Семинар-практикум "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"
методическая разработка по психологии (средняя группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Игротерапия является отличным средством развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Правильно мотивируя и организуя для  ребенка  увлекательные игры и задания, можно добиться многих результатов. Со стороны кажется, что малыш просто играет, но для нас, педагогов, в своей игре он добивается поставленных нами целей и задач. Немного теории и практика для развития познавательных процессов в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД1: Консультация для педагогов по теме: «Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста».

СЛАЙД 2:                                                                               «Сделать серьёзное занятие

для ребенка занимательным

-  первоначальная задача обучения»

 К.Д.Ушинский

I Теоретическая часть.

В Википедии «Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой, семейной и т. д. При этом игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста».

СЛАЙД3: С. Л. Рубинштейн отмечал, что «игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития».

По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

        

Вы не задумывались, какое значение в жизни наших детей имеют игры? А ведь это самое интересное в мире занятие и самый лучший путь к избавлению от страхов и к умению общаться.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы.                              СЛАЙД4:   Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн. А одной из первых ее стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

          СЛАЙД5: Игровая терапия разнообразна и очень интересна. Она позволяет мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы. Так, малыш, рисуя свой дом, свою семью, символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к решению проблемы – назвать ее. Или возьмем ролевую игру. Девочка играет в куклы. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только педагог, но и сам родитель может выяснить, что тревожит ребенка, что ему нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Куклы «чокаются» чашками и дерутся-повод приглядеться к семье. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах. Наблюдения за детьми во время игры нам позволяют выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения.

СЛАЙД 6: Виды игр:

 - сюжетно-ролевая,

- режиссерская,

- игра-драматизация,

- игра с правилом,

- дидактическая игра.

         В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.

СЛАЙД 7: Игротерапия выполняет следующие функции:

1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;

5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

СЛАЙД 8: Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:

1. Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Формирование навыков культурного поведения.

5. Обогащение представление об окружающем мире,

6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.

В работе с детьми основными помощниками в игротерапии являются разные технологии, которые активно способствуют развитию познавательной сферы, и коррекции поведенческой сферы детей.

СЛАЙД 9: Виды технологий в игротерапии:

Песочная терапия – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу и песочные столы в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя различные рисунки из песка, придумывая различные истории, мы органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Музыкотерапия она включает в себя четыре основных направления лечебного действия: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и особенностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.

Глинотерапия. Показателями реабилитационной эффективности пластикотерапии (пластические материалы) служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность материалов (глины и пластилина) позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние.

СЛАЙД 10: Сказкотерапия. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Изотерапия.  Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение.

Техника "Фототерапия". Применение фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Трудотерапия. Общеукрепляющая терапия направлена на отвлечение мыслей ребенка от болезни, на улучшение его моторики, развитие умелости, повышение жизнедеятельности организма.

СЛАЙД 11: Основные принципы взаимодействия в процессе игровой терапии:

  • Принятие ребенка таким, какой он есть.
  • Выстраивание теплых взаимоотношений с ребенком.
  • Создание атмосферы разрешенности, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств.
  • Распознание истинных чувств ребенка, умение их отражать.
  • Уважение прав ребенка и создание условий для самостоятельного решения ребенком проблемных ситуаций.
  • Взрослый не пытается направить действия ребенка, ребенок задает направленность, а взрослый действует за ним.
  • Взрослый накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознал реальность происходящего и свою часть ответственности.

СЛАЙД 12:                       II. Практическая часть.

Развитие памяти

-Зрительной памяти:

- Игра, «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

- Игра «Запомни картинки» 

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить 10 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, затем картинки перевернуть(закрыть) и все по-очереди называют те картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.

-Игра с карточками и камнями Марблз.

На развитие зрительной памяти, внимания, умение строить по образцу, мелкой моторики, сенсорного восприятия.

У детей на столах лежат камни Марблз. Я показываю им карточку с нарисованными точками в течении 5 секунд. Дети смотрят, запоминают. Затем должны разложить камни в том же количестве и в таком же порядке, как и на карточке. Положи столько камней, сколько точек на карточке. Запомни узор на карточке и выложи по памяти.

-Развитие слуховой памяти

- Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

СЛАЙД 13:                       Развитие внимания:

        Игры «Лабиринт», «Перепутанные линии», «Найди отличия», «Змейка», «Корректурная проба», «Графический диктант» (ориентировка на плоскости (в коридоре по клеткам ходим), на листе бумаги. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук), «Продолжи ряд», «Помоги герою дойти до дома».

- Игра «Найди лишнее»

Возраст: от 4 лет

Цели: повышает концентрацию внимания детей и сообразительность, а также улучшает слуховую память.

Задание простое — вы читаете ребёнку небольшой текст, а он хлопает, если слышит неподходящие, “лишние” слова. (Например, сидели на ветке три птички: снегирь, синица и мартышка. Рядом пролетал мальчик Витя. Услышал он, как птички крякают, и остановился, настолько красиво звучало их пение!).

СЛАЙД 14:                      

-Игра с прищепками 

Цель игры: Развитие мелкой моторики, развитие координации движений, закрепление знаний цвета и величины, развитие внимания, умение работать по инструкции, запоминать инструкции, ориентировка в схеме собственного тела.

Ход игры: Используем прищепки разного цвета и размера. Цепляем прищепки на одежду (рукава, юбка, воротник и т.п.) Можно надевать и снимать прищепки по инструкции:

Прицепи прищепку синего цвета правой рукой на левый рукав и т.п. Сними большую зеленую прищепку с правой штанины левой рукой и т.п.

-«Шагаем по кочкам» 

Цель игры: Развитие общей моторики, координации движений, способность удерживать инструкцию и действовать согласно инструкции.

