Особенности познавательной сферы детей с ЗПР
учебно-методический материал по психологии

Как понять,что ребёнок отстаёт в развитии от сверстников. Что стоит за этими тремя буквами ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_poznavatelnoy_sfery_detey_s_zpr.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности познавательной сферы детей с ЗПР»

ЗПР – обратимое темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально – организованного обучения и воспитания.

Обратимое – может быть преодолено.

Темповое – замедление темпа развития по сравнению со сверстниками.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ГНОЗИС

ПРАКСИС

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Восприятие:

-зрительное

-слуховое

-тактильное

-обонятельное

-вкусовое

Движения:

Целенаправленные движения

Крупная и мелкая моторика

-речь

-внимание

-память

-мышление

-воображение

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВАЯ СФЕРА

УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА

УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГИХ

САМОКОНТРОЛЬ

АДЕКВАТНАЯ ОЦЕНКА

СВОИХ  И

ЧУЖИХ ЧУВСТВ

Яркие, живые, но детские

Эмоциональная лабильность

Затруднено

Очень хорошо считывают эмоции с лица

Снижен или отсутствует

Снижена или отсутствует

ЗПР – это пограничное состояние между нормой и патологией.

Термин был предложен в 1959 году психиатром Сухаревой.

В 1970 году были открыты первые детские сады и школы 7 типа для детей с ЗПР.

Но к 1990 годам термин включал в себя слишком много нарушений и был признан устаревшим. В 1997 году диагноз ЗПР как престал существовать.

Нарушения теперь имеют конкретное название: нарушение чтения –дизлексия, письма- дизграфия, счёта – дискалькулия, движений – диспраксия, звукопроизношения – дислексия, иннервации артикуляционного аппарта – дизартрия и т.д.

        Как медицинский диагноз не используется, но остался в психолого – педагогической практике.

ЗПР может подтвердить только ПМПК, проведя обследование ребёнка специалистами: психиатр, невролог, дефектолог, логопед, психолог. Ребёнку даётся заключение о том, что является ребёнком с ОВЗ и нуждается в  создании специальных условий, обязательно с занятиями дефектолога.

        Применим ЗПР только для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если нарушения сохраняются после 10 лет  или усугубляются, ставится диагноз умственная отсталость.

         Чтобы понять какие нарушения происходят в головном мозге  ребёнка с ЗПР, вспомним как развивается мозг здорового ребёнка.

Структурной единицей мозга является нейрон. Он состоит из тела и отростков: длинного, по которому идёт нервный импульс, и дендриты, которые принимают сигналы от другой клетки. В месте, где соединяется аксон и дендрит образуется синапс.

Нейрон уникальная клетка с рядом особенностей.

  1. Нейрон не делится по мере роста и развития ребёнка. Количество нейронов начинает закладываться на 3 неделе беременности и заканчивает к концу 6 месяца. Их около 100 трл. Это больше, чем нужно для работы мозга. Такое большое количество нужно как запас,  который повышает шансы младенца на здоровый мозг
  2. Нейрон очень хрупкая клетка и чувствительная к вредным воздействиям:

-  дефицит кислорода

- интоксикация

- инфекции

- черепно – мозговые травмы.

  1. Нейрон очень крупная клетка, длина его отростков может достигать 1 метра.

Чем благоприятнее пройдут беременность, роды и первый год жизни, тем большее количество нейронов сохранится.

        Весь процесс развития и созревания мозга – это постоянное образование связей. Один нейрон может соединяться с 15 тыс. клеток. Нейронные связи образуются тем активнее, чем разнообразнее  и насыщеннее поступает к мозгу информация.

        В раннем детстве эти связи образуются без усилий со стороны ребёнка. Но связи эти очень хрупкие и чтобы связь окрепла, нужно чтобы информация повторялась многократно.

        Лучше запоминается то, что было многократно повторено или однократно, но связано с сильными эмоциями положительными или отрицательными.

        Мозг в условиях любви и положительных эмоций развивается гораздо лучше, чем мозг, который учат читать в 3 года. До трёх лет мозгу нужна любовь и чувство безопасности.

Если ребёнок растёт в стрессе, высокий уровень кортизола в крови замедляет развитие мозга, синапсы образуются медленнее, замедляется и когнитивное развитие.

Самый интенсивный период образования нейронных сетей  - это ранний возраст до 3 лет. Когда мозг уверен, что связи прочные, то они покрываются миелином, который действует как изоляция, чтобы сигнал шёл туда куда нужно.

Генетически предаются:

  1. Скорость образования связей
  2. Скорость роста отростков, степень их ветвления
  3. Количество миелина

От воздействия среды зависит:

  1. Сколько стимулов будет воздействовать на мозг
  2. Психологический комфорт окружения

Если скорость образования связей  у детей разная, то последовательность созревания зон, в которых они образуются предопределена генетически.

