Психологическое просвещение
презентация по психологии

Назарова Ольга Владимировна

направления работы педагога-психолога ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов-психологов ДОО города Элиста

Тема:

«Психопрофилактика, психологическое просвещение и консультирование в системе комплексного сопровождения образовательного процесса в ДОО»

Подготовила:

педагог-психолог

МКДОУ Црр – д/с № 31 «Алтн Булг»

Назарова Ольга Владимировна

Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО реализуется в триединстве таких направлений деятельности как: собственно психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование.

Психологическая профилактика понимается нами как целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов: по предупреждению возможных социально-психологических проблем; по созданию благоприятного психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Психологическое просвещение — это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

   Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

 — популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;

 — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы психопрофилактической работы с родителями

Общаясь с родителями воспитанников, мы замечаем, что они бывают достаточно поверхностно осведомлены о возрастных особенностях и психологических аспектах развития своих детей. Более того, многие из них искушаются обманчивыми тенденциями современной массовой культуры, находятся под влиянием педагогически сомнительных советов и наставлений, пребывают во власти собственных страхов или амбиций.

Поэтому мы активно вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, что побуждает их занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, повышает чувство родительской ответственности.

В работе с родителями используются коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы.

коллективные формы

индивидуальные формы

наглядные формы

  • родительские собрания
  • семинары
  • лекции
  • тренинги
  • консультации
  • акции
  • проекты
  • тематические выставки психологической литературы
  • родительские клубы
  • дни открытых дверей
  • беседы
  • консультации
  • подбор и распространение литературы
  • информационные стенды
  • папки-передвижки;
  • буклеты
  • памятки

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада. Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

 Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит в выявлении одаренных детей, контролировании их развития.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность). Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание.

Как же правильно организовать и провести родительское собрание?

Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями.

В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога. Речь педагога-психолога должна быть: — доступной — адекватной — профессиональной. От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом. Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.

 Подготовка родительского собрания. 1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения. 2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. 3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. 4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

При разработке тематики родительских собраний обязательно учитывается возраст детей и актуальность рассматриваемых тем:

1. «Адаптация ребенка к ДОУ».

2. «Кризисы 3-х лет и 6-7 лет». «Я-сам!: кризис 3 лет. Развитие самостоятельности малышей».

3. «О дисциплине и послушании».

4. «Как реагировать на детские капризы».

5.«Психологическая готовность детей к школьному обучению». «Профилактика школьной дезадаптации». «Подготовка к школе родителей».

6. «Особенности психического развития детей» (для всех возрастных групп).

7. «Игротерапия на дому: как успокоить ребенка?».

8. «Почему дети рисуют монстров?»

9. «Какого цвета ваш ребенок?»

10. «Что делать, если ребенок дерется?»

11. «Развиваем ребенка»

12. «Игра? Игра!»

13. Тренинг «Давайте познакомимся!»

14. Тренинг «Учимся общаться»

15. Тренинг «Развитие ребенка игровыми методами»

16. «Воспитание самостоятельности у детей»

17. «Гаджеты и интернет безопастность» и т.д.

Ежегодно методическая копилка кабинета пополняется новыми конспектами родительских собраний, благодаря запросам заинтересованных педагогов, родителей и администрации.

Как оформить стенд «Рекомендации психолога»:

— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.

— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми.

— Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.

— На стенде обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии.

— Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования. Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки. Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы. Это может быть: — помощь в общении родителей и детей, — тревожный ребенок, — способы преодоления застенчивости, — советы по саморегуляции. Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей.

Например: 1. «Как помочь ребенку адаптироваться в ДОУ». 2. «Рекомендации родителям по развитию внимания ребенка». 3. «Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок успешно подготовился к школе».

 Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

Постоянно разрабатываются и пополняются информационно-методические материалы для стендов, информационных папок, темы: «Родителям будущих первоклассников», «Что делать, если ребенок боится темноты?», «Как вести себя с агрессивным ребенком?», «Не хочу! Не буду!», «Если малыш боится врачей», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что делать, если ребенок кусается?», «Как общаться с застенчивым ребенком?», «Ошибки родителей», «Если малыш боится насекомых» и др.

