Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
консультация по психологии

Помочь своему ребенку адаптироваться к детскому саду проще, чем может показаться на первый взгляд. Особенно, если подойти к подготовке заблаговременно. Описанная в статье игра является простым и действенным способом такой помощи. Ребенку очень важно составить свое представление о том месте, куда он вскоре отправиться. Играя с ним, вы поможете ему это сделать, а, следовательно, уменьшить тревогу и сделать поступление в детский сад более комфортным для всех членов семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду

«Детский сад для зверят».

Основная цель этой игры – формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно, до реального поступления. В идеале, в процессе подготовки, у ребенка должно формироваться ощущение значимости поступления в детский сад. Такое ощущение подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а, следовательно, стремлением ребенка попасть туда.

Необходимое для проведения игры

  1. Конструктор/кубики
  2. Игрушечная мебель/предметы, ее замещающие
  3. Фигурки животных с детенышами (любые другие фигурки, в которых будет понятно, кто взрослый, а кто ребенок)
  4. Маленькие игрушки, книжки для «группы»

   Проведение игры.  

Из конструктора или кубиков строится «периметр» детского сада (раздевалка, группа, спальня, туалет). В «помещении» есть мебель или предметы ее замещающие. В группе есть воспитательница (фигурка животного).

Сюжет: каждый день животные приводят своих детенышей в детский сад, их встречает воспитательница, зверята моют копытца и лапки, едят, играют, гуляют, спят и т.д. А дальше разыгрываются различные сюжеты «садовской» жизни. Все, вплоть до конфликтов и шаловливого поведения.

Задачи:

  1. Ознакомительная: рассказать и показать ребенку в игре, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.
  2. Формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а также формировать у ребенка навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста.
  3. Диагностическая. Ее использование целесообразно тогда, когда ребенок поступил в детский сад и появились негативные эмоции, для выявления и коррекции зон проблем ребенка (они могут быть бытовыми: сон, еда, туалет, одевание, либо коммуникативными – проблемы при взаимодействии с воспитателем и сверстниками).

Исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, подбирается набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры. Так же сюжеты подбираются исходя из тех задач, которые стоят данной ситуации (формирующая, ознакомительная, диагностическая). Кроме того, необходима эмоциональная вовлеченность ведущего взрослого для формирования ответной реакции у ребенка на все проигрываемые события, получения эмпатического переживания.

Количество пар «мама – ребенок» не должно быть меньше 5, но и не больше 10. Для роли воспитателя выбирается наиболее крупная игрушка, в зависимости от предпочтений ребенка.

Игру можно предварить таким рассказом: «Это «Детский сад». Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. И с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают книжки, водят хороводы. Когда ребенок утром приходит в садик, воспитатели его встречают».

Можно разыгрывать абсолютно любые сюжеты. Но, логичнее сфокусироваться на эмоционально напряженных ситуациях.

Сюжет 1. Приход в сад, расставание с мамой

Основные задачи: знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет на время расстаться. Ознакомление с рядом правил этикета и быта в детском саду.

Сюжет должен быть разыгран исключительно в радостных тонах. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.

Если в дальнейшем, при посещении детского сада ребенка появились слезы или он стал свидетелем чужих слез, то этот эмоционально напряженный сюжет будет полезно ввести в игру.

Проигрывание доброжелательного подведения родителя, воспитателя и других детей (сперва с участием взрослого, а затем проигрывание ребенком самостоятельно) станут уже личным опытом с благополучным исходом пережитым ребенком.

Фигурки «мам» не должны исчезать из поля зрения ребенка. Лучше, чтобы краем глаза ребенок мог их видеть. Это будет демонстрировать ребенку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко.

Сюжет 2. Свободная игра детей

В игре стоит демонстрировать, что общением в группе управляет не только воспитатель, но и сами дети являются его активными участниками. Дети могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой.

Основные задачи: показать ребенку, что в детском саду будет много игрушек, и таких, каких нет дома, и с ними тоже можно играть. Наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный опыт общения.

Сюжет 3. Конфликты

 Конфликты между детьми происходят часто, особенно пока они еще не привыкли и не познакомились друг с другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социально взаимодействия, обладают разным опытом общения со сверстниками.

Основная задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумном и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия. 

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (другую вещь) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого.

Объясняется это наличием детского эгоцентризма (особенно в младшим дошкольном возрасте), неумением вставать на точку зрения другого, шаткостью понятия «чужое».

Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослыми на глазах ребенка как можно натуральнее -  с писками, возмущениями. На помощь потерпевшему должна прийти воспитательница.

- Отнимать нельзя! – может сказать «воспитательница». – Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Закрепление понятий «занято» и «свободно» будет полезно ребенку, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть. Эти понятия сопутствуют человеку всю жизнь. Надо учиться уважать «занятость» также времени и мыслей других людей.

Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т.к. запреты на ограничение свободы и пространства других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях ближнего (не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин). При чем и в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатичными, чтобы вызывать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией.

Сценарий с ребенком – драчуном. В разыгрывании подобного сюжета ребенку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является воспитатель. Если же у самого ребенка возникает желание нападать на других, то в игре есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям.

 Сюжет 4. Возвращения родителей

Игра всегда завершается приходом родителей за своими малышами. Этот сюжет призван выработать в ребенке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребенка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.

Диалог между «мамой» и «малышом», доброжелательные замечания «воспитательницы» должны подвести итог этого интересного дня. Вообще роль воспитателя в игре в основном должна быть правило устанавливающей и подытоживающей все элементы сюжетов. «Воспитатель» хвалит детей за совместную игру, послушание. 

Данную игру использовали многие родители с детьми, и большинство отмечали положительную динамику. Также  применялась игра не только в адаптации, но и в различных сложных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду

    Основная задача игр в период адаптации в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,...

Игры в помощь в адаптации ребенка к детскому саду

Публикация"Игры в помощь в адаптации ребенка к детскому саду"...