АВА - терапия (прикладной поведенческий анализ)
статья по психологии

Сафронова Татьяна Петровна

Чаще АВА-терапия используется как эффективнейший инструмент работы с коррекцией поведения особых детей. Прямой перевод этого термина, состоящего из английской аббревиатуры, означает прикладной поведенческий анализ. Эта технология позволяет значительно за небольшой срок скорректировать поведение человека с ментальными нарушениями, а если ее использовать в коммуникации с массовыми обычными детьми, то работает она моментально. ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРУЕТСЯ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ava_terapiya.docx138.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагоги России: инновации в образовании»

ABA – терапия

APPLED BEHAVIORAL ANALYSIS

ПРИКЛАДНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Уважаемые коллеги!

Поскольку, цель этого методического пособия – простым языком дать понять педагогу, что такое АВА-терапия, а также дать возможность сразу, опираясь на это пособие, попробовать технологию в действии, каждый раздел иллюстрируется примерами. Для того, чтобы вам было легче усвоить эти примеры, мы вынесли сюда краткий словарь терминов АВА-терапии, и просим вас начать чтение именно с этого раздела.

Поведение - продукт окружения человека, основанный на мотивации человека по отношению к окружающей среде. Поведение всегда можно измерить. Любое поведение функционально. То есть: для чего-то нужно, имеет цель.

Команда - задание тьютора, родителя, учителя, которое отрабатывается в процессе терапии.

Подсказка - это инструмент, который позволяет ребёнку, который не имеет представления о том, как что-то делать, подойти к нужному нам результату. Подсказки мы используем как дополнительную помощь, чтобы начать поведение или произвести поведение.

Подкрепление - это то, что усиливает поведение, награда за поведение (похвала, конфета, возможность игры на планшете и.т.д). Подкрепление поднимает количество поведения и увеличивает вероятность того, что поведение будет повторяться.

Избавление - отъем подкрепления. Избавление необходимо для дальнейшего естественного воспроизведения поведения в натуральной среде вне коррекционного и образовательного процесса.

Наказание - это то, что делает поведение наименее вероятным в будущем. В классическом виде наказание запрещено в АВА-терапии. Наказание заменяют методами ослабления нежелательного поведения.

Поведенческая цепочка - разделение поведения на микродействия. Расширенная инструкция к выполнению просто действия (например, для команды «Помой руки» поведенческая цепочка будет состоять из 11 звеньев).

ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ

Говоря об обучении детей с ментальными нарушениями, часто произносят название «АВА- терапия». Еще чаще АВА-терапия оценивается как эффективнейший инструмент работы с аутистами. Прямой перевод этого термина, состоящего из английской аббревиатуры, означает прикладной поведенческий анализ.

Перед тем, как переходить непосредственно к анализу, давайте разберемся, а что, все-же означает термин «поведение», и дадим определения другим важным терминам.

Поведение – это то, что мы можем измерить. Это то, что всегда основано на мотивации по отношению к окружающей среде. Есть еще такой способ определения поведения, как тест умершего человека: абсолютно все, что умерший человек не может сделать - это поведение.

Принципы поведения:

  1. Поведение - продукт нашего окружения.
  2. Любое поведение основано на мотивации.
  3. Поведение сформировано и поддерживается результатами поведения.
  4. Прошлые поведения показывают, что ожидать от будущих поведений.

А что такое НЕ поведение? Это чувства, мысли, физиологические ответы.

Поскольку аутизм - синдром определенных поведенческих дефицитов и определенных поведенческих избытков. Именно поэтому эффективным инструментом в работе с ним является АВС-анализ.

Поведенческий анализ - это то, как можно изменить то, что вызывает поведение и инструкция как можно изменить непосредственно само поведение. Если я буду методично делать так, что в результате моих действий, которые будут ответом на ваше поведение, вы будете чувствовать неудовлетворение, то ваше поведение сойдет на нет. Если я буду поощрять какое-либо ваше поведение, то вы будете выдавать его постоянно. Поведение будет улучшаться и прогрессировать.

Задача поведенческой терапии – влиять на источник поведения. Влиять на то, что вызывает поведение. То есть мы анализируем и изменяем окружающую среду.

Для анализа используем простой инструмент: АВС-анализ.

А

В

С

ДО

ПОВЕДЕНИЕ

ПОСЛЕ

Изучаем источники поведения.

Изучаем поведение.

Влияем на то, что вызывает поведение.

Анализируем и изменяем окружающую среду.

В первую очередь, нас интересует ТО, что происходит ДО поведения.

В рамках поведенческого анализа мы рассматриваем поведение аутиста как продукт его окружения.

Давайте посмотрим АВС-анализ на примере начального погружения в терапию:

Одним из начальных упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку простую команду, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после дает поддержку («Молодец!», «Умница!»). Сделав несколько совместных попыток и получив массу похвалы и восторга педагога, малыш пытается совершить действие без подсказки, появляется мотивация-сделать лучше. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает более серьезную поддержку (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку, и лишь немного усиливают поддержку, мотивируя ребенка на старание. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, переходят к другой команде.

Цепочка АВС-анализа

А

В

С

ДО

ПОВЕДЕНИЕ

ПОСЛЕ

Попросили понять руку

Поднял руку вместе с рукой учителя

Похвалили

Хвалят за поднятие руки

Поднимаю руку еще раз

Хвалят, угощают

Хвалят и угощают, просят сделать самостоятельно

Сделал самостоятельно

Хвалят, угощают, дали интересную игрушку

Через такую цепочку мы формируем у ребенка мотивацию выполнять команды специалиста, родителя, педагога. То есть формируем навык ответа на команды окружающей среды.

В первую очередь, нас интересует ТО, что происходит ДО поведения. А вся наша терапия будет направлена на С – на коррекцию того, что должно происходить с нашей стороны после поведения ребенка.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Какое поведение мы будем менять?

Поведение, которое мы будем менять, называется целевым.

Определение целевого поведения включает в себя три составляющих:

  1. Безопасность (поведение может привести к травмам человека и/или окружающих);
  2. Обучение (поведение мешает обучению этого человека и/или окружающих);
  3. Социальная адаптация (поведение мешает заводить друзей и участвовать в социальной жизни).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Любое поведение всегда состоит из определённых цепочек действий. Например, когда мы говорим команду «почисти зубы», то ребенок должен зайти в ванную комнату, подойти к раковине, взять щетку, взять пасту, открыть воду, намочить щетку, нанести пасту на щетку, закрыть пасту, положить пасту, непосредственно почистить зубы, прополоскать рот, помыть щетку, поставить щетку на место, закрыть воду.

Поэтому, нам нужно учитывать цепочки и, когда мы учим аутистичных детей, разбивать поведение на звенья.

В 90% случаев ребенок с РАС не может взять всю поведенческую цепочку целиком.

