Семинар практикум для педагогов "Учимся общаться с родителями. Причины возникновения конфликтов и пути их решения"
план-конспект занятия по психологии

Полякова Ольга Васильевна

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Учимся общаться с родителями.

Причины возникновения конфликтов и пути их решения»

Подготовила:

педагог-психолог

Полякова О.В.

Г.Пыть-Ях

2025г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать наш семинар, мне хотелось бы с одного интересного упражнения.

(Слайд 2) Упражнение «Яблоко и червячок» 

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня мы поговорим с вами о конфликтах. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Т.к. мы с вами являемся педагогами, наша сегодняшняя работа будет направлена на решение конфликтных ситуаций между педагогами и родителями. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.

(Слайд 3) Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

(Слайд 4) Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

•        с ребенком мало занимаются в саду;

•        не создают должных условий для укрепления его здоровья;

•        не могут найти подход к ребенку;

•        плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

•        ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

•        ограничивают свободу ребенка;

•        часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

•        не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

(Слайд 5) У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

•        неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

•        забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

•        забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

•        приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

•        поздно забирают детей;

•        плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

•        предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» (Устно)

Предлагаю, поиграем игру. Разделитесь пожалуйста на 2 команды. 1 команда подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, 2 команда – отстаивает позицию: конфликты – это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями.

(Слайд 6) 2 стороны конфликта

Положительные        

Отрицательные

Получение социального опыта

Настроение враждебности

Нормализация морального состояния

Ухудшение социального самочувствия

Получение новой информации

Снижение работоспособности

Разрядка напряжённости

Ухудшение здоровья

Помогает прояснить отношения

Эмоциональные затраты

Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Как бы нам не хотелось, но осуществить бесконфликтное взаимодействие между людьми невозможно. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Сегодня мы с вами потренируемся решать различные виды конфликтов.

Упражнение «Найди решение конфликта»

Сейчас вам надо разделиться на 4-е группы. Каждая группа получает описание конфликта (Приложение 1). Вам надо найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы всех сторон. (Как лучше решать конфликты? Что должны учитывать участники конфликта?)

Через 5 минут участники представляют свой вариант решения конфликта.

- Легко ли вам было найти пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, ссоре.

Добиваясь своей цели, мы должны через компромисс и доброжелательное отношение к другим учиться сотрудничать.

Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу «Не я против тебя, а мы против проблем»

Игра «Сказка о тройке»

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В или С.

Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит

В – глухой, но может видеть и двигаться

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться

Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

4. Способы выхода из конфликтной ситуации.

Мы с вами познакомились с двумя способами выхода из конфликта.

(Слайд 7) Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон.

Есть ещё три способа выхода из конфликта:

Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия в этом упражнении.

(Слайд 8) Притча «Лабиринт»

Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаяться и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

- Посмотри вниз! – сказал учитель. - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?

- Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться, – ответил ученик.

Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав.

Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель.

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

(Слайд 9) Какие выводы можно сделать после проведения семинара:

1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.

2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

(Слайд 10) Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Итог: вот и подошло наше занятие к концу. Мне бы хотелось Вам раздать консультации «Правила общения педагогов с родителями воспитанников». А еще мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение о сегодняшнем практикуме. Для этого я бы хотела попросить Вас заполнить данную таблицу (Приложение 2).

Приложение 1

1. Сын или дочь хочет, чтобы родители отпустили его в многодневный поход.

2. Подчинённый просит у начальника отпустить его с работы на 2 час раньше.

3. Покупатель хочет, чтобы продавец вернул ему деньги за неисправный прибор.

4. Двое заблудились в лесу и считают, что им нужно идти в противоположные стороны.


Приложение 2

Обратная связь семинара – практикума:

«Учимся общаться с родителями. Причины возникновения конфликтов и пути их решения»

Критерии оценки

Количество баллов

1

2

3

4

5

Физический комфорт

Психологический комфорт

Практическая польза

Ваша активность

Деятельность ведущего

Ваши пожелания / замечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы).

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы)....

Конфликт "Воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути решения

Презентация на тему: "Конфликт в диаде "воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути разрешения"...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель.   Причины возникновения и пути решения....

Презентация " Конфликт воспитатель-родитель" причины возникновения и пути решения

В данной презентации,рассматриваються причины возникновения конфликта между воспитателем и родителями и возможные пути решения данного конфликта...

Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

Семинар для педагогов «Конфликты воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Семинар для педагогов«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛ...