечерами. Какие только сказки мы не читали с родителями: это были сказки на‑ родов мира, русские народные сказки и очень по‑ любившиеся якутские.

Чтение сказок перед сном обладает огромным зна‑ чение в воспитании ребенка. Общение с детьми – не‑ обходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью [3, с.76].

Поэтому я с большой ответственностью подхожу к этому процессу и ни когда не отказываю своей дочке в столь увлекательном занятии. Я считаю, что чтение сказок способствует гармоничному воспитанию ребенка, развитию образного мышления, фантазии, воображения и творческого начала, обогащению внутреннего мира, расширению словарного запаса.

Для развития памяти очень полезны сказки для детей, в которых есть повторы. А для развития чувства ритма нужно читать стихи, чтением перед сном рифмованных произведений вы можете заменить колыбельные, если малыш протестует против вашего пения.


Современным родителям иногда не хватает времени для полноценного общения с детьми, дети мало‑ общительны, нервозные, поэтому работая в детском саду я провожу занятия с детьми используя сказкотерапию [1, с.132].

Это самый детский метод психологии и самый древний. Сказкотерапия помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей.

Цель нашего исследования включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт детей до‑ школьного возраста.

Сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

Сказкотерапия    как    психологический     метод

накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения форми

руется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка [1, с.165].

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим


душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя [2, с.56].

В сказкотерапии применяют пять видов сказок (схема 1).

Схема 1

Виды сказок

Рассмотрим их подробно:

  1. Художественные сказки. К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, мифы.

Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: зла и до‑ бра. Причем добро всегда вознаграждается, а зло – непременно наказывается.

  1. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неоду‑ шевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки мо‑ гут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
  2. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэ‑ моционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок – путешествие.

  1. Психотерапевтические сказки могут помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
  2. Психокоррекционные сказки   создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство. Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе [1, с.76].

Мы сформировали группу детей в составе 15 чело‑ век, группа была подобрана психологом детского сада после первичной диагностики.

В исследовании принимали участие дети подгото‑ вительной группы. Из ни мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек.

В начале нашего исследования мы провели у детей тестирование на выявление тревожности.

         Методическая разработка        

Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми.

Ребенку показывали заранее подготовленные ри‑ сунки, отдельно для девочек и для мальчиков.

Предъявив ребёнку рисунок, фиксируем сделанный выбор и заносим в специальный бланк.

Мы выявили, что из 15 человек, которые при‑ нимали участие в тестировании, 1 человек – это 6,6%, с высоким уровнем тревожности; 9 чело‑


3. обучение самостоятельно

владеть ролью-образом


3. обучение


Схема 2

  1. закрепление

за ребёнком позиции управляющего, режиссера

век – это 59,4%, со средним уровнем тревожности, 5 человек – это 33,0%, с низким уровнем тревожности (рис.1).

Уровень тревожности


придумывания сюжета, объединение предметов

по смыслу

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%


Уровень тревожности

Рис.1. Уровень тревожности дошкольников до проведения сказкотерапии


цикла занятия направлены на снижение уровня тревожности. При этом ребенок вначале наблюдает, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. Занятия третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений. На занятиях каждого цикла мы рассказывали сказку детям.

После завершения сказкатерапии, мы вновь про‑ вели тестирование на уровень тревожности у детей и выявили, что 0 человек с высоким уровнем тревожности, 7 человек – это 46,2%, со средним уровнем тревожности; 8 человек – это 52,8%, с низким уровнем

Наблюдая за детьми в процессе выполнения методики, мы видели, что дети с  высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Дети со сред‑ ним уровнем тревожности проявляли в слабой степени.

Повышенный уровнень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности, поэтому необходима коррекция уровня тревожности данной группы.

Для коррекции с детьми мы выбрали – сказкоте‑ рапию.

В основу сказкотерапии были положены занятия, которые строились по принципу концентричности


тревожности (рис.2).

Уровень тревожности

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

         


Уровень тревожности

по трем циклам (схема 2).

Занятия первого цикла были направлены на сни‑ жение уровня тревожности через:

  1. закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли‑образа) позиции режиссера;
  2. обучение придумывания сюжета, объединение предметов по смыслу;
  3. обучение самостоятельно владеть ролью-образом.

Занятия первого цикла помогают ребенку преодолеть зажатость и безынициативность. Второго


Рис. 2. Уровень тревожности дошкольника после проведения сказкотерапии

Таким образом, рассмотрим уровень тревожности у детей с примененим сказкотерапии и без нее (рис.3).

Используя метод сказкотерапии в работе с до‑ школьниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста.

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

         


без применения сказкотерапии

с применением сказкотерапии


Сказкотерапия обеспечивает:

  • развитие творческого (креативного) мышления;
  • развитие фантазии и воображения;
  • развитие способности к глубокому образному мыш‑ лению;
  • развитие эмпатии и умение слушать [4, с.78].

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка ста‑ нет любимой для вашего малыша? Постарайтесь, чтобы сказка были со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. При чтении сказ‑

Рис. 3. Распределение дошкольников по уровню

тревожности (%) до и после проведения сказкотерапии.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Сказка по‑ может решить многие психологические проблемы. Не надо   только   считать   ее   спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей   и   разрушителей,  бедняков и богачей. Он может в своём воображении под руководством сказки представить разные жизненные ситуации и по‑разному себя вести в них. Ребёнок учится сочувствию, становится более внимательным.

В задачи сказкотерапии входит:

  • снижение уровня   тревожности   и   агрессивности у детей;
  • развитие умения преодолеть трудности и страх;
  • выявление и поддержка творческих способно‑ стей;
  • формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

ки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребёнку с кого он берёт пример. Не пу‑ гайтесь, если ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положи‑ тельные качества в этих персонажах: кто‑то искренне заботится о своих детёнышах, кто‑то упорно идёт к своей цели.

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хо‑ тели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках.

Литература

  1. Зинкевич‑Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотера‑ пии. – СПб, 2000.
  2. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет./ Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семей‑ ного воспитания и особенности общения дошколь‑ ника со сверстниками. // Муниципальное образова‑ ние: инновации и эксперимент, 2012. № 5. С.75–78.
  4. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Коше‑ левой. М.: Просвещение, 2007. 264с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация на тему "Элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...