Коммуникативный тренинг для педагогов
материал по психологии

Хлопкова Наталья Владимировна

Благоприятный психологический микроклимат в педагогическом коллективе определяет успех в осуществлении поставленных целей и задач перед коллективом. Поэтому задача психолога состоит в том, чтобы оптимально приблизить каждого участника образовательного процесса к психологически комфортным условиям работы. Для этого был разработан «Коммуникативный тренинг». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_koomunikatsiya.docx122.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Коммуникативный тренинг для педагогов ДОУ в рамках

Недели психологии

Составила и провела

педагог-психолог Хлопкова Н.В.https://russiaedu.ru/media/cache/image_md_resize/uploads/upload-images/2020/05/20/4br9HBhhDMc.jpg

2021г.

В рамках проведения Недели психологии «Счастливое детство» в ДОУ был запланирован и поведен тренинг коммуникативных навыков для педагогов.

Цель проведения: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Повышение коммуникативных навыков педагогов;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
  • Повышение самооценки педагогов;
  • Профилактика конфликтных ситуаций между сотрудниками ДОУ, сплочение педагогического коллектива

Благоприятный психологический микроклимат в педагогическом коллективе определяет успех в осуществлении поставленных целей и задач перед коллективом. Поэтому задача психолога состоит в том, чтобы оптимально приблизить каждого участника образовательного процесса к психологически комфортным условиям работы. Для этого был разработан «Коммуникативный тренинг». Также, в ходе мероприятия запланировано исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОУ. (см. Приложения)

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с несуществующими образами.

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.

Сегодня я хочу показать вам несколько игр, направленных на сплочение коллектива и развитие навыков общения. Эти игры (в упрощенном варианте) можно легко проводить с детьми в группах.

Снежный ком

Игра-приветствие. Все участники находятся в кругу (стоят или сидят). Первый участник  называет своё имя и добавляет к нему слово (то, что он любит, ему нравится). Например: Наталья – море. Следующий участник должен повторить имя и слово предыдущего и назвать своё: Наталья – море, Ольга – шоколад… Игра называется снежный ком потому, что с каждым участником имён становится всё больше.

Эта игра носит еще и развивающий характер – мы развиваем ассоциативную память и внимание. Сама форма  игры позволяет применять ее в различных темах – мы играем в неё практически на каждом занятии с детьми коррекционных групп, решая этим сразу несколько задач – развитие памяти, внимания и расширение кругозора, т.к. темы, согласно календарному плану,  всегда разные.

Поменяйтесь местами

Эта игра или упражнение помогает участникам группы (не важно со взрослыми вы проводите занятие или с детьми) снять эмоциональное напряжение, сблизится с участниками. Она дает на подсознательном уровне понять, насколько участники похожи и близки друг другу.

Ведущий предлагает просто встать и поменяться местами тех, кто подходит под следующие утверждения:

  • Те, у кого дома есть кошка
  • Те, кто любит петь
  • Те, у кого карие глаза
  • Те, у кого двое детей
  • Те, кто всегда вовремя сдает документацию
  • Те, кто любит мороженое
  • Те, у кого есть талант
  • Те, кто сегодня работал в первую смену
  • Те, кто хочет в отпуск….

Признаков, по которым можно меняться может быть очень много, но, чтобы группа раньше времени не устала, достаточно 7-10 «перемен».

Солнышко

Это упражнение можно обыграть как «знакомство». Ведущий предлагает рассмотреть подробней, какие люди здесь собрались.

Каждому участнику раздаются «лучики», на которых они пишут свои положительные качества (1-3). Это могут быть как профессиональные, так и личностные качества. Лучики приклеиваются вокруг солнышка. Качества зачитываются. Как резюме упражнению – всё у нас получится, все нам по плечу!

