Психогимнастика в работе с детьми с ОНР
картотека по психологии (старшая, подготовительная группа)

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika_v_dou.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика как средство развития и формирования

           эмоционального благополучия детей с ОНР

Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития дети оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.  

Работа воспитателя в последние годы осложняется тем, что появляется все больше и больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т. д. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения дошкольников.

Для этого важно необходимость изучения и использование средства психогимнастики в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Использовать различные этюды, игры, упражнения, психомышечные тренировки которые повлияют на эмоциональные и волевые качества дошкольников.

Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.

Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.

Особенно полезна психогимнастика для детей дошкольного возраста. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать. Главная цель психогимнастики – дать представление о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и научиться управлять своими эмоциями.

Игра, которая лежит в основе психогимнастики, является основным видом деятельности дошкольников. Для проведения занятий не обязательно иметь квалификацию психолога. Достаточно подобрать подходящие игры и упражнения. Введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю.

Психогимнастика в детском саду — это коррекционная работа с воспитанниками данного учреждения, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться к советам данной статьи, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии управлять своими чувствами. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения, что должны помнить воспитатели и родители.

Психогимнастика для детей — это не просто модное нововведение, но и одна из важных составляющих программы многих дошкольных заведений. Проще говоря, данная методика в виде специальных упражнений при использовании невербального общения (движений, мимики) предназначена для общего развития ребенка и разрешения некоторых его психологических проблем.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.  

Психогимнастика — это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме.

Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей

Основные достоинства психогимнастики:

 - игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

 - сохранение эмоционального благополучия детей;

 - опора на воображение;

 - возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

- опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

- преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

- создание возможности для самовыражения;

- развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию   ребенком себя).

Задачи по развитию эмоциональной сферы:

- произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);

- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

- улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;

- сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

- отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда — неадекватны; часто — ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.

Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению — управлять собой и своими эмоциями.

Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять

Когда использовать психогимнастику?  Прежде всего такие занятия (этюды, упражненийя и игры) показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

-  движений;

-  эмоций;

-  общения;

-  поведения.

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений  должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер,  т. е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

-   дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

-  тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

-   тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

-  тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

Можно выделить следующие  позитивные стороны:
-    Изучение  человеческих  эмоций
.  Во время  таких занятий  дети  не только познают мир чувств других людей, но и учатся управлять собственными порывами  души.

-  Преодоление сложностей в общении. Даже закомплексованный ребенок после психогимнастики в саду более легко идет на контакт с ровесниками и взрослыми.

-  Снятие психического напряжения. Навыки саморасслабления от природы даны ограниченному количеству людей. Во время формирования маленькой личности ей важно уметь блокировать в сознании стрессовые ситуации, чему ей поможет озвученная методика.

-  Возможность самовыражения. Многие дети во время этюдов и пантомим демонстрируют актерские таланты. К тому же в небольшом коллективе они имеют возможность как поучиться у других, так и поделиться своими знаниями со сверстниками.

-  Улучшение мимико-жестовой речи. Даже энергичный ребенок не всегда обладает раскованностью движений. Иногда он впадает в крайность, и его жестикуляция порой выглядит как неадекватное проявление чувств. Пройденный курс психогимнастики поможет ему скорректировать озвученную проблему.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

 -  напряженных и расслабленных;

 -  резких и плавных;

 -  частых и медленных;

 -  дробных и цельных гармоничных;

 -  едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

 -  вращений тела и прыжков;

 -  свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом этапе решаются следующие задачи:

 -   показ — проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;

 -   выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

 -   приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов  разрешения конфликтов;

 -  развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Принципы проведения психогимнастики:

-  относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

-  каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

-  не допускать упреков и порицаний за неуспех;

-  занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

-  давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

-   развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

-   создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

-   постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить.

 У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно и в образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык. Необходимо использовать зеркало для тренировки.

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.

Следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим ребёнком). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике.

