"Поощрение и наказание"
консультация по психологии

Юлдашбаева Гузель Магафуровна
Советы и рекомендации по воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._pooshchrenie_i_nakazanie.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Поощрение и наказание»

                                              Подготовила:

                                                     педагог-психолог

                                                       Юлдашбаева Г.М.

             С момента своего рождения ребенок общается со взрослыми. Взрослый для него - олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе – родитель, безусловно принимающий своего ребенка, эмоционально поддерживающий его в трудной ситуации. Но часто семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для него жизненные ситуации. И в первую очередь это связано с наказаниями, где взрослый пытается прекратить нежелательное, неодобряемое им поведение ребенка.

             Как взрослые воспринимают процесс наказания? В каждой семье есть представление об идеальном воспитании, которое в той или иной мере соответствует реальному поведению родителей в конкретной ситуации. Согласно опросу многие родители считают возможным применять наказания по отношению к ребенку (повысить голос, ударить ребенка). Специалистам известно, что использование агрессивных форм наказания (физических и вербальных) как средства воспитания скрывает в себе ряд опасностей.

           Родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером – действует механизм подражания. Они подготавливают почву для усвоения ребенком силовых способов решения собственных проблем.

          Агрессивный ребенок – это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью.

         Дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Боясь наказаний, ребенок может лечь спать, обманывать родителей, будет с ними неискренним.

Инстинктивная боязнь физического наказания приводит к появлению стойкого чувства страха.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть истинную причину, породившую подобные действия.

Изменение в поведении ребенка после наказания происходит в основном в присутствии человека, который его наказывал (в идеале - ребенок должен правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля).

Чем же рискуют родители, наказывая своего ребенка? Прежде всего своим ребенком, его состоянием. Возможные негативные последствия для детей, подвергающихся наказаниям: появление агрессивности, психологического дистресса, психических нарушений и пограничных личностных расстройств.

Эффективность насилия есть эффективность со знаком «минус».

Как правило, принять обвинять непослушных детей, но стоит разобраться в причинах плохого поведения. Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения можно, если родители обратят внимание на собственные чувства.

          Психологи выявили четыре причины нарушений поведения детей, часто скрытые от родителей.

Первая- борьба за внимание. Ребенок постоянно отрывает родителей от их дел, желая общения с ними, и досаждает своими «выходками». Отсюда у родителей возникает чувство раздражения, (Совет: будьте внимательны к ребенку в совместных играх, на прогулках).

Вторая- ребенок борется за самоутверждение, восстает против чрезмерной родительской опеки и власти, что вызывает у родителей гнев.(Совет: Уменьшите свой контроль за ребенком.)

Третья- желание отомстить( ребенок обижен на родителей: резкое замечание, невыполненное обещание и т. д. со стороны матери или отца.) Ответное чувство у родителей- обида. (Совет: спросите себя, что заставило ребенка причинить вам боль. Какая боль у него?)

Четвертая- ребенок глубоко переживает свое неблагополучие, он потерял веру в собственный успех. Как следствие у родителей возникает чувство отчаяния, безнадежности. (Совет: не допускайте в адрес никакой критики. Найдите доступный для него уровень задач).

            Причиной наказания ребенка не всегда оказывается его поведение. Порой истинная причина- в самом родителе, в его эмоционально-экспрессивном состоянии в момент наказания или в незнании других путей выхода из сложившейся ситуации. Стимулом наказаний часто является реакция родительского раздражения на психологические особенности, личностных качеств ребенка.

            Если родителя раздражает в ребенке грубость, агрессия, то в них самих и в близких людях факторами раздражения признаются несдержанность, вспыльчивость. Если родитель отмечает, что ребенок его раздражает, то внутренними факторами раздражения родитель признает нехватку времени, терпения, нерешительность, усталость.

            В условно благополучных семьях наказание как способ родительского воздействия на ребенка явление распространенное. В реальных трудных ситуациях педагогическая некомпетентность родителей проявляется в требованиях беспрекословного подчинения взрослому, в жестком отношении (агрессивные формы наказаний) к ребенку. В семьях, применяющих физические наказания к детям, важнейшая потребность ребенка- потребность в безопасности- подвергается серьезному испытанию.

             Все родители в детстве подвергались наказаниям и большинство из них используют наказание как форму воспитательного воздействия в отношении своих детей. Наибольшее раздражение у родителей вызывают психологические проявления их ребенка (плаксивость, упрямство, невнимательность).

А чтобы не приходилось детей наказывать, говорите им о любви. Говорите, что любите их, когда они просят вас об этом и когда они меньше всего этого ожидают. Признавайтесь в любви друг другу, когда дети это слышат, пусть они учатся это делать открыто, без стыда, по велению сердца. Пусть знают, что они окружены и защищены любовью, пусть чувствуют, что любовь- это огромная сила, сродни магии и волшебства. Откуда, как не от нас впервые узнает ребенок о любви, о том, как выразить ее по-человечески, о том, что он испытывает? Какие еще показать маленькому человеку, что любовь- это нормальное состояние любви, общества, мира? Как, если несобственным примером утвердить право каждого любить и быть любимым? Быть любимым не за что-то, не вопреки, а просто по тому, что ты есть на белом свете. Этих простых слов не заменит человеку ничто, и как же трудно бывает их произнести в зрелом возрасте! Не потому ли мы так теряемся перед необходимостью озвучить свое чувство, что сами в свое время были вынуждены тянуть эти признания клещами. А ведь ничто не является такой радостью, таким всегда желанным подарком, как слова любви. Почему же мы скупимся на них для тех, ради кого готовы пожертвовать всем и достать луну с неба?

           Если для вас нормально не скрывать своих чувств, не переставайте делать это только потому, что поймали недоуменный или ироничный взгляд. А если вам приходится преодолевать себя, преодолейте и будете вознаграждены. И вопрос- наказывать или не наказывать - отпадет сам по себе. В один прекрасный день ребенок подойдет к вам и скажет: «Я люблю тебя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

Поощрение и наказание. Ваш выбор.

Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим....

Памятка для родителей "Поощрение и наказание"

Основные тезисы для родителей, подготовленные для круглого стола "Поощрение и наказание"....