Семинар-практикум для педагогов «Особенный ребёнок в детском саду»
консультация по психологии

Стародубцева Мария Вячеславовна

формировать представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Особенный ребёнок в детском саду»

Подготовлен: педагогом-психологом

МДОБУ №26 «Умка» Стародубцевой М.В.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов  о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. формировать представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  2. развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ;
  3. формировать у педагогов психологическую готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;

Количество участников: 15-20

Продолжительность: 1,5-2 часа

Ход мероприятия:

Добрый день уважаемые коллеги! Рада вновь видеть вас у себя нас семинаре.  Предлагаю вам начать нашу встречу с приветствия! И хочу вам предположить любимое приветствие детей нашего сада «Приветствие необычным способ!», приглашаю вас в круг.

«Приветствие необычным способом»

Цель: поднятие настроения, сплочение и настрой группы на работу.

Инструкция: предлагаю вам выбрать для себя способ необычного приветствия без слов, например: локотком, коленом, спинкой, кулачком, плечом…. Педагоги здороваются любым понравившимся способом. Присаживаются на свои места.

 Тема сегодняшней нашей встречи «Особый ребенок в детском саду».  Скажите, как вы понимаете понятие «Особый ребенок»? ответы педагогов. Совершенно верно. Это ребенок с ОВЗ. Как вы думаете, почему наша встреча посвящена  данной теме? Ответы педагогов.

Вы правы в последнее время к нам все чаше приходят дети с различной нозологией (ОВЗ). И нам как педагогом нужно уметь как можно раньше диагностировать такого ребенка, для оказания своевременного комплексного психолого-педагогического сопровождения.

И все же какова общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вначале высказывают предположения педагоги, а затем ведущие дают определение детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий

«инвалид» и «больной».

Новое понятие «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» взамен понятия «лица (дети) с ограниченными возможностями в развитии»

введено в Закон РК «Об образовании» в соответствии с международными

требованиями.

- А между собой мы говорим, что это особенные детки.

Классификация и описание детей с ОВЗ.

Хочу сегодня вас познакомить или освежить с характеристикой данной группы детей.

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Умственная отсталость у детей – это  низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

(ТНР) Тяжелое нарушение речи - Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

 Детей с ТНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:

  • стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
  • эмоционально избирательны по отношению к играм;
  • отстают в красноречивой речи;
  • малопонятно разговаривают;
  • неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
  • имеют маленький словарный запас.

Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен.

Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера.

Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).

Расстройство аутистического спектра (РАС) —  расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий). У детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности. Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

Внешние проявления (признаки).

- не проявляет интерес к играм других детей

- не интересуется играми на взаимодействие 

- избегает визуального контакта

- вращения, размахивания, рассматривание вращающихся предметов

- выстраивание в линейку

- самоукачивание

- ест несъедобное

- нет чувства опасности

- чувствительность к шуму, свету и пр.

Детский церебральный паралич — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде

ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;

Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является:

  • отставание в развитии у них пространственных представлений,
  •  недостаточная ориентировка в частях собственного тела,
  • недостаточна  развита тонкая моторика,
  • у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания и ограничение его объема.

Вот характеристики особых детей, которые приходят к нам детский сад. Многие из вас уже сталкивались с такими воспитанниками и имеют небольшой опыт работы. Сейчас я вам предлагаю разиться на подгруппы. Для этого у вас на спинке стула приклеен жетон. Пройдите, пожалуйста, к столам, где стоит карандашница такого же цвета как ваш жетон.  

        Каждой группе дается характеристика одной из категории детей: дети с умственной отсталостью, РАС, ЗПР и ОНР.

Педагогам дается задание написать письмо от имени ребенка данной категории, посещающего обычный детский сад. (какие он испытывает трудности, чувства и т.д.).

Затем, данные письма зачитываются и обсуждаются.

Упражнение «Трудности»

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

- Назовите каждый по очереди определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий педагог-психолог в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов).

Наша с вами задача как педагогов сопровождать детей,  помогать и учить их преодолевать эти трудности.    

 ФГОС для детей с ОВЗ направлен на гарантию каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

  • степени тяжести нарушения психического развития,
  • способности к освоению цензового уровня образования,
  • вида учебного заведения,
  • региона проживания.

Мы так же с вами знаем, что приоритетным направлением модернизации образования - формирование  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.

упражнение «Мои ресурсы при взаимодействии с детьми с ОВЗ».

Ресурсы бывают разные: материальные, умственные, эмоциональные. Какими ресурсами обладаете вы, чтобы эффективно работать с такими детьми. Итог: При работе с детьми ОВЗ неизбежно возникают негативные чувства, такие как раздражение, гнев, беспомощность и т.д. Таким образом, мы можем найти решение задачи и трансформировать препятствия в виде негативных чувств в ресурс, который придаст нам сил, чтобы продолжить взаимодействие с детьми с ОВЗ.

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

 Приемы социально-педагогической поддержки ребенка: 

 Снятие страха - «Ничего страшного...»

 Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

 Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

 Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»

 Педагогическое внушение - «Приступай же...

 Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»

  • «Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

 Приемы:

 Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

 Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

 Формируйте веру в успех.

 Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Упражнение «Клубочек» (Рефлексия)

        Передовая клубочек назовите, что: нового, полезного для себя вы сегодня узнали!

        Спасибо большое за нашу состоявшуюся встречу, приятно было с вами проработать данную тему. До новой встречи!  

Литература:

  1. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические

         рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с

          детьми с множественными нарушениями в развитии. - СПб.: ООО

          «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 160 с.

  1. Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 83—95.
  2. Инклюзивный детский сад. – М., 2009
  3. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  4. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
  5. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.
  6. ВЕБЕР В. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С.М. Адамовой». Под общей редакцией В.Е. Кагана и Е.С. Креславского. - СПб.:  - СПб.: РАТЭПП, 1998. — 41 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".

Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести  ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......

Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....

Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

   Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочета...

Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"

В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...

Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"

Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум на тему: "Первые дни ребёнка в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей младших групп по адаптации ребёнка к детскому саду....

Семинар - практикум для воспитателей "Первые дни ребёнка в детском саду"

Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.Задачи:Представить теоретическую информацию об особенностях адап...