Самое главное в психогимнастике – это чуткое, внимательное отношение к ребенку.

Психогимнастика в младшем дошкольном возрасте

Упражнения для отработки основных движений:

  • Игра «Сделай, как я». Это довольное простое задание вызывает море эмоций у детей. Они с удовольствием будут изображать лисичек, медведей, обезьянок и других животных.
  • Игра «Урожай». Несколько маленьких садовников должны подготовить землю для посадки семян и саженцев: взрыхлить почву и постоянно поливать ее. Задание остальных детей — выбрать себе какой-либо овощ или фрукт и изобразить потом, как он начинает расти.
  • Сценка «Репка». Предварительно ознакомив детей с содержанием этой сказки, необходимо распределить роли и полностью воспроизвести сюжет действия при помощи декламации педагога. Чтобы игра стала еще более захватывающей, можно заранее приготовить маски с изображением персонажей «Репки». Вполне реально заменить эту сказку «Рукавичкой» или любым другим произведением, которое будет доступно для восприятия малышей.
  • Виртуальный шарик. Игры по психогимнастике для малышей можно разнообразить этой забавой. Детям предлагается представить себе шарик, а затем при помощи рук они должны «перекидывать» его друг другу, сопровождая свои движения улыбкой.


Упражнения для эмоционального общения:

  1. Игра «Покажи меня». Воспитанники в этом возрасте любят копировать все то, что они видят. Однако следует развивать у них более широкое восприятие окружающего мира. Можно предложить им без слов изобразить, как улыбаются мама, добрая фея и прекрасная принцесса (хмурятся тучки, строгие доктора и волны на море; злятся непослушные или обиженные дети; пугаются трусливые зайцы и кошки при виде собак).
  2. Игра «Изобрази героев». Для выражения своих чувств ребенок должен научиться их правильно демонстрировать. Своим подопечным необходимо предложить изобразить без слов предоставленные им ситуации. В качестве примера можно привести следующий эпизод из всем известной сказки. Красная Шапочка бежит по лесу к своей бабушке (радость), по пути ей встречается множество лесных жителей (любопытство и улыбка). Вдруг девочка увидела волка (испуг) и т.д. При эмоциональном восприятии сказки дети должны использовать не только мимику, но и двигаться.


Упражнения для наблюдения за поведением и поступками человека:

  • Игра в мяч. Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга — добрая, Колобок — глупый, Лиса — хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.
  • Работа над стихами. Во время выполнения этого упражнения детям предлагается в случае хорошего поведения главного героя похлопать в ладоши и покружиться вокруг себя. Если персонаж ведет себя плохо, то эмоции разрешается выражать любым удобным для ребенка способом. За основу лучше всего взять легкие для восприятия малышей четверостишия типа «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» или «Уронили мишку на пол».
  • Прощание. Дети в этом возрасте редко бывают полностью эмоционально закрыты. Под веселую музыку им можно предложить похлопать в ладоши, улыбнуться друг другу и даже обнять своих друзей. На заключительном этапе невербальное общение рекомендуется разнообразить чтением стихотворений или исполнением коллективной песни.


Психогимнастика в старшем дошкольном возрасте

В самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов.

Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):

  • «Снежная королева». Кай насмехается над владычицей снежных равнин, за что она на него очень сердится (презрение мальчика — гнев Королевы).
  • «Дюймовочка». Миниатюрной красавице навязывают в мужья жабу, майского жука, а затем крота (отвращение Дюймовочки — ярость и недоумение отвергнутых кавалеров).
  • «Зайкина избушка». Серого обитателя леса из собственного дома выгоняет хитрая лисица (печаль Длинноухого — агрессия хищницы).
  • «Три поросенка». Волк разрушает один за другим домики братьев (злость серого бандита — страх трех друзей).
  • «Цветик-семицветик». Девочка отдает последний лепесток больному мальчику, чтобы он выздоровел (радость Жени — благодарность нового друга).


