Особенности познавательной сферы детей в подготовительной к школе группе
консультация (подготовительная группа) на тему

лена мрзукова

Одним из средств познания окру­жающего мира является познаватель­ный интерес. Рассматриваемый в пси­холого-педагогических исследовани­ях как сложное образование, он сам по себе знаний не содержит. Однако интерес, вычленяя информацию из общего потока, выделяя предмет или явление, делает его тем самым значи­мым для ребенка. Процесс познания в целом опре­деляется от начала до конца интере­сом: само выделение объекта и зада­ча его познания прямо определяются потребностями и интересами ребен­ка; выражая активное, побудитель­ное началоон становится катализа­тором процесса познания. Интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом.  Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_sfera.odt11.04 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования города Москвы

Юго-западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №7

Особенности познавательной сферы детей

 в  подготовительной к школе группе

Составила воспитатель:

Мрзукова Елена Викентьевна

г. Москва

Одним из средств познания окружающего мира является познавательный интерес. Рассматриваемый в психолого-педагогических исследованиях как сложное образование, он сам по себе знаний не содержит. Однако интерес, вычленяя информацию из общего потока, выделяя предмет или явление, делает его тем самым значимым для ребенка. Процесс познания в целом определяется от начала до конца интересом: само выделение объекта и задача его познания прямо определяются потребностями и интересами ребенка; выражая активное, побудительное началоон становится катализатором процесса познания. Интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом.  Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей.

Развитие личности.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способностью различными представлениями в уме не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях в себе, его образе Я. Для морального развития этот возраст является сензитивным, т.е. чувствительным. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям  жизни.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является появление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания – 25-30 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития памяти. Ребенок способен усилить свою память в помощью таких приемов, как классификация, группировка.

Мышление. Ведущим является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться в словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно требуется помощь взрослого, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может дать исключения на основе всех изученных обобщений, выстаивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Воображение. Этот период – сензитивный (чувствительный) для развития фантазии.

Речь. Продолжает развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика. Связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарных запас. Так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Конструирование. Дети имеют представления о форме, величине, пространственных отношений элементов конструкции, отражают это в речи. Употребляя при этом слова большой-маленький, больше-меньше, одинаковый, длинный-короткий, ниже-выше, высокий-низкий, длиннее-короче, внизу-наверху, рядом, около, близко-далеко, ближе-дальше.

 Дошкольники умеют видеть целостную конструкцию и анализировать ее, устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в соответствии с задачами и планом конструкции.

Дети должны выполнять схематические рисунки и зарисовки выполненных построек. Дети имеют воссоздать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок.

Представление о себе и об окружающем природном мире.

Дети имеют представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето, зима, весна, осень, день, ночь, утро, вечер). Дети связывают их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях. Они имеют представления о месте обитания, образе жизни, способах питания животных и растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с воспитателями на тему: «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

- познакомить педагогов с особенностями развития восприятия у детей дошкольного возраста;- рассмотреть этапы становления мышления у дошкольников;- дать характеристику  воображению и памяти как по...

Особенности познавательной сферы детей с нарушением речи

Дети с речевой патологией имеют ряд особенностей в развитии познавательной сферы, что стоит учитывать в коррекционной работе при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ....

Консультация для воспитателей «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит во...

Развитие познавательной сферы детей подготовительной к школе группы

Данная программа разработана для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольных познавательных процессов. Группа детей сформирована по результатам психодиагностики. Психолого-педагогическая корр...

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР

Как понять,что ребёнок отстаёт в развитии от сверстников. Что стоит за этими тремя буквами ЗПР....

Диагностика познавательной сферы детей подготовительной к школе группы (начало года , автор Горбунова)

Диагностика познавательной сферы подготовительной группы (начало года) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________Возраст ______ Группа № _____ Детский сад № ____...