Краткосрочная образовательная практика "Волшебный песочек"
учебно-методический материал по психологии (старшая группа)

Таджибова Эльвира Асратовна

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной чферы детей дошкольного возраста. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность  и реагировать на неё. В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов ( окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации...) у  детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью. С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуациииз жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению и взаимопомощи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад г.п.Рощино»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кратковременная образовательная практика

 по социально-коммуникативному развитию

«Волшебный песочек»

 

 

 

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-7 лет

Срок реализации: с  декабря  2022 г по май 2023 г

 

 

 

 

 

 

                                                                                разработала: педагог- психолог

                                                                               Таджибова Эльвира Асратовна

 

 

 

 

 

Технологическая карта

краткосрочной  образовательной практики   «Волшебный песочек»

 

Название практики

КОП «Волшебный песок»

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие» в интергации «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Количественный состав участников

6 человек

Количество часов

1 час в месяц

Руководитель (педагог)

Педагог-психолог: Таджибова Эльвира  Асратовна

Направление практики

Практическое

Актуальность

Ребёнок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком. Трудно переоценить развивающий потенциал использование песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоление негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисование песком может быть успешно организованно как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования, так и в условиях семейного воспитания.

Цель

Способствовать развитию коммуникативных навыков (общение) через взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности с песком.

 

Задачи

 

1.      Формирование положительного эмоционального отношения к сверстникам, к совместной деятельности.

2.      Развитие мышления, внимания, воображения, памяти, речи.

3.      Снятие повышенного мышечного тонуса, развитие мелкой моторики рук.

4.      Расширение представлений детей о свойствах и качествах песка.

Содержание КОП

Методы и формы работы с песком:

- рассказ
- беседа

- коммуникативные, символические, ролевые игры,

 - моделирование ситуации,
 - пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, кинезиологические упражнения и т.д.
- конструирование из дидактического материала

Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.

Формы работы

Индивидуальные игры - позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры - игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Материал

Оборудование: песок, набор миниатюрных игрушек,

Вспомогательный материал: бусины, пуговицы, камушки и др.

Предполагаемый результатт

Стабилизируется психо-эмоцинальное состояние, повысятся коммуникативные навыки, укрепятся мелкомоторные навыки, разовьются психические процессы.

Литература

Программа обучения рисованию песочных картин с элементами Арт-терапии (техника «SAND-ART»)

Е. А Тупичкина «Мир песочных фантазий».

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр.

Тематическое планирование

Декабрь

1«Песочный дождик».

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2«Узоры на песке».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

3«Украсим ковёр для Песочной феи».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

4«Волшебная поляна».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

Январь

1«В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2«Песочные прятки»

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3«Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

4«Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Февраль

1«Секретное задание» («мина»)

Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2«Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3«Дождик – ручеёк».

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

4«Необычные следы»

(Аналогично играм с сухим песком)

Март

1«Здравствуй, песок»

(Аналогично играм с сухим песком)

2«Отпечатки»(с помощью формочек)

Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

3«Песочные домики».

Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

4«Узоры на песке»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Апрель

1«Угадай чей след».

Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2«Украшение отпечатка ладошки»

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

3«Узоры из камешков»

Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Май

1«Сказки»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

2«Сочиняем сказки»

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

3«Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

4«Мы ищем клад»

Цель: развивать зрительную память, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"

Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....

Краткосрочная образовательная практика "В гостях у сказки"

Развитие творческих способностей детей, посредством театральной деятельности....

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Презентация для педагогов ДОО по теме  "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...