Как научить ребенка управлять своим поведением
консультация по психологии

       Умение управлять собой дошкольникам дается с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредно­сти и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят, все дело в том, что речь не сразу становится для де­тей регулятором поведения.

         Желая как можно быстрее развить в ребенке спо­собность управлять своим поведением, взрослые не­редко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую  провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послу­шанию, очень вредны для развития личности ребенка. Такое послушание — вынужденное и навязанное, ко­торые взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях — без кон­троля взрослого — может превратиться в свою про­тивоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказа­ниями можно добиться подчинения, но нельзя нау­чить управлять своим поведением. Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и мо­жет обеспечить целенаправленность, организован­ность, самодисциплину, воспитывается в иных усло­виях, другими способами.

         Поэтому в работе с дошкольниками предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка

управлять своим поведением

         Умение управлять собой дошкольникам дается с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят, все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения.

         Желая как можно быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую  провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послушанию, очень вредны для развития личности ребенка. Такое послушание — вынужденное и навязанное, которые взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях — без контроля взрослого — может превратиться в свою противоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях, другими способами.

         Поэтому в работе с дошкольниками предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.

         Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

 

         Игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. Для этих игр характерна определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Дети учатся подчиняться правилам. Умение выражать принятую игровую позицию, устойчиво ее удерживать и действовать, сообразуясь с ней, начинает формироваться в сюжетно-ролевой игре. В этом проявляется генетическая преемственность сюжетно-ролевой игры и игры с правилами.

         Освоение игр с правилами важно для формирования предпосылок учебной деятельности. В них ребенок начинает сознательно подчиняться правилам. Эта особенность игры с правилами ведет к развитию произвольности и создает предпосылки для подчинения активности ребенка учебным целям. Именно в играх с правилами ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на сам результат.

 

         Рассматриваемые нами типы игр важны и эффективны не только для формирования учебной деятельности, но и для  профилактики и коррекции неконструктивного поведения.

  1. Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
  2. В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются  безудержным  стремлением ребенка к выигрышу,  желанием быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе крррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

        Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования.

        На примере этой игры можно  показать универсальные способы усложнения игр с правилами.    Для усложнения игр с правилами целесообразно:

  • подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое нечетное число, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);
  • внести в игру дополнительные запреты (два-три), и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего какую цифру он назвал; о наличии у себя на карточке названной цифры сообщать молча, т.е. поднятием руки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!»);
  • ввести в игру новые формы организации ее участников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);
  • ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности, то есть, усложнить игру новыми правилами, придуманными самими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка управлять своим поведением"

Часто поведение ребенка требует применения дисциплинарных мер. Но каких ? Многие родители ошибочно считают, что достаточно прикрикнуть на ребенка и он сразу все поймет.К сожалению э...

Как научить ребенка управлять своим поведением

Выступление педагога-психолога на родительском собрании.«Как научить ребенка управлять своим поведением». Расположение родителей: по кругу за расставленными заранее столами, на которых лежат бума...

Как научить ребенка управлять своим поведением.

Эта консультация для родителей о том как правильно управлять своим поведением, как надо создавать правила для детей , чтобы научились подчиняться этим правилам. Знакомит с приемами , объясняет родител...

Как научить ребенка управлять своим поведением.

В данном буклете содержатся практические советы родителям, которые помогут им научить детей управлять своим поведением....

Как же научить ребенка управлять своим поведением?

Рекомендации родителямпо коррекции поведения детей...