И нам нужно понимать, что когда мы учим ребёнка какому-либо новому поведению, то мы должны дать ему расписание этого поведение.

Если это читающий ребенок, то у него будет печатная инструкция.

Если это ребенок, который работает с карточками, то у него будут карточки.

Прежде чем научить ребёнка понимать композицию, нужно научить его понимать компоненты.

Процедура урока также часто состоит из поведения и расписания цепочки поведения, которая разбита на составные звенья.

Например, в процедуре мытья рук 11 шагов. Если вы ребёнку с РАС не положили карточку

«закрой воду», то вода будет вытекать сколько угодно времени. Он не закроет воду без подсказки этого звена. Потому что в мироощущении у аутиста действия «мыть руки» и «закрыть воду» могут быть вообще никак не связаны.

Создавая цепочки, мы можем проанализировать, какое звено в цепочке самое слабое. В итоге, откорректировав одно звено, мы можем получить сразу удовлетворительное поведение всей цепочки.

На начальном этапе отработки поведения ребёнку необходимо команда и поддержка на каждом звене. То есть, мы сначала будем говорить: «Открой кран» и далее будет мотивационная часть: «ой какой ты молодец, у тебя получилось открыть кран». Затем мы скажем: «набери мыло» и обязательно похвалим ребёнка за то, что он умница и набрал мыло. Далее мы снимем все поддержки в рамках внутренних звеньев цепочки.

То есть, позже мы не будем уже давать поддержки и не будем обращать внимание на звенья цепочки. Мы будем давать поддержку - мотивационную часть по окончанию всего поведения.

Каждому новому поведению нужна расписанная цепочка. Для того, чтобы это было легче понять – примерьте это на себя. Если вы купите новую мебель, то там будет инструкция по ее сборке – это ваша цепочка поведения. Если вы стряпаете пирог по рецепту - это тоже ваша цепочка поведения.

КОМПОНЕНТЫ АВА-ТЕРАПИИ

  • Позитивный подход

Исключительно спокойный, приветливый тон, без раздражения.

Давайте посмотрим на простом бытовом примере. Предположим, мама готовит что-то на кухне, а ребенок занят в дальней комнате. Мама зовет: «Петя, иди ко мне!». Что делает мама, если ребенок не реагирует? Кричит сильнее и громче «Петя, иди ко мне!». Что делает, если Петя и во второй раз проигнорировал? Истошно орет: «Петя!!!».

Можем мы позволить себе такое поведение мамы в АВА-терапии? Нет. В нашей ситуации мы поступим так:

Когда мама один раз позвала Петю, и он не пришел, мама оставит на время свои дела, спокойно и улыбаясь дойдет до комнаты Пети, ласково, но твердо возьмет его за руку и молча доведет его до кухни (даст полную физическую подсказку, что нужно делать). После мама скажет Пете: «Солнышко, я сказала: «Петя, иди ко мне!». Значит, нужно делать так. Ты умница! Молодец, что пришел!».

  • Обучение в натуральной среде

Каких бы результатов не добился тьютор с ребенком на занятии, это абсолютно бесполезно, пока это не вынесено в реальную среду. Кроме  того, мы меняем поведение не вообще (например, чтобы он стал лучше), а до тех пор, пока оно не становится полезным. То есть, если мы научили ребенка считать деньги за столом, но ни разу не поэкспериментировали в магазине – значит, грош цена его знаниям и нашей работе. Мы должны довести уровень знаний до той поры, пока это не начнет приносить пользу. При этом нам надо закрепить поведение таким образом, чтобы оно осталось таким вне зависимости от среды, окружения и других внешних факторов.

  • Предоставление коммуникации

Основной фокус начальных АВА-программ - это коммуникация. 90% аутистов дают нежелательное поведение из-за отсутствия навыка коммуникации. И это понятно: если у меня нет речи, и мне засовывают в рот невкусную кашу, то я столкну на них тарелку. Если ты просишь сделать меня то, что мне непонятно, то я закричу и буду кричать до тех пор, пока ты не оставишь меня в покое. Если ты пытаешься на меня одеть то, что мне колется, а выразить этого я не могу, то я буду дрыгаться и кусаться, пока ты от меня не отстанешь. Когда у ребенка нет коммуникации - его поведение становится его коммуникацией. Если мы дадим ребенку способ коммуникации, то у ребенка значительно улучшиться поведение.

Например, если аутист – читающий ребенок, то мы предложим ему такой вид коммуникации как карточки. «Не хочу», «Я устал», «Еще», и так далее – пусть ребенок имеет возможность дать нам неречевой сигнал. Тогда появится коммуникация и улучшится поведение. Причем, очень часто даже вербальные дети с удовольствием используют карточки, как инструмент коммуникации. При этом, если ребенок показал карточку «я устал», то для педагога или родителя это должно быть законом – мы должны дать ребенку отдых беспрекословно, показывая тем самым, что такой метод общения эффективен.

  • Банк данных АВА

АВА основывается на банке данных. Мы собираем данные о том, какое было поведение ребенка, пока мы не начали с ним работать. Мы собираем данные о поведении ребенка в период конкретной работы. Мы постоянно собираем все данные: частота поведения, продолжительность, сила и т.д. ЗА КАЖДЫМ ЗАНЯТИЕМ ДОЛЖЕН ИДТИ ШЛЕЙФ ДАННЫХ, статистики. Мы изучаем поведение в реальности.

После первого анализа мы все поведение делим на поведенческие моменты. От какого вида поведений надо избавиться? Сколько видов поведений надо улучшить? Что является первостепенным на данный момент? Сразу обратите внимание, на то, что, если вы возьмете больше трех поведений, вы не справитесь.

Давайте разберем пример анализа. Частая поведенческая беда аутистов в подростковом возрасте - мальчик внезапно на улице подходит к незнакомым женщинам и трогает их за грудь. И, почему-то, принято, без анализа, сразу же связывать это с половым взрослением. Начинаем собирать данные. Частота такого поведения? Какие это женщины? Их возраст? Во что они одеты?

На одном из подобных анализов мы поняли, что 14-летний мальчик трогает только тех женщин, у которых на кофте нарисован герой мультфильма Диснея. Ему нравятся эти мультики, он хочет прикоснуться ко всему, что с ними связано.

Соответственно, мы понимаем, откуда эти стихийные всплески и начинаем коррекцию.

