Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Козлова Татьяна Сергеевна

Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам,  воспитателям детских садов, а также для родителей.  Программа учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.  Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход  игровой мотивации старшего дошкольника  на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует  коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей

 

Составила:  воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №36

Козлова Татьяна Сергеевна

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка3………………………………………………….3

1.2. Цели и задачи программы3…………………………………………...…..5

1.3. Методологические основания и механизмы воздействия……….……6

1.4. Принципы и подходы к формированию программы4………..……7

1.5. Целевая аудитория  ………….………………………………………..……8

 1.6.  Описание сфер ответственности, основных прав участников

программы (специалистов, педагогов)………………………………………8

1.7. Требования к подготовке ведущего…………………………………….8

1.8. Условия работы по программе, количество часов …………………....9

1.9. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы……………………………………………………………………...10

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1. Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы»……………………………………………………………………..11

2.2. Тематическое планирование программы……………………………..12

2.3.  Содержание развивающей деятельности и технология реализации  программы……………………………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………22        

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Наша страна начала жить в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения в системе образования превращает педагогический процесс в целостный и последовательный.

Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально   загружать  детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности.  В дошкольном возрасте  образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего,  у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я.,  В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.

Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.

Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам,  воспитателям детских садов, а также для родителей.  Программа учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.  Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход  игровой мотивации старшего дошкольника  на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует  коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.

  1. Цели и задачи программы:

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.

Задачи программы:

  1. развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
  2. развитие произвольности поведения;
  3. снижение уровня тревожных переживаний;
  4. развитие навыков общения в коллективе;
  5. развитие самоконтроля;
  6. развитие творческого воображения;
  7. поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Тип  программы: развивающий.

1.3. Методологические основания и механизмы воздействия

Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок  к учебной деятельности,  проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей используются :

  • Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Н.Савельева, Р.С. Немов – стартовая; Б.С.Волков, Н.В. Волкова - итоговая)
  •   Тест «Последовательные картинки» (А.Д.Виноградова)
  • Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова, Л.А.Ясюкова)
  •  Тест «10 картинок» (А.Д.Виноградова)
  • Тест «10 слов» (Л.А.Ясюкова)
  •  Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина)
  • Тест Керна – Йерасика (А.Д.Виноградова)
  • Рисование мужской фигуры
  •  Срисовывание прописных букв
  • Срисовывание группы точек
  • Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
  • Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» (А.Д.Виноградова)
  • Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе.   (Я.Л. Коломинский).

Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук.  Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

1.4. Методологические основания и механизмы воздействия.

Методы реализации программы:

  1. сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные  игры;
  2. беседа;
  3. сказкотерапия;
  4. изотерапия;
  5. элементы телесно ориентированной терапии;
  6. психологические этюды;
  7. релаксационные упражнения;
  8. психогимнастика;
  9. проблемные ситуации.

1.5. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы работы с детьми:

  1. Принцип научности;
  2. Принцип развивающего обучения;
  3. Принцип воспитывающего обучения;
  4. Принцип наглядности;
  5. Принцип систематичности и последовательности;
  6. Принцип доступности;
  7. Принцип осознания процесса обучения.
  1. Целевая аудитория

Программа рассчитана на детей подготовительной группы, имеющих низкие показатели по результатам первичной психологической диагностики «Психологического обследования уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».

1.7.  Описание сфер ответственности, основных прав участников

программы (специалистов, педагогов)

Педагог-психолог обязан:

- обеспечивать психологическую и физическую безопасность участников

программы адаптационных мероприятий;

- осуществлять методическую и организационную подготовку к

проводимым занятиям;

- проводить занятия на высоком уровне профессиональной компетентности;

- доводить до сведения участников процесса рекомендации по результатам

работы.

Педагог-психолог является ответственным за детей в период

проведения занятий, а также должен отслеживать психоэмоциональное

состояние участников программы и обеспечить психологическую поддержку

в случае необходимости.

Участники программы имеют право:

- отказаться от участия в программе;

- быть информированными о результатах диагностики, проведенной в

рамках реализации программы.

1.8. Требования к подготовке ведущего

Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями, учитывать возрастные особенности детей младшего возраста, владеть игровыми, коррекционными технологиями;

- профессиональная готовность к реализации мероприятий, включенных в

программу.

