Консультация "Детские страхи"
консультация по психологии

Горбачева Тамара Николаевна

Возрастная динамика страхов

Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная динамика страхов

Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.

Страх – это эмоциональное состояние, вызванное реальной или мнимой опасностью (Захаров А.И.).

На втором-третьем месяце жизни у младенца обычно появляется первая эмоциональная реакция на мать и тех домашних, которые принимают активное участие в уходе за ним. Возникающий «комплекс оживления» доставляет, конечно, радость любящим родителям, вознаграждая их за бессонные ночи и дни, полные забот. Но есть и другая сторона медали у этого нового явления в развитии малыша. Можно заметить, что он проявляет беспокойство (чаще дышит, двигает ручками и ножками или даже плачет) в новой обстановке и при отсутствии матери. Однако, как правило, эти признаки пропадают при возвращении мамы или других близких.

Но в 7 месяцев ребенок начинает уже явно беспокоиться, если мамы нет в поле зрения. И это говорит о его нормальном развитии (появлении способности отличать маму от других лиц) и о формировании хороших эмоциональных отношений между матерью и малышом. Так что в этом случае поводом для беспокойства родителей должно, скорее, стать безразличие ребенка к уходу матери.

К 8 месяцам к страху потери матери добавляется боязнь незнакомых людей, которая представляет собой, по сути, продолжение того же страха.

Обычно к полутора годам описанные страхи постепенно пропадают. Если же ребенок их не «перерос», то причинами могут быть, во-первых, повышенная тревожность и недоверчивость матери при общении с другими людьми, во-вторых, нарушение отношения ребенка с близкими взрослыми, отсутствие чувства безопасности рядом с ними. Если же обе эти причины исключены, то, возможно, такое «застревание» на ранних детских страхах является признаком отклонения в развитии ребенка.

От 1 года до 2 лет у ребенка еще может появляться (а у кого появился, сохраняться) страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом, если только эмоциональная реакция ребенка на испуг, например, плач, не затягиваются слишком надолго.

На 2-м году жизни ребенка как в структуре, так и в содержании страха часто преобладают моторные компоненты (страх стоять после неожиданного падения; страх ходить после ушиба и пр.). Позднее, на 3–4-м году, содержание страха приобретает большую аффективную выразительность. Более типичными становятся сопутствующие вазовегетативные явления, а пугающий объект начинает находить оформление в речи («страшно», «боюсь», «боюсь дядю», «собака Авка – злая» и т.п.). Вегетативные компоненты страха обычно представлены резким диффузным покраснением либо побледнением, потливостью, учащением сердцебиений, состояниями острой разлаженности дыхания («закатывания»).

По мере роста ребенка укрепляется и его привязанность к близким. Поэтому от 2 до 3 лет могут возникать страхи одиночества и потери эмоционального контакта с матерью. Именно поэтому данный период считается не очень благоприятным для начала посещения яслей (или детского сада).

Иногда в этом возрасте детям начинают сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием. Часто сказочные герои, пугающие ребенка во сне, являются отражением его опасений в реальной жизни, обычно страхов наказания со стороны родителей.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей активно развивается воображение, поэтому могут появляться воображаемые страхи. Теперь ребята могут и днем бояться Бабу-Ягу, Кощея, Серого Волка и прочих злодеев, не существующих в реальности. Кроме этих страхов возможны и другие - одиночества, темноты и замкнутого пространства.

С 5 до 7 лет дети обычно начинают понимать, что жизнь людей не бесконечна и что смерть прерывает, в конце концов, существование всякого живого существа. Как следствие такого зрелого осознания у них возникает страх смерти. Ребенок начинает бояться своей смерти и смерти своих близких, прежде всего родителей. Остальные страхи, возникающие в этот возрастной период, например, страхи перед чертями, жителями потустороннего мира, боязнь пожаров, потопов, войны и пр., представляют собой разновидности все того же страха смерти.

В 6-7 лет в жизни ребенка происходят коренные перемены – он начинает учиться в школе и ощущает себя членом общества (пока еще школьного). Это многое меняет в мировоззрении первоклассников. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то есть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи. Главный страх в данном возрасте – это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т.п.

В развитии детей младшего школьного возраста есть еще одна особенность: им свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться стечения «роковых» обстоятельств, таинственных явлений, суеверий. Но детская психика использует и традиционный детский прием борьбы со своими страхами – дети рассказывают друг другу страшные истории, и с удовольствием боятся все вместе! Из вариантов страха смерти, в силу магического мышления, сохраняется страх стихии.

