Развитие познавательной активности детей
консультация

Назарова Ольга Владимировна

Родительское собрание на тему: "Познавательная активность детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_poznavatelnaya_aktivnost.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 31 «Алтн Булг»

Родительское собрание на тему:

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог

Назарова О.В.

Родительское собрание в подготовительной группе на тему:

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Цель:  расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:  Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.

 Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей. Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатели, родители.

1 часть: Вступительное слово:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». Она действительно заслуживает внимание, я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательная активность детей должна быть сформирована в дошкольные годы. Познавательное развитие дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

2 часть: 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

 Любознательные дети растут у любознательных родителей. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей, окружающих ребенка). Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

 Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Цель познавательного развития - развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Все вы хотите видеть своих детей сильными, спортивными, успевающими, богатыми. Это хорошие качества, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

- Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

- А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

 - Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей). Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Существуют следующие показатели познавательной активности дошкольников:

 Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

 Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

 Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми).

 Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

  Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

 Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.

Уважаемые родители, как вы поняли термин «познавательная активность»? (Активность, проявляемая в процессе познания, выражаемая в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества)

Формами развития познавательной активности являются:

 Исследовательская деятельность

 Экспериментирование

 Решение проблемных ситуаций

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности. Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

Мы подготовили видеоролик интервью с детьми по тому, как осуществляется познавательное развитие в семье.

3 часть: Видеоролик Интервью детей.

4 часть: Заключение.

А сейчас мы предлагаем вам пройти короткое анкетирование по познавательному развитию. В результате анкетирования можно увидеть, какие проблемы есть, над которыми нужно поработать, какие прослеживаются положительные моменты и есть ещё время исправить ошибки и наверстать упущенное. Желаем Вам успехов!

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Анкетирование для родителей

1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?

1) часто

2) не очень

3) редко

2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?

1) всегда.

2) не всегда

3) редко

3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

 1) да

2) иногда

3) совсем не смотрит

4. Как ваш ребенок относится к книгам?

1) любит книги

2) иногда берёт в руки

3) не интересуется

5. Как часто вы читаете своему ребенку?

1) часто

2) стараюсь читать

3) редко

6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?

1) часто

2) редко

3) не посещаем

7. В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?

1) просмотр телепередач

2) чтение детской энциклопедии

3) рассказы взрослых

8. Чем удивляет Вас Ваш ребёнок?

1) Любознательностью

2) Настойчивостью

3) Пассивностью

9. Можете ли Вы назвать интересы Вашего ребёнка постоянными?

1) Да

2) Нет

3) Они изменчивы

10. Как Вы оцениваете уровень познавательной активности Вашего ребёнка?

1) Высокий

2) Средний

3) Низкий

11. Что делается в семье для развития интересов ребёнка?

1) чтение познавательной литературы, энциклопедий;

2) просмотр телепередач;

3) посещение театра, выставок, кружков, спортивных секций;

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы».

  • Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  • Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. o Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
  • Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...