Семинар-практикум для педагогов: "Метод 6 шляп мышления в решении конфликтов"
методическая разработка по психологии

Молчанова Анна Александровна

Цель: Цель: актуализация и обогащение знаний педагогов в решении конфликтных ситуаций.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx226.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме «Конфликты. Методы профилактики и способы разрешения: Шесть шляп мышления»

 

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1648220856_5-fashionhot-club-p-priem-shlyapi-6.jpg

Цель: актуализация и обогащение знаний педагогов в решении конфликтных ситуаций. 

Задачи:

1. Познакомиться со способами профилактики конфликтов;

2. Развивать толерантность по отношению к другим;

3. Развивать творческое мышление;

1. Вступительная часть:

Чтобы внести некое оживление в работу, предлагаем вам игру, где можно будет обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Пока объясняется игра, приготовить музыку для игры «Игра Конфета».

Необходимо ставить на паузу музыку временами, пока не закончат разворачивать конфету.

Игра «Конфета» 1 слайд

Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.)

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение: После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т.д.)

Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы: «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.)

В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном) варианте?

2 слайд

Каждый человек своеобразен. И даже когда ему всего три года, у него формируются собственные представления об окружающем мире. И вот, такие разные, каждый со своими детскими амбициями, они собираются вместе. В любом коллективе конфликты неизбежны, детское сообщество не является исключением.

Конфликтные ситуации будут возникать в любом случае.

2. Основная часть:

Упражнение «Сорри, конфликта не будет»

  1. Обучение приемам избегания конфликта.
  2. Развитие навыков сотрудничества и эмпатии.

Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того, чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит прощения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Iamsorry», он услышит в ответ «Iamsorry». Первое «Iamsorry», означает «Простите, что я вас задел», второе «Iamsorry», означает «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry»? что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».

Было бы здорово и у детей формировать такую толерантность к другим, и в этом нам поможет упражнение топтыжка.

Упражнение «Топтыжка»

Цель: Формирование толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Например, человек уставший едет в переполненном троллейбусе. Троллейбус качнуло и соседка, не удержав равновесие, наступает ему на ногу. В ответ звучит едкое несдержанное замечание и негативное оценочное суждение личности соседки. Далее возникает нелицеприятный диалог и ссора.

То же самое случается, когда дети толкутся в тамбуре и задевают друг друга плечами и расценивают это как сильную угрозу.

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на раздражение и желание действовать агрессивно.

Тренер даёт инструкцию: «Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине. Марина говорит: «Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д.

Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.

Рефлексия.

Знакомство с методом «6 шляп мышления»

Метод шести шляп позволяет более эффективно использовать процесс мышления при решении проблем, конфликтов. 

Это простой и практический способ для того, чтобы преодолеть три фундаментальные трудности (эмоции, беспомощность, путаницу), которые испытывают люди, попавшие в затруднительное положение.

В сложной, конфликтной ситуации эмоции часто мешают адекватно и трезво оценить происходящее, принять правильное решение. Эмоции могут захлестнуть, либо вести в ступор. Часто люди склонны не думать вообще, а опираться в своих действиях на чутье, эмоции и предрассудки.

Эмоции на правильной стадии мышления совершенно необходимы, полезны. Эмоции там, где они не нужны, могут быть губительными.

Понимание ситуации позволяет отложить эмоции и чувства до нужного, подходящего момента, соответствующего месту и времени.

Когда человек в эмоциях (испытывает сильные чувства), он не способен на конструктивную оценку ситуации (не может использовать возможности своего мозга на 100%).

Беспомощность возникает, когда нет общих стратегий поведения, либо они исчерпаны, когда нет сосредоточенности и понимания как вести себя, что делать. Человек чувствует, что ему «плохо», но у него нет ответа на этот вопрос.

Многие пытаются удерживать и перерабатывать в своей голове много информации – все сразу, и в результате получается мешанина, путаница. Разные мысли могут идти потоком и одновременно.

Применение метода позволяет лучше понять особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотнести его с поставленными задачами.

      «Шесть шляп мышления» – способ преодоления трудностей практического мышления, связанных с эмоциями, беспомощностью, путаницей.

