Социализация детей старшего дошкольного возраста к ближайшему окружению, как условие адаптации к школьной жизни
статья по психологии (подготовительная группа)

Тертова Елена Михайловна

Я хочу поделиться, с вами своим опытом  в работе с детьми по социализации детей старшего дошкольного возраста к ближайшему окружению, как условию их успешной адаптации  к школьной жизни. Социализация – это вхождение в мир людей. В систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектное  явление включающее, в том числе, и процесс приобщения старших дошкольников  к основам безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedsoveta.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей старшего дошкольного возраста к ближайшему окружению,

как условие адаптации к школьной жизни

     «Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учить.
По возможности все избежать,
А где надо на помощь позвать»
Т. Г. Хромцова

             Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу поделиться, с вами своим опытом  в работе с детьми по социализации детей старшего дошкольного возраста к ближайшему окружению, как условию их успешной адаптации  к школьной жизни. Социализация – это вхождение в мир людей. В систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектное  явление включающее, в том числе, и процесс приобщения старших дошкольников  к основам безопасности жизнедеятельности.                                                              

             Сегодня безопасному поведению уделяется большое внимание. Это одна из важнейших современных проблем.                            В основе содержания безопасного поведения лежит формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам живой природы, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте у детей начинают закладываться  элементы безопасного поведения, познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание опасностей, недостаток опыта взаимоотношений                с людьми.

 Каждый родитель и любой взрослый человек переживает за безопасность детей и старается уберечь от опасности. Но, к сожалению, дети не всегда понимают, действительность слова «опасно». Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перемене всего образа жизни. Однако многие родители до сих пор акцентируют свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых  зависят будущие школьные успехи.

Хочу напомнить, что важнейшими показателями социальной готовности являются:                             

 - умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;                                                                                                                - умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;                                                                                                                          - умение приспосабливаться и адаптироваться;                                                                       - способность самому решить  свои простейшие проблемы, обслужить себя.

Анализируя методический материал по данной теме, я сделала вывод, что формированию коммуникативных навыков  и познавательной деятельности больше уделяется внимания, чем подготовке ребенка  к социальной среде, которая его будет окружать после того, как он перестанет посещать детский сад. Ребенок будет предоставлен самому себе, он чаще будет оставаться дома один, после определенного времени, ходить в школу без сопровождения взрослых, в школе ориентироваться в помещениях, заниматься  в школе и дома трудовой деятельностью. Как было сказано выше, работа по социализации детей к ближайшему окружению и формирование основ безопасности взаимосвязаны между собой. Разные стороны жизни будущего школьника  будут сопровождать опасные ситуации, которые его могут сопровождать дома, на улице, в школе на переменах и уроках. В связи с этим я составила перспективный план работы  по данной теме на старший и подготовительный возраст детей, определила цель и задачи.

Цель: осуществить предварительный этап социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста  к условиям будущей жизни школьников.

Задачи:

1.Познакомить детей с режимом дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника. Учить детей давать обоснование режимов. Воспитывать у детей сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих.                                                             2.Учить детей самостоятельно элементарно обслуживать себя в домашних условиях при отсутствии родителей. Соблюдать правила безопасного поведения дома: с бытовой техникой, колющими и режущими предметами, общение с незнакомыми людьми и т.д.                                                                                                                           3.Познакомить детей с безопасной дорогой в школу и обратно. Сформировать первоначальные умения прохождения этого пути. Закрепить правила поведения на улице, правила дорожного движения.                                                                                                     4.Познакомить детей со строением школьного здания (помещениями для занятий, бытовые помещения и др.), строением, оборудованием пришкольного участка. Учить детей самостоятельно определять особенности строения всех помещений, пространств их оборудования в связи с их назначением. Закрепить правила безопасного поведения в общественных помещениях.                                                                                                                        5.Познакомить детей с правилами поведения школьников.                                       Учить обосновывать их. Научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике таких ситуаций.                                                            6.Привлечь родителей выпускников детского сада к социальной адаптации их детей к условиям будущей жизни школьников.

Работу провожу 1 раз в месяц, в форме кружковой работы название кружка «Я готов!», закрепление материала осуществляю в режимных моментах в утренний и вечерний отрезок времени.

 Задачи по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников отражаются во всех образовательных областях.

Хочу рассказать о совместной деятельности с детьми и родителями подготовительной группы в нашем кружке.                                                           Мы начали с темы «Мой дом».                                                              

Показ слайда

Тема: «Мой дом». Форма проведения как занятие по ОБЖ. На занятии мы с ребятами разыгрывали ситуации, которые могли бы пригодиться детям дома. Через игровые ситуации дети повторили домашний адрес, дату своего рождения, имя отчество родителей, делились своим опытом, чем можно занять себя дома, если остался один. Очень важно будущему школьнику показать, где и когда ему пригодятся сведения о себе.

Цель: Формировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту ( один дома, если позвонили в дверь, по телефону, опасные места дома, чем можно занять себя дома ). Повторить домашний адрес, телефоны родителей, бабушки, дедушки, имя, отчество родителей, дата рождения. Выяснить с детьми, где могут пригодиться, эти сведения в жизни ребенка

Тема: «Я помощник дома». Это тема прошла в форме фото - выставки  «Я помощник дома».

 В старшем дошкольном возрасте дети,  уже имеют какие - то домашние обязанности по дому. Дети на практике знакомятся, как нужно пользоваться самыми простыми электрическими приборами доступными детям: включить чайник, телевизор, компьютер, пылесос и. д. Не только включит, но  и правильно выключит. В детском саду, мы даем детям теоретические знания, а родители должны на своем примере и в беседах с детьми закреплять полученные знания.