  1. Условия работы по программе, количество часов

Вариативность программы. Возможно изменение содержания занятий программы с учетом индивидуального развития и потребностей дошкольников.

Организация программы:

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.

Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.

Общее количество часов реализации программы - 22 часа.

Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.

Вся деятельность имеет единую структуру.

Структура развивающей деятельности с детьми.

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
  • Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности.
  • Рефлексия – оценка  совместной развивающей деятельности с детьми (беседы).
  • Ритуал прощания.

1.10. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы

Материальное обеспечение. Кабинет, наглядный материал (картинки, карточки и бланки с заданиями), цветные карандаши или фломастеры, пластилин, набор предметных картинок из разных понятийных групп, наборы счетных палочек (по количеству детей). Компьютер, проектор, музыкальный центр, электронные пособия.

Результативность: программа  психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы  при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.

Для формирования предпосылок  учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам  по дальнейшему развитию ребенка.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1. Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы  «Скоро в школу!»

Сроки проведения

Родители

Воспитатели

октябрь

Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на начало учебного года.

ноябрь

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 1. «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

Ознакомительная экскурсия в школу.

декабрь

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 2. «Профилактика школьных страхов»

Памятка

«Школьные страхи: почему они появляются и как с ними бороться»

январь

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 3. «Роль родителей в пред школьной и школьной жизни»

Групповая консультация: «Роль семьи в подготовке детей к школе»

февраль

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 4. «Учимся играя»

Консультация:    «Как хорошо уметь читать (Игры по обучению грамоте)»

март

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 5.   «Будущий первоклассник»

Семинар – практикум: «Влияние сверстников на произвольное поведение детей на разных этапах дошкольного возраста»

апрель

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 6. «Занимательные игры»

Буклет «Почему ребёнку важно ошибаться»

май

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 7 . «Познавательная викторина»

Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на конец учебного года.

  1. Тематическое планирование программы

Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.

№ п/п

Тема НОД

Количество НОД

Продолжительность

 1

«Здравствуй – это Я »

1

25-30 минут

 2

«Школа»

2

50-60 минут

3

«Поиграй-ка!»

3

80-90 минут

4

«Поразмышляй-ка!»

3

80-90 минут

5

«Мой дом, мой город».

2

50-60 минут

6

«Весна-красна, с чем ты пришла».

1

25-30 минут

7

«Уроки вежливости»

1

25-30 минут

8

«Мои друзья»

2

50-60 минут

9

«Путешествие по Байкалу»

2

50-60 минут

10

«Тренируем внимание, память, воображение»

2

50-60 минут

11

«Моя семья»

2

50-60 минут

12

«Путешествие в Страну знаний»

1

25-30минут

Итого

22

  1. аса

  1. Содержание развивающей деятельности и технология реализации  программы

№ п/п

Тема и цель  совместной развивающей деятельности

Программное содержание

Интеграция образовательных

областей

1

«Здравствуй – это Я».

Сплочение детского коллектива, развитие произвольного поведения, эмпатии, воображения, внимания, мелкой моторики.

Социализация

Познание

Коммуникация

Физическая культура

«Давайте познакомимся» «Снежный ком».

«Люблю, не люблю».

Беседа о школе (с использованием загадок, ребусов). Рисунок «Моя будущая учительница». Игра на развитие внимания «Локти, плечи, нос, коленки». Упражнение «Слоненок» на пространственное ориентирование. Рефлексия. Прощание

2

«Школа». Становление внутригрупповых контактов, создание доброжелательно-спокойной обстановки в группе; ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время перемены, упражнение в их применении; продолжение развития творческого воображения, тренировка внимания.

Коммуникация

Здоровье Социализация Познание Безопасность

Приветствие. Беседа «Что такое урок?». Проигрывание ситуаций. Упражнение «Цветная сказка». Беседа «Что можно сделать за перемену». Пальчиковая гимнастика. Выработка правил поведения на уроке и перемене. Рефлексия. Прощание.

3

Коммуникация Здоровье Социализация Познание

Приветствие. Беседа «Какие уроки бывают в школе»

Игра «4-й лишний» Упражнение «Собери портфель» Загадки про школьные принадлежности Упражнение «Графический диктант» Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Прощание

4

«Поиграй-ка!» Становление внутригрупповых контактов, создание дружеской обстановки в группе; развитие речи, внимания, памяти, мышления

Коммуникация Здоровье Социализация Познание

Музыка

Приветствие. Игра «Вордбол». Игра «Веселое троеборье».