Счёт

Отличное упражнение для настроя на совместную работу, взаимодействие. Помогает установить между участниками невербальный контакт, взаимопонимание, чуткость.    Ведущий просит рассчитаться всех участников группы. задача игроков – не сбиться и вдвоём не назвать одно и то же число. В случае сбоя – начинаем сначала.

Атомы и молекулы

Упражнение помогает участникам раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение и в спонтанной форме сблизиться друг с другом.

Ведущий просит представить, что каждый участник сейчас является атомом. Атомы постоянно находятся в движении и встречаясь друг с другом объединяются в молекулы. Количество атомов в одной молекуле может быть разным.

Задача участников – объединиться в группы по количеству человек, которое я буду называть. Главное условие – делать это нужно молча.

Упражнение можно проводить под негромкую ритмичную музыку.

  • Объединитесь, пожалуйста, в группы по 4 человека
  • Объединитесь, пожалуйста, в группы по 8 человек
  • Объединитесь, пожалуйста, в группы по 2 человека
  • Объединитесь, пожалуйста, в группы по 7 человек
  • Объединитесь, пожалуйста, в группы по 10 человек

Обсуждение:

  1. Какие трудности вы испытывали при объединении
  2. В группы по сколько человек было строиться труднее?

(Остаёмся в этих же группах и переходим к следующему упражнению)

Номера

На спину участникам крепятся номера от 1 до 10 (в соответствии с количеством игроков). Свой номер участники не знают, они видят только номера своих коллег. Задача игроков построиться в порядке возрастания номеров, при этом не произнося и не подсказывая ни слова.  

Характеристика по кругу

Участники садятся в круг. Каждому раздаются листы и ручки. На листочке участник пишет своё имя (имя и слово из «Снежного кома»). Затем листочки передаются соседу справа. Игра началась. Ведущий задает тему, игроки пишут по одному названию, с которым ассоциируется у них хозяин листочка.

  • Фрукт
  • Дерево
  • Качество личности
  • Время года
  • Цветок
  • Животное
  • Природное явление
  • Цвет
  • Еда
  • Птица
  • Овощ
  • Одежда
  • Украшение, аксессуар
  • Книга
  • Музыкальный инструмент
  • Фильм, герой
  • Посуда
  • Сказка
  • Напиток
  • Насекомое

Сюжет-аннотация

Участники делятся на небольшие группы. Каждая группа получает сказку (вытаскивают жребием) и жанр, в котором за несколько минут нужно написать и презентовать эту сказку остальным участникам. Правил нет. Это может быть сказка на новый лад, продолжение известных всем событий, новые герои, современное время и т.п.

Примеры сказок:

  • Красная шапочка
  • Колобок
  • Репка
  • Три поросёнка

Песня по кругу

Ведущий выбирает песню, которую знают все участники тренинга. Каждый участник говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по или против часовой стрелки. В случае сбоя команда начинает сначала.

После первого круга ведущий предлагает спеть эту песню))

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обсуждение:

  1. Какие ощущения после тренинга?
  2. Что понравилось? Что особенно запомнилось?
  3. Где было некомфортно?

Диагностика психологического климата в коллективе (анкетирование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный тренинг для педагогов ДОУ

Тренинг    для формирования у педагогов дошкольного  учреждения  навыков конструктивного общения, направлен  на  расширение возможностей установления контакта ...

ПРОГРАММА коммуникативного тренинга с педагогами ДОУ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Важным компонентом педагогического общения является также умение учителя четко и эмоционально открыто выражать свои чувства и мысли На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена...

Коммуникативный тренинг для педагогов ДОУ

коммуникативный тренинг компетентности педагогов ДОУ согласно ФГОС...

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов

Цель:     активировать форму повышения квалификации педагогов. В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и общую культуру воспитате...

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...

Коммуникативный тренинг с педагогами «Вместе весело шагать»

Цель:Сплочение педагогического коллектива.Задачи:Совершенствование навыков коммуникации и рефлексии.Снятие эмоционального напряжения....