Упражнения для психомышечной тренировки:

  1. «Почему?». При проведении этой разминки детям предлагается изобразить любопытного ребенка, который ничего не знает. Выражать свое недоумение они должны при помощи поднятия плеч и бровей «домиком».
  2. «Помощь». Детям дается задание представить, что их мама вернулась из магазина с тяжелой сумкой. Необходимо отнести виртуальный багаж на кухню, изображая при этом все усилия, приложенные во время озвученной помощи.
  3. «Спящий кот». Воспитанникам нужно лечь на коврик, свернуться калачиком и имитировать на свой лад повадки хвостатого друга во время сна. Следует показать, как он дышит, зевает и потягивается.
  4. «Движения Петрушки». Задание этого упражнения заключается в том, чтобы скопировать прыжки данного героя, который передвигается на двух согнутых ногах, с висящими вдоль тела руками и наклоненной вбок/вперед головой.
  5. «Цапля на болоте». Детям предлагается изобразить стоящую то на одной, то на другой ноге птицу. Время от времени она должна поймать за лапку скачущую мимо лягушку, а затем отпустить ее.


Упражнения для наблюдения за чертами характера человека:

  • Игра «Кто есть кто». При ее выполнении дети разбиваются на пары. Одному ребенку на ухо озвучивается какой-либо герой или демонстрируется картинка с его изображением. Сказочный персонаж должен быть обязательно знаком детям этой группы. Затем при помощи мимики и жестов получившему задание воспитаннику необходимо показать повадки и черты характера этого героя сказки. Лучше всего выбирать такие образы, как Буратино, Колобок или Кот в сапогах, чтобы не затруднять задачу игроку, который отгадывает пантомиму-головоломку. Следует сразу предупредить детей, что они должны при помощи мимики и жестов не только продемонстрировать внешние данные героя, но и его черты характера.
  • Игра «Кто покажет лучше». Сначала участникам тренировочной группы по очереди предлагается скопировать манеру поведения злого персонажа (образ выбирает педагог). При этом они могут сдвигать брови, рычать, топать ногами и т.д. Затем им нужно будет таким же образом описать доброго человека, волшебника или фею. В данном случае ничто не помешает детям широко улыбаться, танцевать и прикладывать руки к сердцу. Самого лучшего исполнителя должны выбрать сами маленькие актеры.
  • Игра «Калейдоскоп характеров». Подобное упражнение очень нравится детям, потому что многие из них узнают в персонажах самих себя. Каждому участнику игры методом жеребьевки предоставляется образ, который он должен продемонстриовать для своих сверстников. За основу берутся так называемые плаксы, нехочухи, злюки, весельчаки, ябеды, скромняги и т.д. Каждый ребенок при помощи жестов и мимики должен максимально раскрыть предложенный ему образ.
  • Прощание. На этом этапе занятия детям необходимо успокоиться после полученного за короткое время общения с педагогом большого количества эмоций. В данном случае можно сесть на коврик и послушать расслабляющую музыку. Затем воспитанникам должно быть предоставлено время, чтобы они самостоятельно и по своему желанию повторили то, что больше всего им понравилось на занятии.


Методы психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста вполне подойдут и для учеников начальных классов. Отдельные их упражнения можно проводить вместо физкультминутки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастик в работе с детьми

Использование психогимнастик в работе с детьми...

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....

Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....

Роль игровой психогимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях широко используются разные виды психотренингов и один из них - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Она наиболее доступна ...

Тезисы выступления на педсовете "Использование психогимнастик в работе с детьми"

Тезисы выступления на педсовете "Использование психогимнастик в работе с детьми"...

Картотека психогимнастики для работы с детьми 3-5 лет

Приведенные ниже упражнения рекомендованы разным детям: тревожным, аутичным, агрессивнымЭтюды на выражение основных эмоций - Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоционально...

Использование пальчиковой гимнастики и психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко, Е.А. Алябьева, Т.В. Нестерюк)

Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья,  формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие разнообразных двигательных...