 Игра «Мигалки». Упражнение «Бусинки». Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Прощание.

5

Коммуникация Здоровье Социализация Познание

Приветствие. Игра «Вордбол». Игра «Веретено» Упражнение «Где лежит карандаш?». Упражнение «Да и нет» Пальчиковая гимнастика Рефлексия. Прощание.

6.

Коммуникация Здоровье Социализация Познание

Приветствие. Игра «Меняйся местами». Игра «Сверни ленту». Упражнение «Продолжи предложение» Упражнение «Графический диктант» Гимнастика для глаз Рефлексия. Прощание.

7.

Познание

Коммуникация Здоровье Социализация

Музыка

Приветствие. Игра «Снежный ком». Игра «Говори наоборот».

Игра: «Нарисуй по образцу»; Упражнение: «Найди отличие» Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Рефлексия. Прощание.

8.

«Поразмышляй-ка!» 

Сплочение детского коллектива, развитие произвольного внимания, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение приемам расслабления

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Музыка 

Физическое развитие

Приветствие. Упражнение «Штриховка». Игра «Плечи, локти, нос, коленки».

 Игра «Будьте внимательны». Упражнение «Кто больше увидит и запомнит». «Графический диктант». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». 

Рефлексия. Прощание.

9.

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Музыка

Приветствие. Упражнение «Собери узор» 

Игра «Будьте внимательны». Упражнение «Что увидел не скажу…». Графический диктант». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание.

10.

«Мой дом, мой город».

Углубление знаний детей о родном крае, городе, в котором живем; развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Познание

Коммуникация Здоровье

 Социализация 

Чтение художественной литературы

Приветствие. Беседа «Родина моя, иркутская область». Упражнение «Муха» на развитие пространственного воображения, ориентирование на плоскости. Игра «Хвост котенка». Игра «Строим дом из палочек. Пальчиковая гимнастика «Дом» Упражнение «Лишний предмет». Рефлексия. Прощание.

 11.

Познание

Коммуникация Социализация 

Музыка

Приветствие. Беседа  «Мой город». Упражнение «Муха» на развитие пространственного воображения, ориентирование на плоскости. Игра «Путаница». Упражнение «Рисуем свой дом» Пальчиковая гимнастика. «Стоим дом» Игра «Кто больше назовет достопримечательностей города». Рефлексия. Прощание.

12

«Весна-красна, с чем ты пришла».

Тренировка внимания, памяти, развития мелкой моторики; обучению самостоятельности.

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Чтение художественной литературы

Приветствие. Упражнение «Карусели». 

Беседа  (загадки, стихотворения о весне). 

Упражнение «Кто как ходит». Пальчиковая гимнастика «Весна» Упражнение «Запомни и нарисуй». 

Игра «Аплодисменты». Рефлексия. Прощание.

13

«Уроки вежливости»

Закрепление понятия «вежливое слово», тренировка мыслительных процессов, развитие творческого воображения, памяти

Познание

Коммуникация Социализация

Физическое развитие

Приветствие. 

Игра «Хвост котенка». Упражнение «Цветные косички» Беседа по теме «Вежливые слова». Упражнение «Есть или нет». Упражнение «Что такое «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

 Игра «Веселые вопросы». Рефлексия. Прощание.

14.

«Мои друзья». Формирование взаимодействия между людьми; развитие произвольного внимания, эмоциональной выразительности

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Музыка

Физическое развитие

Приветствие. Релаксационное упражнение «Сова». 

Беседа по теме «Дружба». Упражнение «Рисуем солнышко». Упражнение «Сосчитай и нарисуй» Физкультминутка. Упражнение «Шнуровка». Упражнение «Я молодец, потому что...». 

Рефлексия. Прощание.

15.

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Музыка

Физическое развитие

Приветствие. Релаксационное упражнение «Сова». Беседа по теме «Мой лучший друг».

Упражнение «Люблю – не люблю» Упражнение «Графический диктант». Физкультминутка. Упражнение «Шнуровка». Упражнение «Ты молодец, потому что...». Рефлексия. Прощание.

16.

«Путешествие по Байкалу».

