Семинар на тему:«Формирование психологической компетенции родителей в условиях ДОУ».
методическая разработка по психологии
В данном материале представлена информация о способах формирования психолого-педагогической компетенции у родителей воспитанников ДОУ. Материал будет интересен педагогам, психологам и специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 399.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность вопроса Проблема формирования психолого-педагогической компетенции родителей - одна из наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кем является современный родитель? Отличается ли он чем-то от родителей прошлого? Осознает ли современный родитель личную ответственность за создание условий для полноценного развития собственного ребенка? Готов ли сам родитель к личностным изменениям с учетом особенностей своего ребенка. Со всеми этими вопросами неизбежно сталкиваются работники дошкольного образования. Современный родитель должен обладать основами знаний о развитии личности ребенка, его психической зрелости в разные периоды взросления, владеть навыками аналитико-диагностической культуры, способностью проектировать достижения ребенка как образовательные, так и личностные. Родитель должен представлять собой "проводник" между миром социальным и ребенком.
Что такое психологическая компетентность? Компетентность – специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области, и включающая в себя узконаправленные знания, особых предметных навыков, а также осознания личностной ответственности за выполняемую деятельность. Психологическая компетентность – многоаспектное образование, которое включает в себя наличие у родителей знаний об основах психического развития ребенка в разные периоды его взросления, понимание основных элементов воспитательного процесса (целей, задач, методов, условий, результатов), осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, формирование интереса к процессу личностного развития, развитие у детей способов построения взаимоотношений с другими людьми, которые будут отвечать социальным нормам .
Составляющие психологической компетенции Когнитивный компонент - наличие у родителей определенного уровня знаний по основным вопросам педагогики, психологии, физиологии ребенка. Мотивационный компонент - наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию ребенка. Процессуальный компонент - овладение способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач. Коммуникативный компонент - ориентация родителей на бесконфликтное, диалоговое общение со своими детьми. Аналитический компонент - умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка.
Факторы, определяющие взаимоотношения ребенка с родителями Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие ребенка в дошкольном возрасте. К ним относятся: личностные особенности родительской фигуры; формы поведения родителей в семье и за ее пределами; личностные особенности ребенка; педагогическая компетентность родителей; уровень их образованности; качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях; средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи; степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.
Часто встречающиеся психологические проблемы, оказывающие влияние на формирование родительской компетенции расширение сферы родительских чувств; стремление игнорировать естественное взросление ребенка; воспитательная неуверенность родителей; страх утраты ребенка; вытеснение супружеского конфликта в сферу воспитания детей.
Направления работы при формировании психологической компетенции родителей. обогащение знаний родителей по основам физиологии, психологии, педагогики, частных методик, повышение информационной грамотности в области воспитания детей в домашних условиях; развитие устойчивых потребностей у родителей в области реализации воспитательной функции, развитие интереса родителей как воспитателей; помощь в активном и осознанном овладении родителями умениями организации разных видов деятельности, которые будут способствовать личностному развитию детей, формирование навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи; развитие навыков социальной ориентации в общении со своим ребенком; развитие рефлексии в отношении воспитания детей.
Формы работы с родителями коллективные (участие педагога-психолога в родительских собраниях, проведение Дня открытых дверей, тренинговые занятия, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, анкетирования и пр.); индивидуальные (индивидуальное консультирование по запросам родителей, анализ результатов выполнения домашних заданий родителей, посещение родителями занятий специалистов ДОУ и пр.); использование наглядно-информационного материала (оформление стенда, буклетов, памяток, печатных консультаций и пр.); Нестандартные методы (круглые столы, организация «Родительского клуба», дискуссионный клуб и пр.).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/22/picture-168770-1356195212.jpg)
Повышение психологической компетенции родителей, как фактор обеспечения готовности детей к обучению в школе.
Всвязи с повышением требований к школьному обучению, необходимо повышение психологической компетенции родителей в этом направлении....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-159296-1452452685.jpg)
Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-1077308-1570002944.jpg)
Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"
Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1211253-1579968282.jpg)
Родительское собрание на тему "Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста".
Социально-коммуникативная компетентность– это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1357761-1698735439.jpg)
Формирование психологической компетенции родителей в условиях ДОУ
Проблема формирования психолого-педагогической компетенции родителей - одна из наиболее актуальных в системе дошкольного образования. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-382531-1643631612.png)
Статья «Повышение компетенции родителей в условиях ЦИПРа как одна из задач реализации ФГОС ДО»
Одной из актуальных тем в настоящее время является эффективность взаимодействия дошкольной организации и семьи. Огромную важность приобретают вопросы обеспечения повышения компетентности родителей (за...