     Исходя из сути метода, мышление делится на 6 видов. Их ещё называют режимы. Каждому из них соответствует цветная «шляпа». Каждой шляпе отведена своя роль. Надевая шляпу определённого цвета, «мыслитель» как бы примеряет на себя роль, соответствующую цвету шляпы. Это помогает более эффективно использовать каждый режим, и вся деятельность мышления становится намного стабильней и сосредоточенней.

     Белая шляпа (информация). Белая, как бумага. Бумага нейтральна и является носителем информации.

Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в нашем распоряжении данных.  Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

— Что мы об этом знаем?

— Какие факты, числа, данные мы имеем?

— Какой ещё информации недостаёт?

     Красная шляпа (чувства). Красный, словно раскалённый. Красный значит тёплый. Красная шляпа отвечает за чувства, предчувствия, эмоции и интуицию: жар в груди от переполняющих эмоций.

Надевая красную шляпу, мы выражаем свои чувства и эмоции по отношению к данному вопросу.

Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств.

— Что мы чувствуем, переживаем по этому поводу?

— Что подсказывает вам внутренний голос?

— Каковы наши догадки, что нам подсказывает интуиция?

     Черная шляпа (логическое негативное мышление). Чёрная мантия судьи. Судья разбирает дело с суровой осторожностью и ничего не принимает на веру.

Надевая черную шляпу, надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Какие подводные камни ожидают человека при таком, или ином варианте событий. Каковы будут потери, и можно ли их избежать?

Пессимистическое рассмотрение ситуации может защитить от безрассудных и необдуманных действий, указать на возможные риски и подводные камни.

— Что может пойти не так?

— Почему это нельзя делать?

— Все опасения, подводные камни.

     Желтая шляпа (логическое позитивное мышление). Солнечный свет и оптимизм. Солнечный свет настраивает на позитивное восприятие мира.

Надевая жёлтую шляпу, определяйте положительные аспекты, плюсы, скрытые ресурсы. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Желтая шляпа требует сконцентрироваться на поиске достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

— Какие у этого положительные стороны?

— Какие есть преимущества и достоинства?

— Какие есть радужные перспективы?

— Почему это надо сделать?

 

     Зеленая шляпа (творческое мышление). Зелёный – цвет природы вообще и растений в частности. Зелёный ассоциируется с ростом, ростками нового растения, энергией. Новые идеи пускают корни.

Зелёная шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

— Какие новые идеи связаны с этим?

— Какие есть альтернативы?

— Как это ещё можно реализовать?

— Что ещё можно с этим сделать?

 

     Голубая шляпа (управление мыслительным процессом). Голубой – цвет неба и далёкого обзора. Взгляд сверху на мыслительный процесс. Голубой – цвет прохладный и беспристрастный.

Голубая шляпа – это шляпа продумывания реализации выбранной идеи, воплощение ее в реальность. Не надо больше думать над преимуществами и недостатками, надо лишь воплощать в жизнь обдуманное решение.

Она служит для управления самим процессом работы, координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует. Её используют в начале для определения порядка работы, и в конце, чтобы обобщить достигнутые результаты обозначить новые цели.

Практическое упражнение «Шесть шляп».

Разобрать конфликтную ситуацию с помощью метода, разделившись на 2 команды (по 3 шляпы на команду). https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/10838474/wr-960.webp

3. Заключительная часть.

Рекомендуемые уголки и пособия:

Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и пособия как: «Скамья-примирения», «Коврик мира»; «Подушка дружбы»; «Шкатулка мирилок»; «Муфта мирилка», «Стул доброты»; «Коробка друзей».

Итог.  Итогом нашей встрече мы предлагаем вам посмотреть мультфильм, который называется «Мост». Этот мультфильм можно использовать в работе с детьми.

Резюме, во всем нужно искать компромисс и этому необходимо учить наших детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План семинара-практикума "Конфликты. Виды конфликтов."

Представлен примерный план проведения семинара-практикума для педагогов и сторудников детского сада №12 "Орлёнок" г. Лобня. В нашем образовательном учреждении, как и во многих других, часто ...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

Семинар-практикум для родителей. "Развитие словесно - логического мышления через использование дидактических игр".

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал п...

Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

Семинар-практикум: «Конструирование как основа развития инженерного мышления»

В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».Современное об...

Семинар – практикум «Техники выстраивания конструктивного взаимодействия и решения конфликтов с родителями».

Семинар – практикум «Техники выстраивания конструктивного взаимодействия и решения конфликтов с родителями»....