РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по психологии (подготовительная группа)

Воронова Ирина Кронидовна

Произвольное внимание у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnoe_vnimanie.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Воронова И.К

МБДОУ  «д / с 8 «Белочка»

        Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность. В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Таких детей отличает неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. Таким образом, возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает требования  к произвольности внимания дошкольника в плане умения работать не отвлекаясь, следовать инструкциям и осуществлять контроль результатов.

        Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка - дошкольника и вести работу по подготовке его к обучению в школе. Одним из главнейших условий продуктивности познавательной деятельности дошкольников непосредственно выступает хорошо развитое внимание. Мыслительные процессы протекают быстрее и вернее, движения выполняются более аккуратно и четко лишь при сформированном внимании. На качественные характеристики памяти так же оказывает влияние развитие свойств внимания. Внимание играет важную роль в познании дошкольником окружающей действительности, во всей его практической деятельности, а так же регулирует непосредственно умственную активность.

Произвольное (преднамеренное) внимание – это осознанно направляемое и регулируемое внимание, взаимосвязанное с усилиями воли и специально поставленной целью.

Д. Б. Эльконин выделил несколько параметров относящихся к компонентам произвольности:

1. Умение осознанно подчиняться правилу.

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания,  предлагаемые в устной форме.

4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного образца.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Следовательно, оно является непроизвольным.

В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т.е. возникает произвольное внимание. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличии трудностей на пути её достижения. Иными словами, у ребенка есть намерения что-то сделать, он с помощью силы воли, посредством различных инструментов или предметов осуществляет задуманное.

        Кроме таких характеристик как цель и волевое усилие, различают пять свойств внимания, которые могут проявляться в произвольном внимании: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

 Развитие этих свойств индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Изучение произвольного внимания позволило выявить разные этапы его формирования, а также были определены ряд средств и способов, влияющих на его развитие, одним из которых является дидактическая игра.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, потому что она удовлетворяет его основные потребности. Игра является видом непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности.

В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С. Выготский нередко указывал на то, что игра «школой произвольного поведения».

Для того чтобы своевременно развивать у детей старшего дошкольного возраста определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий с привлекательными предметами и общения детей друг с другом.

Дидактические игры являются важнейшим условием развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Роль взрослого в дидактической игре двоякая – он выступает непосредственным участником игры и на равных с детьми принимает участие в игровых элементах, в тоже время выступает организатором и координатором получаемых знаний, он руководит игрой, в случае необходимости становиться образцом для подражания.

Исследования Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, О. Петровой показали, что центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам - вовремя уступить место ведущего, проигравшему - выйти из игры, следить за результатами других участников.

Игровыми правилами поощряются одни действия, одни формы поведения и запрещаются другие.

В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, которые требуют усилия воли, преодоления трудностей.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному. В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил.

Дидактические игры включаются как в непосредственно образовательную деятельность, индивидуальную работу с детьми, так и в самостоятельную деятельность детей. Следует применять индивидуальный подход к ребенку, подбирая задания и игры в зависимости от его особенностей и способностей.

С целью оценивания уровня развития произвольного внимания у старших дошкольников используют психодиагностические методы: «Запомни и расставь точки» Р.С. Немов, «Корректурная проба» Б. Бурдон, «Проставь значки» Р.С. Немов, «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконин, «Графический диктант» В.В. Давыдов, «Домик» Н. Гуткина. При выявлении низкого уровня произвольного внимания организуется индивидуальная коррекционно – развивающая работа. Затем необходима индивидуальная работа с детьми, прошедшими курс коррекционно - развивающих занятий, с целью повышения эффективности данной работы. Индивидуальную работу может проводить психолог, воспитатель или родители.

Можно проводить следующие упражнения для формирования произвольного внимания: «Найди различия», «Найди одинаковые предметы», «Нарисуй такую же», «Чего не стало?», «Догадайся и скажи», «Продолжи узор», «Заштрихуй все красным цветом, а все - зеленым» и т. д. «Нарисуй такие же узоры», «Найди 2 одинаковых предмета в каждой группе», «Найди такой значок, какой нарисован слева», «Дорисуй узор», «Найди и назови спрятанные предметы. Обведи их карандашом», «Расскажи, чем похожи картинки», «Соедини линией похожие предметы» и т. д.

При организации коррекционной работы с детьми акцент должен делаться на такие умения ребёнка, как:

-концентрировать внимание;

-доводить начатое до конца;

-контролировать свои движения;

-снимать мышечное напряжение;

-контролировать свои эмоциональные проявления;

-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и

Сверстниками.

Неоспоримо признаётся, что ребёнок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. Что  является показателем гармоничное развития ребенка в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Перспективный план по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

Дидактические игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет

Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....