Готовность к школе: качественный переход, а не количество навыков. Консультация
консультация по психологии

Гуренко Наталья Ивановна

Одним из главных результатов дошкольного детства является поступление ребёнка в школу. Поступление в школу кардинально меняет социальное положение и статус ребёнка. В связи с чем, основной задачей детского дошкольного учреждения является формирования готовности к школьному обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole._konsultatsiya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Готовность к школе:

качественный переход, а не количество навыков»

Готовность к школе — это наличие у ребёнка определенных свойств и навыков поведения, а также ряда компетенций, необходимых ему для восприятия, переработки и успешного усвоения знаний.

Готовность к школе – это не только овладение ребёнком определенными умений и знаний, а наличие у него совокупности конкретных компонентов. Данные компоненты определены во ФГОС ДО и представляют собой целевые ориентиры, на которые опираются педагоги ДОУ и к которым они стремятся.

Именно поэтому одной из задач современного детского сада является создание необходимых условий для успешного формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Под условиями понимается создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей естественному формированию всех компонентов готовности к школе, в процессе полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

Таким образом, готовность ребёнка дошкольника к обучению в школе формируется постепенно на протяжении всего периода дошкольного детства, специфические её показатели проявляются к семи годам.

Готовность ребёнка к школе определяется наличием ряда показателей, каждый из которых должен быть на необходимом уровне:

  • Интеллектуальная готовность к школе – это наличие у ребёнка определенной системы знаний, умений и навыков. Кроме того, ребёнок должен обладать способами познаниями, такими как умение не просто слушать учителя, но и слышать его, формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и сверстников понятно и развернуто.
  • Эмоционально-волевая готовность к школе – сформированность у ребёнка произвольности поведения, психических процессов, деятельности, эмоциональной регуляции.
  • Личностная готовность к школе – это наличие у ребёнка адекватной оценки самого себя, своего поведения, уровня собственных знаний.
  • Коммуникативная готовность к школе – овладение ребёнком навыков свободного общения ос взрослыми и сверстниками, умение ясно, точно и логично излагать собственные мысли.
  • Мотивационная готовность к школе – наличие у ребёнка познавательной и социальной мотивации, сформированная внутренняя позиция по поводу нового социального статуса – школьник.

Особенности формирования готовности к школе в рамках ДОУ

На процесс формирования готовности ребёнка к школе оказывают влияние все педагоги ДОУ (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Такой комплексный подход предусмотрен ФГОС ДО. Это необходимо для того, чтобы дать общую оценку готовности ребёнка к школе, осуществив всесторонний анализ всех компонентов разными специалистами.

Основным методом формирования готовности ребёнка к школе является игра. Это связано с тем, что именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Через игру у детей формируется представление об окружающем мире, приобретаются знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе игры у ребёнка развиваются необходимые личностные качества, такие как ответственность, самостоятельность, настойчивость, старательность и ответственность.

В процессе игры у ребёнка формируются навыки организованного поведения, что готовит его к последующему обучению к школе.

Таким образом, занимаясь развитием ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста – игры, осуществляется подготовка его будущей ведущей деятельности – учебной.

Условия формирования готовности к школе

В рамках ДОУ необходимо соблюдать ряд условий по формированию у детей готовности к школьному обучению.

Педагогические условия формирования готовности к школе:

  • Использование в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных видов мотивации (игровая, практическая, познавательная, учебная, личностная, сравнительная и т.д.).
  • Применение различных игровых тренингов, направленных на развитие у детей дошкольного возраста произвольности поведения.
  • Использование игровых этюдов с целью осуществления психо-мышечной тренировки, а также с целью овладения детьми приёмами саморасслабления.
  • Использование расширенной шкалы оценивания результатов детской деятельности. Оценка может быть комплексной, включать в себя оценивание непосредственно педагогом, другими детьми, самооценку.
  • Использование в образовательной деятельности различных методов, средств и форм обучения, их сочетание и чередование.
  • Применение в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных методов, средств и приемов умственного обучения и развития детей дошкольного возраста (активная деятельность, развивающие игры, изобразительная и театрализованная деятельности, конструирование, практическая деятельность и т.д.).
  • Наличие у воспитателя чёткой позиции по вопросам формирования у детей дошкольного возраста готовности к обучению в начальной школе. Позиция педагога должна быть направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребёнка.

Таким образом, в рамках дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы все необходимые условия для успешного формирования у детей готовности к последующему обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"...

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"...

Поощрение навыков готовности к школе у дошкольников

Дошкольные годы — это время, когда родители и педагоги должны сосредоточиться на том, чтобы помочь ребенку развить инструменты, необходимые ему для достижения успеха, прежде чем отправиться в школу. Р...