Активизация познавательной деятельности, воспитание доброты, сострадания к другим людям; развитие коммуникативных способностей, умения выражать эмоциональное состояние

Познание

Коммуникация  

Физическое развитие

Приветствие. Беседа по теме растительный мир Байкала. Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Игра «Кто кем был».

Игра «Зашумленные предметы».

Беседа «Что происходит с природой весной». Физкультминутка. Упражнение «Соедини по точкам и разукрась». Рефлексия. Прощание.

17

Познание

Коммуникация  

Физическое развитие

Приветствие. Беседа по теме животный мир Байкала.

Пальчиковая гимнастика «Животные». Игра «Кто кем был». Игра «Зашумленные предметы». Беседа «Что происходит с животными весной». Физкультминутка. Упражнение «Соедини по точкам и разукрась». Рефлексия. Прощание.

18

«Тренируем внимание, память, воображение».

Развитие непосредственной вербальной памяти; пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «правее», «левее»); формирование понятийного внимания

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Физическое развитие

Приветствие. Игра «Как это можно использовать?» Игра «Сказочное превращение». «Продолжи предложение». Пальчиковая гимнастика.

Игра «Составь рассказ из слов»; Рефлексия. Прощание.

19

 Познание

Коммуникация Здоровье

Труд

Приветствие.

Игра «Что пропало» «Корректурная проба». Упражнение «Собери треугольник». Упражнение «Найди лишнее слово». Упражнение «Нарисуй дорожку». Физкультминутка Рефлексия. Прощание.

 20

«Моя семья». Развитие способности к анализу; формирование пространственных представлений; воспитание позитивного отношения к окружающим

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Физическое развитие

Приветствие. Беседа по теме. Рисунок «Моя семья». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Назови одним словом». Физкультминутка. Игра «Кто наблюдательнее». Упражнение «Автопортрет» Релаксационное упражнение «Штанга». Рефлексия. Прощание.

21

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Физическое развитие

Приветствие. Беседа по теме. Рисунок «Моя семья». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Мой дядя – это..». Физкультминутка. Игра «Кто больше знает имен». Упражнение «Рисуем семью» Релаксационное упражнение «Сосулька». Рефлексия. Прощание.

22

«Путешествие в Страну знаний». Расширение кругозора детей, развитие эмоционально-волевой сферы; формирование пространственных представлений; обучение детей использованию жестов для выражения своих мыслей; развитие познавательной сферы, внимания, мелкой моторики

Познание

Коммуникация Здоровье

Социализация

Физическое развитие

Музыка

Приветствие. Упражнение «Самолет»

Беседа по теме: «Что такое радуга…?»

Игра: «Какого цвета наш цветок?» Пальчиковая гимнастика

Беседа о море Обыгрывание ситуации Упражнение «Составь  рассказ» Упражнение «Самолет» Рефлексия. Прощание.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно - развиващую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом ДОУ. Только при условии работы в системе ребенок –педагог- взрослый, возможны положительные решения проблем у ребёнка.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОО предполагает:

- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики;

- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;

- умение замечать в поведении ребенка признаки утомления, перевозбужения, недомогания, потери интереса.

Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном на:

- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей;

- гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие , интересы воспитанников;

- адаптацию ребенка к детскому саду;

- организацию разновозрастного общения воспитанников;

- раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;

- организации коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

IV.         CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

2.  Ветер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

3. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М.: Просвещение, 2002.

4.  Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентября, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.

5.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

6.  Нижегородцева Н.В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001.

7.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1999.

8.  Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1995.

9.  Ильина МЛ., Парамонова Л.А., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Изд-во «ACT», 1999.

10. Шихахмедова Ася Шихахмедовна, Электронный ресурс . http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news6024.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической помощи ребенку старшего дошкольного возраста с навязчивыми кошмарными снами

Данный материал подойдет как для психологов ДОУ, так и воспитателей. Вторые могут использовать только некоторые компоненты (так как заниматься коррекцией может только человек с профессиональным образо...

Развитие критического мышления как составляющей психологической безопасности ребенка старшего дошкольного возраста

В концепции модернизации  российского образования одной из приоритетных задач является формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, реш...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Музейная педагогика как средство психолого-педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются примеры организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении как средства психолого-педагогического сопровождения дошкольника и формирования культурно-национального ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....