В подростковом возрасте, то есть с 11 до 15 лет, возникают новые, противоположные задачи в развитии. Подростки, с одной стороны, стремятся принадлежать к какой-то группе, быть вместе со всеми, а с другой стороны, хотят сохранить свою индивидуальность, до конца «оформить» собственную личность. Поэтому и страхи в этот переходный период соответствующие. С одной стороны, подростков мучают страхи одиночества, отвержения и осуждения со стороны сверстников, они боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами, не оправдать доверия. С другой стороны, они боятся быть не собой, быть обезличенным, боятся потерять власть над своими чувствами. Тело растущего ребенка в этот период резко меняется. Это провоцирует страх изменений, иногда боязнь заболеть.

К концу школьного обучения – в 16-17 лет – ребята, как правило, начинают всерьез задумываться о своем будущем. Поэтому могут возникать страхи, связанные с этими мыслями: страх не поступить в институт, не найти хорошую работу, остаться без семьи, страх самостоятельности и ответственности за свои решения и поступки и т.п.

Таким образом, страхи детей действительно «взрослеют» вместе с ними, становясь более реальными и социальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя» и не слишком ярко выражены, то это является одним из подтверждений нормального, своевременного развития ребенка.

Выберите правильный ответ на вопрос

◄ Тема 3.1. Застенчивый ребенок

Причины развития страхов у детей

Проблема переживания страха возникает вследствие противоречий между:

  • потребностью быть принятым, любимым (основанной на привязанности) и неуверенностью в чувствах родителей;
  • потребностью чувствовать себя комфортно и получать от жизни удовольствие и воспоминаниями о боли, которая имела место при наказании, или о вреде, который могут принести сказочные герои;
  • потребностью владеть ситуацией (знать, что можно ожидать от тех или иных вещей, предметов, людей) и незнанием, неуверенностью в ситуациях столкновения с новыми людьми или вещами.

В целях совладания со страхами дети используют следующие защитные механизмы:

•    уход — вытеснение (физически или мысленно);

•    идентификация — принятие установок, ценностей значимых для ребенка людей;

•    проекция («Это сделал а не я, а она!»);

•    замещение (хочет побить сестру, но нельзя — мучает собаку);

•    отрицание того, что огорчает (вытеснение — крайняя

форма);

•    регрессия — переход к более раннему, незрелому поведению;

•    реактивное образование — маскировка тревоги путем прямо противоположного поведения.

Последствия наличия страхов, продолжительных негативных переживаний:

  • перерастание тревоги в личностную тревожность;
  • развитие невроза страха со всеми поведенческими и личностными характеристиками, присущими этому состоянию;
  • эмоциональное отчуждение от родителей, формирование лживости и угодливости с целью избегания наказания;

Страх выработался в процессе эволюции как компонент инстинкта самосохранения. Для того чтобы выжить, животные должны не только находить поддержку своего существования, но и избегать различных опасных ситуаций и воздействий (огня, возможности утонуть, падения, ядов, хищников).

Наличие таких опасностей привело к развитию специфических механизмов избегания. Самый простой из них – рефлекс отдергивания конечности, приводящий к движению в сторону от повреждающего (или потенциально вредного) стимула. Почти любой неожиданный раздражитель вызывает бегство или реакцию избегания у животного. Резкую реакцию можно получить при слабом обдувании воздухом дремлющего животного; аналогичный эффект может вызвать безобидное насекомое, ползущее по коже человека. Даже внезапный звук вызывает защитные реакции или старт-рефлекс. Быстро приближающиеся или быстро увеличивающиеся объекты (что одинаковым образом влияет на сетчатку) вызывают моргание, вздрагивание и бегство у большинства животных. Как говорят, приближающегося льва можно прогнать, внезапно открыв зонтик перед его мордой.

Менее стереотипным, но также врожденным является механизм избегания высоты у животных после того, как они прозреют и начнут ходить. Эта реакция, несомненно, спасла многих из них от падения из гнезд, с утесов и т.д. У большинства животных, не приспособленных к водному существованию, отмечается также стремление избежать смачивания тела.

На основании изучения поведения обезьян исследователи пришли к выводу, что степень готовности отвечать страхом на внешние стимулы генетически запрограммирована. Животные отличаются порогами активации системы страха. Лабораторные животные в отличие от своих диких сородичей не обнаруживают страха при виде змеи, однако быстро обучаются реагировать страхом, глядя на других обезьян. Но среди них встречаются обезьяны, которых невозможно научиться пугаться при виде змеи.

У людей сохраняются многие из этих врожденных страхов, хотя теперь они кажутся менее оправданными, чем в прошлом (особенно у нескольких последних поколений, живущих в условиях городской цивилизации). Обычно страх ослабевает под влиянием адаптации (как у животных), но достаточно распространены сильные и устойчивые страхи, и их преодоление требует длительной тренировки.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга для них – это живое существо, обитающее где-то рядом. И только постепенно складывается объективный характер представлений, когда ребенок учится различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувство стыда, вины, гордости и самолюбия.