  1. Мы размещаем в комнате у ребенка планшеты, плакаты и другую атрибутику с героями мультфильмов Диснея.
  2. Если наш ребенок воспринимает речь - пишем социальную историю. «Людям не правится, когда их трогают руками. И если их кто-то трогает руками, то они не хотят дружить с этим человеком. Я хочу, чтобы со мной дружили. Я не буду никого трогать руками, даже если на нем изображен мой любимый герой мультфильмов. Если я не буду никого трогать руками, то вечером на 10 минут мама даст мне играть в планшед». Читаем ему историю 3 раза в день.
  3. На каждую не потроганную женщину говорим ему: «Молодец! Мне нравится, что ты держишь руки при себе!». Заметили? Мы не говорим ему: «Мне нравится, то ты не трогаешь женщин!». Мы не называем поведение. Мы хвалим обратное. В технике АВА нельзя хвалить в формулировке «Мне нравится, что ты НЕ делаешь так-то».
  • Функциональный анализ

Разберем конкретную ситуацию. Ребенок дома нормально себя ведет, а в школе у него плохое поведение: закрывает уши, залезает под парту, не слушается. Что вы можете сделать? Без партнерства с родителем - практически ничего. Вы не можете убрать то, что вы не можете контролировать и анализировать.

Но нет поведения без мотивации. Ели в школе у ребенка такое поведение, значит, ему это выгодно. Частая проблема: ребенок все время урока проговаривает фразы из мультфильма (рвет бумагу, ходит на носочках). Обычно его ругают, сокращают время и дозволенность таких моментов, но и занятие прекращают. А в АВА-терапии - это мотивация. Есть время учебы и время награды. Во время награды ты можешь делать свое любимое дело дозволено. То есть мы говорим ребенку, что он занимается определенное время, а потом мы даем ему журнал, и он его может дозволено порвать. Или может после урока 10 минут громко кричать свои любимые фразы из мультика, или сидеть и раскачиваться – что угодно, любое излюбленное состояние аутиста, которое все привыкли одергивать.

  • Технологическая карта

Технологический процесс базируется на принципе максимальной доступности и максимальной детализации. Все процедуры, которые мы делаем, мы расписываем по деталям. Если с ребенком работает не один педагог, а несколько специалистов и мама, то все должно быть прописано до малейших деталей.

Например, мы учим ребенка узнавать 4 синих карточки из 10 карточек разных цветов. Тогда, в технологической карте, мы должны указать, каким образом должны быть выложены карточки. Потому что, если один педагог будет выкладывать карточки «солнышком», а другой

«паровозиком», то вполне вероятно, что ребенок будет давать разный результат, и график выполнения задания будет скакать. Не потому что ребенок не понял команду, а потому, что он может зрительно взять только определенный квадрат поверхности и еще не обладает навыком перемещения зоны зрения.

  • Участие всех членов семьи в коррекции

В АВА-терапии нет секретов. ВСЕ ЗНАЮТ ВСЕ: одинаково владеют информацией тот, кто написал программу обучения: тьютор, учитель, родитель, бабушка и т.д.

Все говорят на одном языке, с одними терминами. Все участники процесса одинаково понимают термины: «подкрепление», «поддержка», «подсказка».

И если, например, принято решение, что теперь шоколад – это высшая мера подкрепления, которая дается только за выполнение сложного задания у педагога, то это должно означать, что мама дома ни при каких обстоятельствах теперь не может дать ребенку шоколад.

СОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА

В АВА-терапии стандартно индивидуальный образовательный план предлагает педагог. То есть он предлагает цели, а родители принимают цели и обязуются над ними работать. При этом, работа родителей (обученных родителей!!!) – это не только выполнение упражнений – это еще и серьезный сбор данных, отчетность перед педагогом.

Родственники выступают анализаторами среды. То есть нам необходимо иметь ученика, который в состоянии на нас реагировать. Мы, со своей стороны создаем благоприятные условия для обучения: удобный стул, хорошее освещение и т.д., а родственники создают благоприятную домашнюю обстановку и сообщают вам о ее изменении. Если ребенок пришёл к вам, обливаясь соплями, - он не будет на вас реагировать. Или он не позавтракал дома. Или не спал ночь. Или ему поменяли лекарство. Все изменения условий среды должны быть вам известны.

Форма ежедневной анкеты:

Имя

Дата текущего занятия

Дата прошлого занятия

Соматическое состояние

Специализированная терапия

Особенно отметить добавление или отъем медикаментозных препаратов

Питание и диета

Особенно отметить нарушение безглютеновой и безказеиновой диеты

Сон

Моральное состояние

Особые ситуации

Ребенок передается педагогу каждый раз в сопровождении анкеты.

Первоначально вырабатывается план на полгода. За стол садятся все люди, которые будут работать с ребенком. Даже бабушка и сестра.

План такого собрания очень простой:

  • анализ дефицитов (от какого вида поведений надо избавиться, сколько видов поведений надо улучшить, что является первостепенным на данный момент)
  • создание задач на период, которые будут отражать дефициты, но предположительно будут выполнимы за период шесть месяцев.

А в конце полугодия вся команда должна проанализировать: что из этого плана сделано. После этого можно ставить следующие задачи. Объективно, каждый раз нужно включать в план не более пяти поведений.

Форма сбора данных о поведении

Дайте как можно больше информации про поведение по следующим вопросам:

  • Как поведение начинается?

  • Есть ли какие-то предвестники поведения?

  • Как происходит развитие поведения после начала? Постепенно или резко поведение набирает обороты?

  • Как поведение заканчивается?

  • Когда поведение наблюдалось последний раз?

  • Как часто поведение происходит (несколько раз в день, раз в день, раз в неделю, несколько раз в месяц и т.п.)?

  • Сколько поведение длится, когда оно уже началось?

  • Насколько интенсивно поведение? Приводит ли это к каким-то повреждениям кого-то или чего-то вокруг?

  • Как поведение развивалось со временем? Когда первый раз случилось? Изменилось ли со временем что-то? Стало ли оно более интенсивным, или наоборот?

  • Что было сделано по поводу этого поведения? Проводилась ли какая-то коррекция, связывались ли родители со специалистами?

  • Наблюдается ли данное поведение у других детей этого возраста?

  • Были ли у ребенка какие-то изменения в жизни или здоровье за последнее время?

В образовательный план мы можем включить только конкретные поведения, которые мы можем измерить. Более того, указывается очень детальная задача, с указанием всех аспектов поведения и окружающей среды.

Примеры поведений для включения в образовательный план:

  • Будет производить сложение двухзначных чисел:
  • не менее 5 примеров каждый день у пяти разных взрослых и один раз в детском коллективе.
  • Улучшит математические знания по следующим пунктам:
  • не менее трех дней подряд и для не менее чем трех разных взрослых будет соотносить количество предметов с арифметическим номером;
  • будет производить вычитание без ошибок и без подсказок:
  • не менее трех дней подряд и для не менее чем трех разных взрослых.
  • Будет различать все числа в календаре от 1 до 31 и безошибочно находить дату:
  • Не менее чем три дня подряд для трех разных взрослых.

Не забываем, что основанная проблема аутиста – это коммуникация. Еще стабильность. Поэтому три дня и три взрослых.