Ход игры: Нам понадобятся две небольшие картонки или 2 коврика сенсорных. Надо перебраться на другой берег реки по волшебным кочкам. Мы должны встать на одну, а другую поставить перед собой и шагнуть на нее, затем взять первый коврик, поставить перед собой и шагнуть на него. И действовать так снова и снова, пока не окажемся на другом берегу реки.

-Можно усложнить задание в целях развития коммуникативных навыков, умение договариваться: надо парой перебраться по 2 кочкам.

-Малоподвижная игра на внимательность и сообразительность «Пожалуйста…»

Выполняйте мои просьбы только если я попрошу «пожалуйста». Итак, встаньте, пожалуйста.    Сядьте, пожалуйста;   пожалуйста, поднимите правую руку; а теперь левую руку поднимите (должны не поднимать ее).

-Малоподвижная игра «А теперь…» 

Участники садятся на стулья в полукруг. Ведущий просит всех выполнить какое-нибудь действие: встать, сесть, поднять руку. Игроки выполняют его команды, НО если в начале предложения произнесены слова «А теперь…», то они игнорируют задание ведущего. Например, по команде поднимают правую руку, затем левую, а после фразы «А теперь обе руки опустить», продолжают держать руки поднятыми. Побеждают самые внимательные игроки.

СЛАЙД 15: Развитие логического мышления:

- Игра «Что лишнее?» 

Дети выбирают лишний предмет на картинках и объясняют причину, классификацию называют. Можно на лишний предмет положить камешек Марблз.

-А можно с мячом играть, на слух, ребенок ловит мяч и называет лишний предмет. Надо определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним.

Например, дождь, снег, бумага (природные явления); море, песок, чайник;    утро, вечер, 56 (время суток);   дыня, яблоко, стакан; мороз, вьюга, январь (признаки погоды);  дверь, ковер, окно;   море, река, бассейн. и т.д.

-«Пройди по геометрической фигуре по определенному цвету» (на закрепление геометрических фигур, цвета, сенсорная интеграция, моторику, внимание и мышление.)

-Игра «Разложи по группам».

На столе разложить много карточек по лексической теме, дети должны за определенное время разложить по группам (транспорт: наземный, воздушный, водный или по временам года).

-«Найди похожее»

 Игра на развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

- «Бывает и не бывает» 

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими. Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мяч. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим, игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы; дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;  ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;  подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

СЛАЙД 16: видео Игра «Разложи камни Марблз в соответствии с точками на карточках»

СЛАЙД 17: Развитие межполушарного взаимодействия.

-Двуручное рисование 

На развитие межполушарного взаимодействия, внимания, координации движений.

-«Построй по образцу, по показу, по инструкции» (для развития переключения внимания).
-«Собери пирамидку одновременно двумя руками»…

-На листах одновременно двумя руками; усложнить-повторяя кот-ток.

- «Собери пирамидку одновременно двумя руками»,

СЛАЙД 18 видео-«Построй по образцу, по инструкции» (для развития переключения внимания).

- СЛАЙД 19:  Кинезиологическая гимнастика, «Найди одновременно двумя руками предмет в песке», в паре закрути крышки (дети обнимают друг друга и работают 2 руками вместо четырех).

СЛАЙД 20:  На песке рисуем обеими руками разные геометрические фигуры и узоры, по карточкам.

СЛАЙД 21 - видео: Одновременно двумя руками раскладываем из посудки на стол от середины  фишки(крышки) или мозайку в определенной последовательности. транственные представления, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю, зрительная гимнастика)

СЛАЙД 22: Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…». Поэтому наша задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Спасибо за внимание!

1. Развитие познавательных процессов:

Дидактические игры — одно из средств развития познавательной деятельности ребенка (дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, напр. «Найди отличия»);

сюжетные и ролевые игры (способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения);

нейропсихологические игры и упражнения (позволяют сформировать недостающие нейронные связи, например, игра «Колено – локоть», цель: активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-обусловленный уровень мышления)

Примеры игр: «Фотограф», «Крестики – нолики», «Корректурная проба», «Наведи порядок», «Я знаю…», «Кулак – ладонь», «Рисуем под диктовку…», «Что нового?», и т.д.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы, самоконтроля и саморегуляции    поведения:

Игры помогают стабилизировать эмоциональный фон; научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей; совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями

Примеры игр:

  • «Лица»;
  • «Встаньте все те, кто…»;
  • «Есть или нет?»;
  • «Мимическая гимнастика»;
  • «Запретное число»;
  • «Прошепчи ответ»;
  • «Дарим свое тепло»    

3. Коррекция импульсивного и агрессивного поведения, снятие психоэмоционального напряжения (помогает настроить детей на установку положительного отношения к окружающим; научить детей справляться со своими отрицательными эмоциями, выплёскивать гнев, злость; научить взаимодействию друг с другом, умению разрешать конфликты; формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения)

  • песочная терапия
  • музыкотерапия (прослушивание классической музыки);
  • психогимнастика;
  • «Мешочек крика», «Стаканчик крика»;
  • «Прокати шарик»;
  • подушка-антистресс
  •  «Лава-лампа» (релаксация).

4. Игры на развитие мелкой моторики и двигательно-моторного внимания

(помогают развивать мелкую моторику рук, используя графическую деятельность, вырезание ножницами по контуру, манипулирование мелкими предметами)

  •  гимнастика для глаз;
  •  игры на снятие мышечного напряжения;
  •  дыхательные упражнения;
  •  игры на развитие вестибулярно-моторной активности;
  •  кинезиологические упражнения
  •  пальчиковая гимнастика

Таким образом, игра является  эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…». Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это  актуальная задача...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы

Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста" опыт работы...