Доказательством общих закономерностей развития служит то, что в разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте – страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет – страх смерти. Это происходит потому, что созревание психических структур происходит под влиянием социальных факторов, которые становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх, будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего, роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, чем и вызываются ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери.

Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть «на двух фронтах».

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У таких гиперсоциальных матерей забота – это главным образом тревога по поводу возможных, непредсказуемых несчастий с ребенком. Строгость таких матерей вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, который выполняет роль своего рода ритуального предписания. Эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста воспринимают такое формально правильное отношение с беспокойством, потому что именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

К концу старшего дошкольного возраста одни дети в этих условиях эмоционально «закаляются», перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма, погружаясь в свой мир переживаний. Другие становятся истеричными из-за недостатка внимания матери, переживают из-за ее отношения к себе, становятся подавленными, беспокойными, неуверенными.

Наиболее чувствительны к конфликтам в семье дети-дошкольники. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье, их страхи более тесно связаны между собой, особенно это проявляется в 3-5–летнем возрасте, во время формирования эмоциональной сферы ребенка. Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет, потому что с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление, и ребенок начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать.

На количество страхов влияет также и состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, т.е. мальчики хотят во всем быть похожими на отца как представителя мужского пола, а девочки – на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Отсутствие отца у мальчиков ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, а у девочек нарастают страхи от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье – эпицентр родительских забот и тревог. Родители чрезмерно опекают единственного ребенка, стремясь максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что он не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанными кем-либо.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению тревоги и беспокойства. У родителей старше 30-35 –летнего возраста дети беспокойны, могут быть инфантильны и неуверенны в себе. В то же время жизненный опыт родителей оказывает иное влияние на развитие страхов у детей. Среднее число страхов, особенно у девочек молодых родителей (до 30 лет), достоверно больше, чем у родителей от 30 до 40 лет и старше. Более молодые родители, как правило, менее опытны в воспитании, чаще прибегают к угрозам и физическим наказаниям.

Большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер. Ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, матери склонны в большей степени, чем отцы, передавать свои страхи, инстинктивно пытаясь оградить их от повторения своих страхов. Но именно этим привлекается особое внимание к опасности, лежащей в основе того или иного страха. Это порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений, все больше усугубляя жизнь ребенка.

Боязнь темноты

Боязнь темноты — один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается с трех лет и длится до предподросткового и даже  подросткового возраста.

 Большинство из нас в темноте  теряет ориентацию. Все  знакомые нам ориентиры исчезают. И даже если не исчезают, то изменяют свой облик и кажутся более зловещими и таинственными, чем их дневные двойники. Темнота — это мир теней и загадок. Это — время, когда мы чувствуем себя изолированными, остаемся наедине со своими мыслями, фантазиями и страхами.

Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самым состоянием темноты, становясь фобией темноты. Эту разновидность страха можно рассматривать и лечить по типу других страхов и фобий. Боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там.

“Видение” чудовищ в темноте — явление настолько обычное, что может считаться почти всеобщим. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Для них чудовища, которых они якобы видят, так же реальны, как вы или я. Обычно взрослые стараются убедить напуганных детей, что нет никаких чудовищ, ведьм или каких-то других мерзких тварей, которые им чудятся. Но дети не верят. Они могут согласиться, что сейчас, когда взрослый с ними, чудовищ в комнате нет, но они совершенно уверены, что стоит им только уйти и выключить свет, они появятся вновь. Более того, когда взрослые утверждают, что чудовищ не существует и это все — плод их глупых фантазий, дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Под гнетом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными и без этого дополнительного стресса.

Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат в себе “дурные” чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Таким образом, предоставляя ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, взрослые, в то же время, указывают ему на путь владения собой.

Иногда ночные страхи детей сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события действительно имели место и обсуждались взрослыми. С детьми, которые боятся грабителей, похитителей детей и т.п., полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Они могут, например, побежать в комнату своих родителей и позвать их. Важно показать детям, что двери и окна их дома заперты, и, стало быть, ночью им ничто не угрожает. Дети могут также сами сконструировать для себя сигнализацию или системы устрашения взломщиков. По своему воздействию они подобны “волшебному средству”,  позволяющему ребенку вернуть самообладание.

Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он “отбывает  наказание”. В последнем случае постель и спальня могут вызывать у него отрицательные эмоции. А комната, вызывающая  такие эмоции, становится вместилищем всевозможных страхов.

Поэтому в комнате можно установить ночное освещение, которое ребенок мог бы включать и выключать по своему желанию. Очень помогает специальное придуманное устройство. Таковым может служить все что угодно — от карманного фонарика до пустого аэрозольного баллончика.

Можно также  предложить ребенку рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья, или лепить их из глины, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это позволяет ребенку не только выразить свои “чудовищные” чувства и эмоции, но и меньше бояться чудовищ и, в конечном итоге, обрести власть над ними.

История про Энни "Страх темноты" 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....