И таких задач в нашей программе будет примерно пять. И должны они быть написаны простым языком (если честно, образовательная программа для аутиста должна быть написана так понятно, что ни о каких отсылках к ФГОС в ней речи быть не может). ВСЕ ЗАДАЧИ МЫ ДОЛЖНЫ СМОЧЬ ПРЕДСТАВИТЬ И ИЗМЕРИТЬ.

Мы не можем написать: Максим увеличит количество приветствий без подсказок в школьном коридоре в 2 раза.

Мы напишем: Максим будет не менее 6 раз за утро без подсказок приветствовать словом

«Привет» одноклассников и словом «Здравствуйте» - не менее 3 взрослых.

И каждый день мы будем собирать банк данных по каждой задаче, включенной в план. А не менее, чем раз в 6 недель, мы будем обсуждать со всеми участниками процесса наши результаты и конкретные математические значения, накопленные в банке данных. А то, где мы не можем измерить математические значения, мы из плана выкинем.

То есть, например, мы не можем написать в план: «Максим уменьшит агрессивность на уроках труда».

В чем выражается агрессивность?

Что такое агрессивность: Плевки? Крик? Кусания?

Мы пишем только то, что можно увидеть и можно посчитать.

Программа состоит из полностью законченных поведений.

Максим станет более социальным = Сходит на столько-то прогулок с детьми. Будет больше читать = Прочтет столько-то книг.

В нашей программе все подчинено форуме: «Задача + Упражнение + Анализ».

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ

Говоря о системе анализа, мы должны научить родителя давать поведению определение с точки зрения функционального анализа.

То есть, существуют поведения разной топографии, но все они используются для достижения одной цели, объединяются в единую группу, которая называется

«Функциональный класс».

Нам важно научить родителя давать правильное определение поведения.

Часто мы слышим, то ребенок:

  • ведет себя плохо;
  • капризничает;
  • не слушается;
  • не понимает;
  • балуется;
  • грубит и т.д.

Такое определение нам не поможет в нашей работе. Мы не можем конкретно представить, что происходит. И нам нужно сделать общение педагога и родителя предельно понятным и конкретным. Кроме того, наблюдать за поведением – означает, знать, что наблюдать.

Правила ведения наблюдения на поведением:

  • определение должно быть объективным, относиться только к тем характеристикам поведения, которые наблюдались и, если необходимо, то и к параметрам окружающей среды;
  • все высказывания, включающие в себя двусмысленные термины типа “ребенок показывает заинтересованность”, “старается помочь”, “переживает” и так далее - должны быть так же определены в операбельных (измеримых) терминах;
  • определение должно быть четким и понятным, поведение должно быть описано таким образом, чтобы любой человек, прочитавший такое определение, мог начать наблюдение и запись результатов наблюдения;
  • определение должно быть законченное, описывающее поведение полностью: что включено в границы поведения, а что не включено.

Например:

  • Физическая агрессия - это поведение включает в себя укусы рук, кистей, ладоней других людей, хватание и дергание за волосы других людей, щипание, пихание других людей и другие действия, которые могут привести к травмам или неприятным ощущениям у других людей. Поведение следует отмечать, если вы наблюдаете одно или несколько из перечисленных действий. Считайте, что поведение закончилось, когда ни одно из перечисленных действий не наблюдалось вами в течение 10 минут.
  • Истерика – ребенок производит крик после того, как взрослый попросил его закончить играть на компьютере и перейти к другому действию. Крик бывает такой степени, что слышно в соседней комнате при закрытой двери. Так же в это поведение может входить произнесение слов типа «отстань», «заткнись», «не хочу с тобой разговаривать» и тому подобное. Так же может включать в себя сквернословие. Поведение длится около 10 минут, если ребенок предоставлен самому себе. После чего ребенок изолирует себя в комнате еще на 15-20 минут.
  • Отказ следовать инструкции: Ребенок говорит: «Нет», «Не пойдем», «Будем дома» после инструкции «Пойдем гулять» или «Пойдем одеваться». Так же он может отодвигаться в пространстве от мамы или убегать от нее. Поведение заканчивается, когда ребенок начинает одеваться сам или с помощью мамы.

При этом, при серьезном анализе, мы можем проследить, что поведение ребенка преследует всего две основанные функции. И наша задача – найти эти функции.

Цель поведения:

  1. Получение чего-либо:
  • предмета,
  • возможности заниматься каким-то делом,
  • внимания, похвалы, поддержки,
  • сенсорной стимуляции.
  1. Избегание чего-либо (всего вышеперечисленного, зачастую же неприятного или трудного дела).

Нужно помнить, что иногда поведение происходит из-за отсутствия навыка. Например, ребенок отказывается идти гулять не потому, что ему не хочется, а потому, что он не умеет завязывать шнурки на ботинках.

АВС-АНАЛИЗ ЦЕЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Как только мы начинаем записывать то, что происходит, мы начинаем спокойнее относиться к поведению. К чему это приводит? Высвобождается энергия для работы с поведением. Снимается эмоциональное отношение к поведению. Взамен мы должны получить ощущение, что мы можем работать с любым поведением.

Дневник анализа целевого поведения (необходим для поиска закономерностей в поведении ребенка):

ВРЕМЯ

МЕСТО

ДО

ПОВЕДЕНИЕ

ПОСЛЕ

ИНТЕНСИВНОСТЬ

  1. Дата – впишите число, когда произошло это поведение. Если поведение наблюдалось несколько

раз в один и тот же день, вы должны описать каждый эпизод. Заполняйте отдельную строку для каждого эпизода. В этом случае, дата для всех будет одна и та же.

  1. Время: Начало и окончание поведения

– впишите, когда поведение началось и когда закончилось.

Укажите, в каком месте все

происходило, если необходимо, то дайте детальное описание, в какой части комнаты, если это в комнате.

Присутствующие – перечислите всех людей, кто находился поблизости или каким-то образом участвовал в ситуации.

Вспомните и запишите все, что происходило до начала поведения. Что делал ребенок перед тем, как начать поведение, что делали вы и другие взрослые, что делали другие дети, если они присутствовали. Не бывает такого, что ничего не про исходило, потому что всегда что-то происходит. Если вы не наблюдали ребенка перед не посредственным началом поведения, то напишите, что по вашему предположению делал

ребенок (напри мер, смотрел телевизор или находился в другой комнате) и что происходило вокруг (например, сосед включил музыку или собака залаяла, или родитель зашел/вышел из комнаты). При записи того, что происходило до, надо быть объективным – не старайтесь найти причину

и написать ее (например, ребенок расстроился, потому что я была занята – это предположение

о том, что было причиной). Вы должны написать, что вы делали, что делал ребенок, а не давать оценку ситуации.

Опишите поведение, как оно выглядело. Ваше описание должно быть таким, чтобы любой человек, прочитав его, мог изобразить это поведение в точности.

Опишите здесь, что происходило после того,

как поведение началось.

Что говорили окружающие, что они делали и как на это реагировал ребенок.