Мозг состоит из 2 полушарий: левого и правого. У каждого полушария есть 4 доли: лобная, теменная, височная, затылочная.

Полушария соединены между собой мозолистым телом, через которое прорастают нервные связи от центров в разных полушариях. У детей с ЗПР межполушарное взаимодействие развито хуже, чем у нормотипичных детей.

         Нейропсихолог Лурия предложил структурно – функциональную модель головного мозга.:

1 БЛОК Энергетический. Он обеспечивает мозг энергией, активизирует его. Контролирует работу  внимания, памяти. Отвечает за тонус мышц. (Я могу).

2.БЛОК Получения, обработки, хранения всей информации от рецепторов. Отвечает за работу всех высших психических функций. (Я могу).

3.БЛОК Программирование и контроль. (Я должен).

Работа любой ВПФ возможна только при созревших трёх блоках.

Причины ЗПР

1.Биологические:

- патология беременности и родов

- инфекция, черепно – мозговые травмы

- наследственность

- эпилепсия

2.Социальные

- длительная изоляция

- информационная недостаточность

- гипоопека/гиперопека

- соматическая ослабленность

Виды ЗПР

1.Психологический инфантилизм.

Запаздывает развитие эмоционально – волевой сферы.

- выглядят и ведут себя младше своего физического возраста

- моторно неловкие, неуклюжие

- эмоции яркие, живые, эмоционально лабильны

- не самостоятельные, особенно отстают навыки самообслуживания

- не могут без взрослых решить спорные вопросы и конфликты

- играют с удовольствием, уходят в игру с головой.

- трудно переключить на занятия

- сложно усидеть на месте, если не интересно

- непосредственные, нет дистанции в общении со взрослыми

Специфическая коррекция не требуется. В школу нужно отдавать как можно позже, к 8 годам. Нужно дать созреть воле, использовать игры с правилами, научить ждать своей очереди, подчиняться правилам.

2.Гиперопека родителей.

Физически совершенно здоровы. Изначально их мозг не запаздывал в развитии.

Как правило гиперопекают своих  детей мамы с тревожными расстройствами.

- устраняют из жизни ребёнка любые препятствия и опасности мнимые и настоящие

- ребёнок лишается возможности набираться опыта, решать задачи, преодолевать трудности

- при этом удовлетворяются все прихоти ребёнка и у него тоже не развивается воля, он не умеет сдерживать свои аффекты.

- эгоцентричны, импульсивны, безответственны, не добрые

- сложно общаются с другими детьми

- синдром выученной беспомощности

Коррекционная работа должна строиться с семьёй.

3.ЗПР соматогенного генеза.

Развивается у соматически тяжело болеющих детей. Изначально мозг мог быть здоров, но из –за длительной болезни, долгого нахождения в больнице и недостаточного общения со сверстниками,  нервные связи образуются медленнее.

4.ЗПР церебрально – органического генеза.

Встречается чаще всего. Прогноз зависит от степени органического поражения.

- психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.

- психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что –то требуют.

- нормальный уровень развития наглядно – действенного мышления, для развития наглядно – образного мышления необходимо много кратное повторение задачи. Не сформированы операции анализа и синтеза. Плохо сформировано словесно – логическое мышление.

- неустойчивая, малопродуктивная  память, непроизвольная преобладает над произвольной, наглядная преобладает над вербальной. Минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала. Неумение использования приёмов запоминания и организовать работу по заучиванию. Больше всего нарушена кратковременная память. При наличии помех процесс запоминания практически останавливается. Выученный с большим трудом быстро забывается.

- рассеянное, неустойчивое внимание особенно, если информация подаётся вербально.

- восприятие поверхностное, замедлен процесс формирования межполушарных связей, недостатки слухо – зрительно- моторной координации. Медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.

- бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, несформированность лексико – грамматического строя, проблемы со связной речью. Дефекты артикуляционного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта»

В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различным...

Беседа с воспитателями на тему: «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

- познакомить педагогов с особенностями развития восприятия у детей дошкольного возраста;- рассмотреть этапы становления мышления у дошкольников;- дать характеристику  воображению и памяти как по...

Особенности познавательной сферы детей в подготовительной к школе группе

Одним из средств познания окру­жающего мира является познаватель­ный интерес. Рассматриваемый в пси­холого-педагогических исследовани­ях как сложное образование, он сам по себе знаний не содержит. Одн...

Особенности познавательной сферы детей с нарушением речи

Дети с речевой патологией имеют ряд особенностей в развитии познавательной сферы, что стоит учитывать в коррекционной работе при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ....

Консультация для воспитателей «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит во...

Статья "Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения"

Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности: - внимание - память - зрительные предметные представления - мышление - речь и общение - особенности развития двиг...