Цель: Формировать знания о бытовом труде дома, о безопасных правилах пользования электрическими приборами в быту. Воспитывать осознанное безопасное обращение с бытовыми электрическими приборами.

Тема: «Дорога от дома до школы и от школы до дома». Это тема прошла в форме домашнего задания. Дети подготовительной группы, уже знают, какую школу они будут посещать. Было предложено родителям совместно с детьми пройти путь до школы и затем нарисовать план своего пути. Каждый ребенок рассказывал, как он будет добираться до школы, соблюдая правила дорожного движения и правила поведения на улице, а также опасные места на пути следования в школу. (перекресток, поездка на трамвае, на маршрутном автобусе, гаражи и т.д.)

Цель: Учить  детей добираться  до школы удобным безопасным путем, соблюдая правила дорожного движения и правила поведения на улице. Рисовать план своего пути. Развивать ориентировку в пространстве, на бумаге.

Тема: «Мы учимся готовить». Это тема прошла в форме практического занятия, где дети учились пользоваться ножом в приготовлении салата. Опыт пользования ножом у нас был со старшей группы во время еды. Дети были знакомы с правилами безопасного обращения с ножом. Положительные  отзывы получила от родителей, некоторые дети заинтересовались приготовлением еды, используя нож.                                                                        

Приготовление салата «Винегрет»                                                                 Цель: формирование у детей навыки безопасного обращения с опасными предметами в быту, умения правильно ими пользоваться (нарезать овощи и т.д.) Развивать умения различать овощи по внешнему виду (свежие, варёные, солёные, узнавать их на вкус). Нарезать овощи разными способами. Соблюдать при приготовлении блюда пять ступеней трудового процесса. Воспитывать аккуратность во время работы.                                                                                  

Тема: «Мы учимся готовить»

       «Учимся заводить тесто». В продолжение этой темы,  с детьми заводили дрожжевое тесто. Лепили  разные хлебобулочные изделия. На нашей кухне наши повара любезно согласились испечь нам наши изделия. Здесь мы повторили, как пользоваться духовкой и горячей пищей.

Цель: формировать знания детей о профессии пекарь, познакомить с рецептом приготовления теста для хлеба, закрепить знания детей о пяти ступенях трудового процесса, развивать мелкую моторику (лепить из теста различные фигурки). Повторить безопасное поведение в приготовлении пищи. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу.

   

Домашнее задание. Тема: «Мой завтрак». Завтрак самый полезный прием пищи для детей. Детям и родителям было дано домашнее задание, приготовить полезный завтрак  дома и рассказать алгоритм приготовления. Дети выступали со своими фото отчетами, этим самым расширили знания о  полезных завтраках. А дома совместной деятельности с родителями закрепили безопасное поведение на кухне.

Цель: формировать знания детей о том что, завтрак, полезен  для здоровья будущего первоклассника, познакомить с рецептами завтраков, учить заваривать чай. Закрепить правила безопасного поведения на кухне с бытовой техникой.

Рукоделие – увлекательное и захватывающее занятие. Умелыми руками и без сложного оборудования, под руководством педагога, с помощью внимания, старательности, аккуратности и, конечно, вдохновения, дети смогут создавать прекрасные работы. Это практическая деятельность проходила не большими подгруппами совместно с воспитателем утренний или вечерний отрезок времени. Перед  тем как приступить с детьми к вышиванию прошла большая подготовка в плане безопасности не только в детском саду, но и дома. Было дано мамам задание, индивидуально поработать с иголкой дома, повторить правила безопасного пользования с иголкой, показать, где дома хранятся  иголки и нитки. В совместной деятельности с детьми познакомились с игольницей, наперстком, видами ниток, тканью и видами вышивания.

Тема: Работа с тканью и иголкой. «Салфетка для мамы»

Цель: Знакомить детей с приёмами работы ниткой и иголкой, учить бережно, обращаться с ними, правильно хранить иголку. Рассказать о правилах безопасности при работе с иглой. Выполнять шов «вперёд иголку». Формировать умение у детей планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий: (правильно отмерить нить, вдеть нитку в иголку, завязать узелок). Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию; Развивать зрительное внимание, творческое воображение. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Развивать интерес к шитью.

Тема: Выставка рисунков:

«Моя будущая школа». Прошла в форме выставки, предварительной работе предшествовало экскурсия в интернат № 22,  и беседы  о правилах безопасного поведения  общественных местах в транспорте.

Цель: Пробудить у детей интерес к школе, к школьной жизни, желание учиться. Познакомить детей со строение школьного здания (помещениями для занятий, бытовые помещения и др.), строением, оборудованием пришкольного участка. Учить детей самостоятельно определять особенности строения всех помещений, пространств их оборудования в связи с их назначением. Закрепить правила безопасного поведения в общественных помещениях.

В завершение своего выступления хочу сказать: с окончанием детского сада жизнь детей значительно меняется.  Это достаточно сложный период. У наших выпускников  появиться необходимость стать самостоятельными.  В определенные моменты им нужно будет самим принимать решение и заботиться о своей безопасности.  И  наша с вами задача, уважаемые коллеги, обязательно, вместе с родителями  подготовить их к этому.  Чтобы мы были спокойны за безопасность наших детей. А каждый наш выпускник смело мог сказать: «Я готов!».

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....

мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект  Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Поскольку личность развива...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимаясоставляющая адаптации к жизни в обществе...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе...

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе

Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе...

Перспективный план кружковой деятельности детей старшей и подготовительной группы. «Социализация детей 6-7 лет к ближайшему окружению, как условие их адаптации к жизни школьников» «Я готов!»

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – м...