Опишите, что ребенок делал, после окончания поведения и

что делали окружающие. Не давайте оценки действиям окружающих и ребенка – просто записывайте все, что происходило.

Запишите, какой интенсивности было поведение. Используйте три уровня интенсивности. Первый уровень

– это, когда поведение было наименее интенсивное

(например, ребенок кричал, но слышно его было только

в комнате или ребенок ударил другого ребенка, но на месте удара не осталось красного следа). Второй уровень –

поведение большей интенсивности (например, ребенок кричит и его слышно в другой комнате через закрытую дверь, или ребенок ударил другого ребенка,

и на месте удара остался красный след, но кожа не была повреждена). Третий уровень – очень интенсивное поведение (например, ребенок кричит и его слышат

соседи и приходят жаловаться, или ребенок ударяет другого ребенка, и надо ехать к врачу с этим пострадавшим ребенком или оказывать

ему первую медицинскую помощь).

Уровни интенсивности должны быть выбраны с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

АНАЛИЗ ВЫПОЛЕНЕНИЯ КОМАНД И УПРАЖНЕНИЙ

Разделы протокола для анализа поведений, включенных в образовательный план:

Команда

Упражнение

Подсказки

Поддержка

Перенос поддержки на конец поведения

Ограничительная линия

Случайное обучение

Протокол заводится на каждое поведение.

Для удобства, протоколу каждого поведения отводится отдельная тетрадь.

УЧЕТ ПОСТАНОВКИ КОМАНДЫ

Разрабатывая каждое конкретное упражнение, мы должны вписать в технологическую карту выполнения задания минимум двадцать разновидностей команды, которая приведет нас к нужному поведению. Это мы делаем для того, чтобы ребенок не «завис» на одной формулировке.

Например, работаем на устной речи:

  • Скажи Мама!
  • Ма.
  • Молодец! Попробуем почище! Скажи ма-ма.
  • Мааа.
  • Молодец! Ну как попробуем ещё раз! МаМа
  • Мам.
  • Вот ты умница какая! Вот молодец!

Он нам дал дополнительный звук, дал более качественный ответ. Мы будем хвалить его больше.

Всегда существует разделительная пауза + нельзя давать одинаковую команду. Что будет, если мы постоянно будем говорить: «Скажи мама. Скажи мама. Скажи мама»? Во- первых, он скоро будет реагировать только на «скажи мама», во-вторых, вы сами озвереете, в-третьих, у ребёнка будет полнейшее ощущение скуки.

Поэтому внутри одного упражнения «скажи мама» у нас будет 3-4 подхода. Не больше.

При этом, фразы мы будем менять!

Мы меняем структуру, но не удлиняем фразу:

  • Скажи мама
  • Давай ещё раз – мама;
  • Попробуем ещё – мама;
  • Молодец! Ещё раз – мама;
  • Сможешь ещё? – мама.

Я не удлиняю фразу, но я меняю структуру и интонации.

Например, мама занимается с ребенком изучением посуды на кухне:

  • Покажи тарелку.
  • Покажи чашку.
  • Покажи нож.
  • Покажи кастрюлю.

Ребенок все показывает.

Спросите его: «А где вилка?» И он зависнет. Потому что он ждет команду «Покажи».

Для нас закон – мы не используем одну и ту же команду два дня. Мы варьируем команду. Иначе мы рискуем растить роботов.

Ищите формулировки:

  • Покажи
  • Найди
  • Где
  • Потрогай
  • Дай мне
  • Возьми
  • Куда делась и т.д.

Или, например:

  • 2 плюс 3 равняется?

- 5.

  • умница!
  • а 3 плюс 2 будет?

- 5.

  • молодец!
  • а 4 плюс 1 получится?

Старайтесь избегать повторения.

Если вы хоть один раз дадите ребёнку заскучать, то он будет в дальнейшем реагировать на вас с гораздо меньшим энтузиазмом.

Кроме того, есть ситуативные команды на разовое повторение.

  • который час?
  • четыре тридцать
  • спасибо! Молодец!

Мы будем сразу снова спрашивать? Конечно, нет.

Спросите через полчаса и тогда это будет иметь смысл.

УПРАВЛЕНИЕ ПОДСКАЗКАМИ / УЧЕТ ПОДСКАЗОК

Подсказки - это инструмент, который позволяет ребёнку, который не имеет представления как что-то делать, подойти к нужному нам результату.

Пример, все детстве играли в игру «Горячо – холодно». В этой игре мы приводим человека туда, когда надо нам, где мы спрятали вещь. Без наших подсказок человек мог бы ходить кругами. Но мы своими подсказками привели поведение в нужное нам место.

Подсказки - это то, что мы используем как дополнительную помощь, чтобы начать поведение или произвести поведение. Кроме того, подсказка - как дополнительная команда. Но подсказок не должно быть слишком много. Мы не должны сделать нашего ребёнка зависимым от подсказок.

Первоначально, мы должны осуществлять контроль незапланированных подсказок.

Очень часто мы подсказываем там, где подсказки не запланированы, например, параллельно с словами, показываем жестом:

  • садись на стул;
  • выйди вон;

Мы не знаем – понял ли он нашу команду или жест.

Как только ребёнок использовал подсказку в первый раз - тут же убираем подсказку и смотрим, может ли он использовать команду независимо.

Если сделал без подсказки три раза подряд, то больше мы к подсказке не возвращаемся.

Базовые визы подсказок:

  • физическая
  • частичная физическая
  • текстовая
  • вербальная
  • визуальная
  • частичная вербальная

Визуальная подсказка:

Часто бывает так, что ребенку все время приходится напоминать то, что он должен сделать. Например, неоднократно просить его надеть носки или обуться. Нам приходится постоянно повторять: «Одень носки. Ты одел носки? Да одень же носки». Все это называется вербальными подсказками, и от них очень тяжело уйти. Ребенок и родитель настолько   к ним   привыкают, эти   подсказки   из   необходимости перерастают в   очень   сильную   привычку, что   порой    от   нее   очень   бывает   сложно    избавиться. В таких случаях лучше вербальную   подсказку   заменить   на   визуальную.   От визуальной подсказки потом будет легче   уйти.   Да   и   повторять   не   надо   свою просьбу   по   несколько   раз.   Достаточно   подойти   и   показать   ребенку   картинку. Лучше всего использовать реалистичные красочные картинки. Пиктограммы ни в коем случае не подходят для визуальной подсказки. А лучше всего – это применение фотографий предметов или действий, сделанных самостоятельно.

Физическая подсказка:

Например, мы дали ребенку команду: «Налей молоко в кружку». Он ничего не делает. Тогда мы возьмем рукой ребенка коробу молока, возьмем другой рукой ребенка стакан и полностью вместе с ним выполним действие. Это будет полная физическая подсказка.

Со временем, мы только положим руку ребенка на коробку молока. Это будет частичная физическая подсказка.