В рамках проведения  «Дня открытых дверей» и по желанию, приглашаем родителей посещать открытые психопрофилактические занятия педагога-психолога с детьми, тренинги, совместную игровую деятельность, интерактивные родительские собрания в форме круглых столов, игровых тренингов, диспутов.

Формы психопрофилактической работы с педагогами

Обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагога-психолога с воспитателями и специалистами – важнейший аспект образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная психопрофилактическая работа педагога-психолога повышает эффективность педагогического процесса, оптимизирует его организацию и содержание.

В нашем д/с в работе педагога-психолога с педагогами используются разные формы взаимодействия:

групповые

индивидуальные

  • мастер – классы
  • консультации
  • семинары – практикумы
  • деловые игры
  • презентации
  • акции
  • тренинги
  • консультации
  • посещение и анализ НОД молодых педагогов
  • микрогрупповая работа (при подготовке открытых мероприятий)

Темы проводимых мероприятий варьируются в зависимости от конкретных запросов участников воспитательно - образовательного процесса, особенностей детей, задач годового плана ДОУ.

В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). При желании, психолог сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Психопрофилактика , психологическое просвещение и консультирование в системе комплексного сопровождения образовательного процесса в ДОО» Педагог-психолог МКДОУ Црр – д/с № 31 «Алтн Булг» Назарова Ольга Владимировна Методическое объединение педагогов-психологов ДОО города Элиста

Слайд 2

Психологическая профилактика это целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов: по предупреждению возможных социально-психологических проблем; по созданию благоприятного психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Слайд 3

Психологическое просвещение это раздел профилактической деятельности психолога , направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Слайд 4

Психологическое консультирование оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Слайд 5

Формы просветительской работы с родителями коллективные формы индивидуальные формы наглядные формы родительские собрания семинары лекции тренинги консультации акции проекты тематические выставки психологической литературы родительские клубы дни открытых дверей беседы консультации подбор и распространение литературы информационные стенды папки-передвижки; буклеты памятки

Слайд 6

Подготовка родительского собрания А нкетирование родителей по теме собрания П риглашения каждой семье в виде аппликаций И зготовить оригинальные памятки с советами по теме собрания Самодельные плакаты по теме собрания. Учитывать возраст детей и актуальность рассматриваемой темы

Слайд 7

1 . «Адаптация ребенка к ДОУ». 2 . «Кризисы 3-х лет и 6-7 лет », « Я-сам!: кризис 3 лет. Развитие самостоятельности малышей». 3. «О дисциплине и послушании». 4. «Как реагировать на детские капризы». 5 . « Психологическая готовность детей к школьному обучению». 6 . «Особенности психического развития детей» (для всех возрастных групп). 7 . « Игротерапия на дому: как успокоить ребенка ?». 8 . «Какого цвета ваш ребенок?» 9 . «Что делать, если ребенок дерется?» 10. «Развиваем ребенка» 11. «Игра? Игра!» 12. Тренинг «Давайте познакомимся!» 13. Тренинг «Учимся общаться» 14. Тренинг «Развитие ребенка игровыми методами» 15. «Воспитание самостоятельности у детей» 16. «Гаджеты и интернет безопастность » и т.д.

Слайд 8

Как оформить стенд «Рекомендации психолога» Определите цель создания психологического стенда. Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми. Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций. На стенде обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии. Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования.

Слайд 9

Формы психопрофилактической работы с педагогами групповые индивидуальные мастер – классы консультации семинары – практикумы деловые игры презентации акции тренинги консультации посещение и анализ НОД молодых педагогов микрогрупповая работа (при подготовке открытых мероприятий)

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - психологическое просвещение семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Информационно - психологическое просвещение семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Психологическое просвещение педагогического коллектива

Основные аспекты психологического просвещение педагогического коллектива педагогом-психологом...

Психологическое просвещение

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культур...

Консультация для педагогов-психологов на тему «Активные и интерактивные формы работы по психологическому просвещению родителей».

Рассматриваемые формы работы с родителями способствуют объединению усилий педагогического коллектива и родителей для развитии ребенка как личности и поиску новых путей привлечения семьи к участию в уч...