Жестовая подсказка:

Например, ребенок на уроке смотрит в телефон – мы дотронулись до плеча и показали на доску.

Или ребенок бубнит на уроке – мы дотронулись пальцем до своих губ, показали жест «Тихо!».

Без подсказок мы не обойдёмся.

Но использовать подсказки нужно умно и уместно.

Мы должны опасаться сделать нашего ребёнка зависимым от подсказок.

Сложнее всего убирать вербальные подсказки.

Часто ребенок уже может полночью одеться и раздеться. Но он ждет, пока ему проговорят каждый его шаг.

Снял куртку. Стоит.

  • Снимай ботинки. Снял. Стоит.
  • Теперь штаны. И т.д.

Ребенок прекрасно знает: что делать, но он настолько привык, что мама ему говорит каждый шаг, что он будет стоять и ждать.

Он завис на подсказке.

Как нам знать, с какой подсказки начинать? Начинаем с ассортимента подсказок.

Например, мы учим ребенка узнавать геометрическую фигуру круг.

Мы кладем на стол карточки разных фигур: красный круг, синий квадрат, зеленый треугольник. У нас в руках вторая карточка круг. Она такая же по форме и по цвету. При этом, мы может еще, если это читающий ребенок, положить над кругом табличку «круг».

Мы говорим ребенку:

  • Это круг. Положи с таким же. Снова:
  • Положи с кругом. Опять:
  • Найти круг.

Своей рукой мы можем направить руку ребенка к правильному ответу.

Сначала мы перестанем стимулировать ребенка физически. Потом мы уберем текстовую подсказку. Затем убираем второй круг (нашу карточку). А можно не полностью убрать вторую карточку, а сначала перестать давать ее ребенку. Тогда, если после команды: «А где круг?», ребенок растеряется, мы покажем ему свою карточку круга и скажем «Найди такой же круг».

При этом нужно постоянно пробовать сделать без подсказки. На протяжении всего обучения. Передержка на подсказках - гарантированная проблема для ребенка в будущем.

Вот вам пример: идёт большая перемена. Дети играют на игровой площадке, звонит звонок на урок. Все дети убегают с площадки в школу, а ребенок остается неподвижно стоять на площадке. Учитель, видя это, кричит ему: давай быстрей! И входит в школу. После этого ребенок тоже заходит в школу. Почему стоит? Он ждёт подсказку, он привык, что есть подсказка. Он ждёт конкретную дополнительную вербальную команду.

РАБОТА С ПОДДЕРЖКАМИ

Поддержка в бытовых условиях - поцелуй, щекотка, молодец-молодец, вкуснятина, возможность удовольствия.

Типы поддержек:

  • Пищевые;
  • Сенсорные (прикосновения, наличие-отсутствие света, звучание музыки и т.д.);
  • Предметные (любые предметы);
  • Двигательные (любое поведение);

При этом, поведение, которое происходит часто, можно рассматривать, как поощрение для поведения, которое происходит реже.

  • Социальные;

Персональная похвала - эта похвала, обращенная к поведению, а не к человеку (Как хорошо, что ты [поведение]!)

Поддержки должны отличаться по силе в зависимости от успеха. Но поддержка должна быть в любом случае, особенно, при отработке новой команды.

Например:

  • Покажи льва!

Он показывает лягушку

Мы берём его руку и перекладываем на льва

  • Это лев. Ты хорошо постарался! Снова
  • Где лев? Трогает льва

Ты моя умница! Супер! Дали полконфетки.

Ребенок всегда должен знать, ради чего он работает!

Обратный пример (который, к сожалению, мы часто видим на специализированных комиссиях):

  • Скажи «А»!
  • А
  • Скажи «О»!
  • О

Скажи «И»!

И он не отвечает.

Ребёнок 2 раза дал поведение, но не проучил подкрепления.

Самая частая проблема, которая возникает при работе с поддержкой – это переход  поддержки на конец поведения.

Бывает, что учитель жалуется, что ребёнок вымогает подкрепление. То есть, ребенок может сделать задание полностью, и учитель рассчитывает дать ему конфету в конце задания, а ученик просит подкрепление на каждый шаг и, на отказ учителя, устраивает страшную истерику.

Проблема в том, что учитель думает, что ребёнок все понимает. Но слова учителя в этом случае не имеют никакого веса.

Поэтому, в этой ситуации лучше действовать наглядно. Нужно предложить ребенку, складывать, например, маленькие конфетки в контейнер с делениями. Когда все деления контейнера закончатся, можно будет съесть все конфетки.

После этого мы перейдем на жетоны вместо конфет. И будем копить жетоны, которые позже обменяем на конфеты.


Или, например, в реальной среде мы ставим ребёнку задачу хорошо пройти по аллее и даём ему 5 звёздочек, набрав которые, он получит дома 5 минут игры на планшете.

  • молодец, хорошо идём!
  • молодец, не набросился на самокат!
  • умница, обошел лужу!

У него есть возможность сориентироваться. Ага - у меня есть 3 звездочки. Мне надо ещё 2.

Ребенку важно точно знать, сколько ему ещё работать, сколько конкретно шагов осталось до того, чтобы он получил свою любимую поддержку.

Также, до того, как мы начали работать, мы должны убедиться, что ребёнок точно знает свой мотиватор.

Нам нужно иметь запас поддержек.

Важно не перегрузить ребенка одним видом поддержки. Например, возможностью игры на планшете. Тогда мы перегрузим ребенка этой поддержкой, и она потеряет вес.

Хорошо работает момент, когда мы учим, для чего нужны деньги, и что каждая поддержка  имеет свою цену. И на уроке он получает деньги, за которые он покупает сладости, время просмотра ТВ и тд.

Но!!! Если ребенок имеет доступ к поддержке (например, к шоколаду) неограниченно за пределами занятия, то такая поддержка обесценивается. И, к сожалению, если мама ребёнка говорит вам, что он любит шоколад и будет за него работать, то это не значит, что она строго перестанет его ему давать дома (и не будет использовать эту поддержку, когда его нужно отвлечь, успокоить и т.д. – то есть решить более простую задачу). На это нужно обратить внимание.

Социальный контакт как поддержка

На более глубоких стадиях АВА-терапии, а также у детей с сохранным интеллектом, мы можем использовать такой инструмент, как социальный контракт.

Тогда у ребенка есть ранжирование награды в зависимости от полноты выполнения контакта.

Для простоты, давайте посмотрим на примере социального контакта массового, но не самого организованного второклассника. Задача, которая стояла перед родителями – добиться того, чтобы ребенок делал простое действие без напоминания в течение рабочей недели. Поэтому ребенок получал галочку за то действие, которое он выполнил, не получив напоминаний.

Если ребенок набирал все галочки в течение дня – он получал наклейку. Таким образом, мотивация ребенка усиливалась к концу недели.

Если ребенок собрал все наклейки на неделе, он имел максимальную награду: мог пойти ночевать к другу или к бабушке, позвать к себе друга с ночевкой.

Если ребенок не смог собрать все наклейки на неделе, то он мог использовать наклейки поштучно и получить за них менее ценные поощрения: 30 минут игры в планшет или просмотра ютуба, 60 минут просмотра ТВ и т.д.

При этом, на период действия социального контакта, ребенок мог получить поощрение, которое задействовано в контракте ТОЛЬКО через контракт.

НАКАЗАНИЕ. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОВЕДЕНИЯ

АВА-терапия предлагает три основные стратегии ослабления нежелательного поведения, не связанные напрямую с тем, что принято называть наказанием, но, тем не менее, позволяющие эффективно ослаблять поведение. Необходимо отметить, что это только общие направления, включающие в себя различные группы стратегий.

1. Игнорирование. Используется в случае, когда нежелательным поведением ребёнок пытается добиться внимания взрослого. Например, всякий раз, когда мама перестает обращать внимание на сына, он отнимает соску у маленькой сестры, та начинает плакать, и мама тут же грозно отчитывает мальчика. Наказывает ли мама ребенка? Нет, поощряет – мальчик хотел внимания, и он его получил, пусть и в такой форме. Именно в этом случае необходимо игнорировать поведение, обезопасив при этом окружающих, разумеется. В этом случае ребёнок не должен получить желаемого внимания ни при каком раскладе. При этом ребенок не обучится правильному поведению – в данном случае просить внимания взрослых, это просто ослабит проблемное поведение (именно поэтому важно не просто ослаблять нежелательное поведение, но и обучать правильному, и усиливать такие реакции).

Важно!!! Никогда нельзя игнорировать поведение, если оно опасно для ребенка или окружающих.

  1. Перенаправление поведения. Цель данной стратегии – переключить нежелательное поведение на желаемое. Особенно эффективно применять данную стратегию совместно с различными положительными усилителями. Таким образом, можно перевести конфликтную ситуацию в более приемлемую и даже положительную. Зачастую, применяется в случае неуправляемого усиления конфликта. Здесь нужно действовать быстро и дать серию заданий, близких к данному поведению, но социально приемлемых. Например, ребенок начинает во время задания проявлять нежелательное поведение в виде эхолалий, тогда используются задания, предполагающие участие речи (простые вопросы, на которые ребенок может ответить).
  2. Удаление от ситуации. Смена ситуации, позволяющая ребёнку успокоиться. Важно не просто удалить ребёнка из нежелательной ситуации, но и показать ему, что он при этом что-то теряет. Разные виды тайм-аута предполагают физическое удаление ребенка из комнаты, где много интересных ребенку стимулов, или без такового, например, не выходя из комнаты, пересесть на отдельный стул в удалении от игрушек и детей. Важно!!! Нельзя удалять ребенка от ситуации, если он сам в этом заинтересован, т.е. поведение имеет функцию избегания.

В заключение хотелось бы дать несколько советов, как правильно применять стратегии, ассоциирующиеся с классическим наказанием. К таким стратегиям можно отнести.

  1. Отрицательное усиление – изъятие из окружающей среды ценного для ребёнка стимула.
  2. Сверх-коррекция – добавление в окружающую среду стимула, позволяющего впоследствии ослабить нежелательное поведение. Например, собрать разбросанные игрушки.
  3. Аверсивные стимулы, Штрафы, а также ряд других методов.

В АВА-терапии нужно придерживаться следующих принципов при применении таких методов.

  1. Применять методы классического наказания необходимо немедленно после проявления нежелательного поведения, чтобы у ребёнка сформировалась устойчивая связь между проявлением нежелательного поведения и последующим наказанием.
  2. При применении наказаний нужно быть последовательным. Например, если удаление ценного объекта вызвало сильнейшую истерику, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя возвращать этот объект, чтобы избежать формирования связи «истерика=отмена наказания». Если ситуация не позволяет игнорировать нежелательное поведение, то можно попробовать использовать стратегию «Переключения», но возвращать желаемый объект нельзя.
  3. Не показывать ребенку отрицательных эмоций, не ругать и не вмешиваться физически (за исключением случаев, когда поведение чревато опасными последствиями).

СЛУЧАЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОСТОЯННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Согласно нашему образовательному плану, у нас на каждое полугодие будет пять основных целей. Но под каждую цель мы можем загнать под эту цель дополнительные образовательные действия.

Кроме того, мы помним, что основная беда ребенка с РАС – это коммуникация. Поэтому мы будем постоянно отрабатывать коммуникативный навык на примере закрепления изучаемых поведений.

Например, у ребенка в образовательном плане внесена задача: «Не менее трех раз в неделю съесть перекус в школьной столовой во время перемены».

Что мы можем ввести туда дополнительно?

  • название продуктов
  • фразы самозащиты («не хочу», «давай уйдем», «шумно»)
  • просьбы других продуктов («дай это», «хочу пить»).

Или у нас случился переход от одного вида деятельности к другому. Например, мы переходим из компьютерного класса писать диктант.

Ребенок получил удовольствие от компьютера и не доволен, что у него это удовольствие отнимают. Он орет, потому что мы тащим его на математику.

Дополнительные возможности в этом случае - учимся выражать протест не в формате:

«Аааааа, я тебя ненавижу!», в формате «Мне не интересно на уроке математики».

Понятно, что он ненавидит не вас, а то, что вы вытащили его от компьютера, но вы находитесь ближе всего.

При этом, случайное обучение может быть неслучайным.

Например, ребенок говорит нам:

  • Я хочу музыку.

Мы точно знаем, что ему нужна конкретная музыкальная игрушка с клавишами.

Но мы осознанно даём ему не ту - гитару. Он продолжает тыкать пальцем и говорить «я хочу музыку», «другую музыку». Нам нужно чтобы он научился пояснять или использовать самозащиту «я не хочу это, я хочу другое».

Или   ребёнок идёт в туалет. Вы встали перед дверью и говорите по телефону: как бы его не замечаете. Вы создали ситуацию, когда ребёнок должен дать вам понять, что он должен туда попасть. При этом, даже если это невербальный ребенок. Он принесёт вам карточку. Он подергает вас за руку. Он что-нибудь сделает.

(ВНИМАНИЕ! Пример с туалетом может быть использован только с теми детьми, у которых успешно закреплены санитарно-гигиенические навыки).

Еще пример: ребёнок делает пазл. Спрячьте два кусочка. Он должен будет дать вам понять, что у него не хватает пазлов для полной картинки.

Или ребёнок очень хочет идти на прогулку, а вы спрятали его туфли.

Конечно, эти ситуации не совсем натуральны. Но ребёнок не имеете об этом понятия. Он не знает, что вы специально спрятали туфли. Он думает, что вы встали перед туалетом просто так. А вы провоцируете его на коммуникацию.

Не забывайте хвалить за случайный навык. Нам нужно закрепить поведение.

Как мы запишем случайное обучение?

  1. В наших тетрадях с образовательным планом мы оставили дополнительную колонку

«Случайное обучение». Мы можем разнести эти случаи в те тетради, которые больше всего соответствуют ситуации. Тогда открываем ту тему, которую удалось повторить и пишем, что-такого-то числа мы повторили вот эту тему.

  1. Также мы фиксируем, если возникла обратная нестандартная ситуация, например, мы поняли, что у ребёнка в какой-то теме не хватает запаса слов, то мы также вносим это в книгу и описываем окружающую ситуацию (какого числа, кто был с ребёнком, в каком месте, чем именно занимался ребёнок).
  2. Кроме того, мы можем завести отдельную тетрадь для фиксации случайного обучения

и отдельно рассматривать эту тетрадь в рамках составления образовательного плана. МЫ ФИКСИРУЕМ КАЖДЫЙ ШАГ!

Для удобства фиксации лучше всего использовать пояс с карточками. Пояс одевает на себя тот, кто в данный момент находится с ребенком. С одной стороны, на поясе размещен большой карман-хранилище жетонов (или счетных палочек), с другой стороны пришиты карманы, в которые нужно переместить жетоны при определенной ситуации: «выполнил команду без подсказки», «выполнил команду с подсказкой», «не выполнил команду», «негативное поведение»,

«хорошее поведение», «нестандартная ситуация», «случайное обучение».

После занятия или времяпрепровождения с ребенком, педагог или родитель снимают пояс и разносят в протокол все случаи, по которым были переложены жетоны.

Такой инструмент, как пояс, значительно облегчает фиксацию и помогает вспомнить максимальное количество ситуаций, которые нужно зафиксировать.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА

Все решения в образовательном процессе, мы принимаем на основании наших цифр из банка данных (тетрадей протокола образовательного плана, протокола полезного поведения, протокола случайного обучения).

Очень важно еженедельно смотреть банк данных. Банк данных - ваше орудие.

Если вы не достанет орудие вовремя, то вы встанете на месте.

Как мы принимаем решение?

Если ребёнок три дня подряд делает действие с первой попытки без ошибки - это возможность для того чтобы двигаться вперёд. Но он должен сделать это же для других людей.

Если три дня подряд нет прогресса – это проблема. Возможно, надо будет отступить назад или поменять методику.

Каждое задание в банке анализа мы отражаем графиком.

Например, мы работаем над тем, чтобы ребенок узнавал купюру 100 рублей из ряда других купюр.

В графике мы будем отмечать правильные попытки без подсказок плюсом, все остальное    минусом.

День

1 попытка

2 попытка

3 попытка

4 попытка

5 попытка

Пн

-

+

+

-

-

Вт

+

-

-

-

+

Ср

+

+

+

+

+

Чт

-

+

+

+

+

Пт

-

+

-

+

-

Сб

+

-

+

+

+

Вс

+

-

+

+

-

Если график скачет, нельзя делать выводы. Значит ребёнок нам ещё не дал достаточно данных для того, чтобы проводить мониторинг. Нам нужно продолжать собирать данные.

День

1 попытка

2 попытка

3 попытка

4 попытка

5 попытка

Пн

+

+

-

+

-

Вт

+

+

-

-

+

Ср

+

+

+

+

+

Чт

-

+

+

+

+

Пт

+

+

+

+

-

Сб

+

+

+

+

+

Вс

+

+

+

+

-

Если мы наблюдаем в графике «три дня подряд три первые попытки», то можем считать поведение закрепленным. Если ребёнок совершает ошибку хотя бы один раз, то ребенка двигать дальше нельзя.

Желательно, переносить табличные графики в программу Exel для составления визуальных графиков или диаграмм, для того, чтобы быстрее и ярче наблюдать изменения.

Если мы работаем над обучением, то у нас шкала должна идти вверх, а если мы работаем над негативным поведением, то наша шкала должна идти вниз.

Другой вариант, когда график тоже прыгает, но двигается, например, верх. Это дает нам понимание общей тенденции. Такой график можно рассматривать.

Кроме того, при построении графиков, мы обязательно должны использовать ограничительную линию. Например, вы работали с ребёнком над узнаванием букв, и ребёнок без проблем узнавал буквы «А», «Б» и «В». При этом на столе у вас лежали три карточки с буквами. А потом вы положили 10 карточек, и ребёнок перестал узнавать буквы «А», «Б» и «В». Если вы не внесете в график ограничительную линию, по которой будет понятно, что изменилось в данном конкретном задании, будет непонятно, почему ребёнок дает другие результаты.

Ограничительной линией мы также показываем изменение каких-либо факторов окружающей среды ребёнка. Например, ребёнок стал получать какие-то медикаменты или, наоборот, отменены определённые медикаментозные курсы.

В описании графика мы должны отметить, в чем ошибка, и какие виды подсказок и поддержек мы используем.

РАБОТА С НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ ПОВЕДЕНИЯМИ

Нежелательным поведениями называются поведения, которые мешают ребёнку дома или на учёбе. Нежелательное поведение – это то, что мешает ребёнку быть частью социума.

Мы можем корректировать поведение, создавая ситуацию несовместимости поведения. Например, если наш ребёнок трогает людей, когда идёт по школьному коридору, то мы можем дать ему что-то в руки (например, любимый планшет) и, таким образом, мы займём его и создадим ситуацию невозможного по совместимости поведения. Или мы можем предложить ему игру, когда он весь учебный день во время перемен держит руки в карманах. Тогда мы будем его хвалить, давать ему звёздочки, и в конце дня он получит какое-то определённое удовольствие.

Или, например, у нас есть нежелательное поведение, когда ребёнок кусает себя за руку. Причём, он кусает не от злости, а просто ради сенсорных ощущений для зубов. Кусает руку или, к примеру, воротник.

Тогда мы можем дать ему что-то пожевать: специальный тренажёр. Фигурку на шнурке. То есть, мы поощряем альтернативу поведению.

Если мы хотим избавиться от вскакивания во время урока, то мы выбираем сценарий поощрения отсутствия поведения. 10 мин не вскочил - звездочка. Ещё 10 мин - ещё звёздочка. Прямо по часам.

Нет таких поведений, которые было бы нельзя исправить. То есть, если нет глубокого медицинского обоснования - шизофрении, биполярного расстройства, то любое поведение можно исправить.

ЛЮБОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОРРЕКТИРУЕТСЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

ABA - терапия, метод прикладного анализа поведения

АВА - Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии, основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального направления в психологии. Это метод мо...

Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...

Консультация для педагогов "Поведенческая терапия для аутистов. Методы коррекции аутизма и АВА терапия"

Консультация для педагогов "Поведенческая терапия для аутистов. Методы коррекции  аутизма и АВА терапия"...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...